Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:52, реферат
Цель контрольной работы: изучение трудового потенциала общества.
При написании контрольной работы ставились следующие задачи:
* охарактеризовать сущность трудового потенциала и перечислить его основные показатели;
* определить и дать описание структуры трудового потенциала;
* рассмотреть соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила»;
* проанализировать компоненты трудового потенциала.
Введение 3
1 Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура 5
1.1 Сущность и показатели трудового потенциала 5
1.2 Структура трудового потенциала 8
1.3 Соотношение «трудового потенциала» с «потенциалом человека», «человеческим капиталом» и "рабочей силой" 10
2 Компоненты трудового потенциала 11
2.1 Общая характеристика компонентов трудового потенциала 11
2.2 Здоровье 13
2.3 Нравственность 14
2.4 Творческий потенциал 16
2.5 Активность 18
2.6 Организованность и ассертивностъ 21
2.7 Образование 22
2.8 Профессионализм 22
2.9 Ресурсы рабочего времени 24
Заключение 26
Список литературы 28
Вместе с тем в настоящее время доля АЭС в общей выработке электроэнергии России составляет около 10%, т. е. намного меньше, чем в большинстве развитых стран.
Во Франции, которая не обделена гидроресурсами и топливом, эта доля превышает 60%. Благодаря АЭС во Франции самая низкая в мире себестоимость электроэнергии. В энергетике таких густонаселенных странах, как Германия и Япония, доля АЭС значительно выше, чем в России.
Как показывает мировой опыт, повышение безопасности АЭС России может быть достигнуто только в результате повышения технической и общей культуры профессионализма и ответственности всех, кто строит и эксплуатирует сложные технические системы.
Поскольку базой профессионализма является общая культура и уровень образованности населения, степень отставания России от мировых стандартов квалификации работников примерно соответствует отставанию в области образования.
Статистика показывает, что отставание тем больше, чем выше сложность труда. Иначе говоря, по профессионализму российский рабочий меньше отличается от американского или японского, чем российский инженер, и особенно руководитель, от своих зарубежных коллег.
Ресурсы рабочего времени в общем случае определяются двумя факторами: численностью работников и временем работы.
Численность занятых на предприятии определяется количеством рабочих мест, которое, в свою очередь, зависит от объемов выпуска продукции, трудоемкости работ, режима сменности.
В масштабах страны численность занятых определяется численностью трудоспособного населения, потребностью в различных видах труда, уровнем заработной платы, системой пенсионного обеспечения и рядом других факторов. Практически уровень занятости определяется соотношением спроса и предложения на рынках труда.
В настоящее время нижняя граница трудоспособного возраста в России составляет 16 лет, а верхняя — 59 лет для мужчин и 54 года для женщин. В большинстве развитых стран верхняя граница трудоспособного возраста составляет 64 года. В России повышение верхней границы трудоспособного возраста пока нереально, так как большинство мужчин не доживают до 59 лет. Лица трудоспособного возраста составляли в середине 90-х годов основную часть трудовых ресурсов России — 95,0%. Доля работающих пенсионеров —около 4,5%; доля работающих подростков (до 16 лет) — менее 0,1%.
Продолжительность рабочего времени в экономике России устанавливается на основе Кодекса законов о труде РФ. В соответствии со ст. 42 КЗоТ "нормальная продолжительность рабочего времени работников на предприятиях, в учреждениях, организациях не может превышать 40 часов в неделю". Статья 43 КЗоТ определяет продолжительность рабочего времени для работников, не достигших возраста 18 лет:
1. в возрасте 16—18 лет — не более 36 ч в неделю;
2. в возрасте от 15 до 16 лет, а также для учащихся в возрасте от 14 до 15 лет, работающих в период каникул, — не более 24 ч в неделю.
Продолжительность рабочего времени учащихся, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины норм, установленных в ТК РФ для лиц соответствующего возраста.
Для работников, занятых на работах с вредными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 ч в неделю.
Время занятости на предприятиях развитых стран составляет, как правило, 33—40 ч в неделю при 4—6 неделях ежегодного отпуска. Однако значительная часть населения занята более чем на одном предприятии (одной работе). Для многих видов деятельности характерна сверхурочная работа или ненормированный рабочий день. Последнее относится к большинству менеджеров и творческим видам труда.
В заключении контрольной работы были сделаны нижеследующие выводы.
Под трудовым потенциалом понимают общую численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.
Из этого определения следует, что в понятие «трудовой потенциал» включаются элементы таких понятий, как «трудовые ресурсы» и «рабочая сила», т. е. люди рабочего и послерабочего возрастов, которые по своим данным (физическим, психологическим, профессиональным) могут предложить услуги на рынке труда. Таким образом, это не просто физически пригодное к трудовой деятельности население, а только та его часть, которая имеет необходимый уровень образования, профессиональную подготовку и квалификацию.
Синонимом трудового потенциала в количественном аспекте является термин экономически активное население. Под ним понимают часть населения страны, обеспечивающую предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. В состав экономически активного населения входят занятые и безработные.
Трудовой потенциал предприятия — это предельная величина возможного участия работников в производстве с учетом их психологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта. При определении его величины важно правильно выбрать показатель измерения, а именно человеко-час. Величину трудового потенциала можно определять на любом уровне: общество, предприятие, человек.
Рост уровня безработицы в России говорит о том, что она наряду с инфляцией становится одной из основных социально-экономических проблем.
В настоящее время в России сохраняется достаточно высокий общеобразовательный уровень экономически активного населения. Почти треть населения, занятого в народном хозяйстве, имеет высшее и среднее специальное образование. Образовательный уровень трудоспособных контингентов населения представляет действенный стратегический ресурс.
Россия наряду с такими странами, как Польша, ЮАР, Филиппины, Индия занимает одно из ведущих мест в мире по «утечке мозгов». По существующим оценкам, примерно треть наиболее талантливых российских ученых работает за рубежом, а ежегодные потери России от этого явления оцениваются в 50- 60 млрд долл.
Международная миграция и «утечка мозгов» - явления неординарные. С одной стороны, Россия лишается основного фактора научно-технического прогресса - ученых, инженеров, уникальных специалистов и др. С другой стороны, если условия для высококвалифицированных специалистов в России изменятся к лучшему, то после работы за рубежом специалисты вернутся на родину, приобретя практический опыт работы в современных мировых научно-исследовательских центрах, смогут использовать свои знания для развития отечественного научно-технического потенциала.
Россия имеет большие возможности для привлечения временной рабочей силы из стран СНГ, а также из Китая и ряда других стран. Миграционная привлекательность России, которая чаще всего недооценивается, в действительности представляет собой необходимое условие развития этого потенциала из-за ограниченности собственных демографических ресурсов и необходимости вовлечения в созидательный процесс природно-ресурсного потенциала.
Развитие кадрового потенциала страны, как одного из важнейших ресурсов государства, возможно обеспечить на основе:
- введения государственных профессиональных стандартов, соответствующих международным требованиям, создания системы сертификации и аттестации персонала;
- формирования и обеспечения систем государственного заказа на подготовку и переподготовку кадров для приоритетных и инновационных сфер деятельности;
- обеспечения качества образовательных услуг на базе усовершенствования механизма лицензирования и аккредитации образовательных организаций;
- обеспечения социальных гарантий со стороны государства;
- дальнейшего совершенствования трудового законодательства.