Трудовой потенциал

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2011 в 03:52, реферат

Описание работы

Цель контрольной работы: изучение трудового потенциала общества.
При написании контрольной работы ставились следующие задачи:
* охарактеризовать сущность трудового потенциала и перечислить его основные показатели;
* определить и дать описание структуры трудового потенциала;
* рассмотреть соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила»;
* проанализировать компоненты трудового потенциала.

Содержание

Введение 3
1 Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура 5
1.1 Сущность и показатели трудового потенциала 5
1.2 Структура трудового потенциала 8
1.3 Соотношение «трудового потенциала» с «потенциалом человека», «человеческим капиталом» и "рабочей силой" 10
2 Компоненты трудового потенциала 11
2.1 Общая характеристика компонентов трудового потенциала 11
2.2 Здоровье 13
2.3 Нравственность 14
2.4 Творческий потенциал 16
2.5 Активность 18
2.6 Организованность и ассертивностъ 21
2.7 Образование 22
2.8 Профессионализм 22
2.9 Ресурсы рабочего времени 24
Заключение 26
Список литературы 28

Работа содержит 1 файл

Трудовой потенциал.doc

— 254.50 Кб (Скачать)

    Содержание 
 
 

 

    

Введение

    Трудовые  ресурсы являются важнейшей и  активной частью ресурсов общества. Это трудоспособная часть населения, обладающая физическими и интеллектуальными способностями к трудовой деятельности, которая может производить материальные блага или оказывать услуги.

    Для характеристики трудовых ресурсов используется их деление по возрасту, полу, образованию и т.д. Исходным пунктом воспроизводства трудовых ресурсов является их формирование, которое обусловливается естественным воспроизводством населения. Естественное движение населения определяется разницей коэффициентов рождаемости и смертности.

    Большое социальное и экономическое значение имеет состав населения по образованию. Он характеризуется процентом грамотных, средним числом лет обучения и т.д. Весьма важным является прогнозирование численности населения. Оно позволяет выявить ожидаемые изменения численности населения, оценить демографическую ситуацию, определить численность трудовых ресурсов.

    Словом  “потенциал” обычно обозначают средства, запасы, источники, которые могут быть использованы, а также возможности отдельного лица, группы лиц, общества в конкретной обстановке.

    Во  всем мире пришли к признанию решающей роли главной производительной силы — человека, возможностей и способностей каждого работника, отдельных групп и общества в целом осуществлять и совершенствовать трудовую деятельность, существенно повышать ее эффективность. В этой связи возникает вопрос, почему же до 80-х годов наша экономическая наука не применяла данный термин? В первую очередь это связано с тем, что на протяжении длительного времени экономическая наука хотя и занималась проблемами трудовых ресурсов, но изучались только три группы населения: трудоспособные в трудоспособном возрасте, фактически занятые в сфере экономики, подростки и пенсионеры. Следовательно, охватывалась только часть трудового потенциала страны, да и то в основном с точки зрения укрупненных объемных характеристик. 

    Термин  “трудовой потенциал” и его понятие  начали входить в государственные и правительственные документы с 90-х годов. Так, в мае 1994 г. было принято Постановление Правительства РФ № 434 “О целевом проекте "формирования трудового потенциала для наукоемкого производства". Оно было связано с поддержанием и развитием в этот сложный для России период космической отрасли промышленности.

    Можно говорить о трудовом потенциале отдельного человека, предприятия, города, области, всего общества, поскольку он представляет собой совокупность всех способностей человека трудиться.

    Цель  контрольной работы: изучение трудового  потенциала общества.

    При написании контрольной работы ставились следующие задачи:

  • охарактеризовать сущность трудового потенциала и перечислить его основные показатели;
  • определить и дать описание структуры трудового потенциала;
  • рассмотреть соотношение понятий «потенциал человека», «трудовой потенциал», «человеческий капитал», «рабочая сила»;
  • проанализировать компоненты трудового потенциала.
 
 
 

 

    

1 Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура

1.1 Сущность и показатели трудового потенциала

    Трудовой  потенциал — это ресурсная  категория; он должен включать в себя источники, средства, ресурсы труда, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели, возможности отдельного лица, общества, государства в конкретной области. Таким образом, применительно к предприятию трудовой потенциал — это предельная величина возможного участия трудящихся в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний и накопленного опыта.

    Трудовой  потенциал предприятия включает несколько половозрастных групп  работников, обладающих разными потенциальными возможностями, качественно характеризуется образовательным и профессионально-квалификационным уровнем и стажем работы по избранной специальности. Он формируется под воздействием технических и организационных факторов, так как с целью осуществления производственного процесса с учетом специализации каждое предприятие оснащается необходимым оборудованием.

    При определении величины потенциала и  его использования, важным является правильный выбор показателя измерения. В качестве главного показателя объема принималась и принимается до сих пор численность, а показателя использования — человек-год.

    Исследования, проведенные рядом ученых, показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человеко-часов и среднесписочной численности работников составляет 15%. Следовательно, среднесписочная численность работников, имеющая переменную величину, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики ее можно применять только с поправочным коэффициентами. А так как такие коэффициенты разработать очень трудно, то требуется нахождение нового объемного показателя.

    Некоторые ученые предлагают в качестве объемного  показателя использовать человеко-час, так как он стабилен и потому хорошо отражает динамику, требует корректировку (при сравнении по разным периодам) только по числу рабочих дней, позволяет учесть не только полногодовых работников, но и тех, кто может работать лишь часть установленного времени. Применяя этот показатель, можно также выделить в общем потенциале суммарную величину неиспользуемого рабочего времени в связи с неблагоприятными условиями труда на производствах, где законодательно установлен сокращенный рабочий день, а также суммарное время неработы тех исполнителей, которые получают дополнительные отпуска в связи с неблагоприятными условиями труда. Такое выделение позволит организовать работу по коренному улучшению условий труда и эффективному управлению этим процессом. Неиспользуемое рабочее время будет состоять из трех неравнозначных величин, а именно: часов, на которые сокращается продолжительность рабочего дня, дней дополнительного отпуска исполнителей, занятых на данных работах, а также дней сокращения неявок по общей заболеваемости в результате улучшения условий труда.

    Исследования, проведенные рядом российских экономистов, в том числе и работниками  кафедры экономики труда ВЗФЭИ, убедительно показали, что в качестве основного объемного показателя трудового потенциала может выступать только человеко-час. Он обладает стабильностью и возможностью применения во всех экономических расчетах и на любом уровне.

    Величина  совокупного потенциального фонда  рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между величиной календарного фонда (Фк) и суммарной величиной нерезервообразующих неявок и перерывов, т.е. объемная величина времени работы для выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим (Тнп) относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно обусловленные неявки и перерывы). В этом фонде, как в зеркале, находит отражение весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период времени.

    Поскольку базовой расчетной величиной  может выступать фонд рабочего времени, то и показателем, характеризующим  его возможности, должна выступать одноименная единица измерения, имеющая не качественное, а только количественное отличие. Правильный выбор единого измерителя имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как создает научно обоснованную базу приведения разновеликих величин к единому показателю.

    Размеры величины трудового потенциала предприятия  определяются по формуле:

    ФП = Ч·Д·Тсм

    где Фп„ - совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч.;

    Ч — численность работающих, чел.;

    Д - количество дней работы в периоде, дн.,

    Тсм — продолжительность рабочего дня, ч.

    Следовательно, потенциальная величина производственного коллектива в часах — это произведение численности работающих (Ч) на законодательно установленную продолжительность рабочего дня в часах (Тсм) с учетом количества дней (Д) работы в периоде. Отсюда представляется возможным в общем виде выразить и величину трудового потенциала общества (региона):

    где Фп.о6щ — потенциальный фонд времени  общества, ч.;

     - численность населения, способного участвовать в общественном производстве по группам;

    Тр - законодательно установленная величина времени работы по группам работников в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Она представляет собой произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.

1.2 Структура трудового потенциала

    Поскольку трудовой потенциал включает всех граждан, способных участвовать в процессе общественного производства, с учетом их физических возможностей, имеющихся знаний и профессионально-квалификационных навыков при нормальном уровне интенсификации труда, то и в расчет должны быть включены все группы работников с учетом характерных для них особенностей. Так как структура этих групп неоднородна по возможностям участия в общественном производстве, то для правильного определения величины трудового потенциала общества необходимо каждую отдельную группу лиц привести к базовой величине. Такой величиной является полногодовой работник. Трудовой потенциал общества, исчисленный в таких работниках, можно определить по формуле:

    Побщ = Фобщ: tр

    где Побщ — трудовой потенциал общества полногодовых работников; tр — расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.

    Следовательно, необходимо правильно определить группу лиц с различным уровнем потенциальных возможностей, участвующую в общественном производстве. Причем продолжительность календарного периода такого участия отдельных работников не всегда является однозначным критерием величины потенциала. Например, мужчины и женщины в силу физиологических особенностей организма при прочих равных условиях в одну и ту же единицу рабочего времени производят различное количество потребительских стоимостей (выполняют неодинаковый объем работ). Эти и другие особенности обязательно должны быть учтены при группировке трудящихся по основному признаку, каким являются в данном случае способность и возможность участия в общественно полезном труде.

    В 1990 г. в международном лексиконе  и терминологии социальных работников появилось новое определение — индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), или сокращенно — индекс человеческого развития (ИЧР). Указанный индекс содержит четыре парадигмы (греч. — пример, образец) и измеряется показателями. К важнейшим парадигмам развития человеческого потенциала относятся:

    • продуктивность как результат эффективной  деятельности, направленной на повышение дохода и экономического роста;

    • равенство, понимаемое как равенство  возможностей в реализации способностей использования благами;

    • устойчивость, позволяющая обеспечить доступ к достижению цивилизации не только нынешним, но и будущим поколениям;

    • расширение возможностей, предполагающее, что развитие осуществляется не только в интересах людей, но и благодаря их усилиям.

    Среди ведущих показателей, определяющих индекс развития человеческого потенциала, выделяют три: ожидаемая продолжительность  жизни; уровень образования; реальный душевой валовой продукт (ДВП). Взятые вместе они отражают три главных качества: здоровую жизнь, уровень знаний, достойный человека уровень жизни. Однако следует отметить, что ни один индекс неспособен полностью отразить такое сложное понятие, как человеческий потенциал. Каждый показатель описывается отдельными пунктами: продолжительность жизни — годами жизни, образование — годами обучения, доход — покупательской способностью, грамотность взрослого населения — процентами. Для того чтобы можно было использовать данные показатели в единой системе, применяется шкала 0-1, где 0 это минимум, а 1 — максимум (табл. 1).

Информация о работе Трудовой потенциал