Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2010 в 22:28, курсовая работа
Цель работы – раскрыть теорию трудового потенциала, проанализировать его структуру и выявить основные проблемы и перспективы развития.
Объект работы – трудовой потенциал и его структура
Задачей данной работы является:
1.Рассмотреть понятие и структуру трудового потенциала
2.Проанализировать структуру трудового потенциала и особенности оборота рабочей силы
3.Рассмотреть проблемы и перспективы развития трудового потенциала
Введение………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие и структура трудового потенциала
1.1 Понятие трудового потенциала…………………………………..5
1.2 Трудовой потенциал работника………………………………….7
1.3 Трудовой потенциал предприятия……………………………….9
1.4Трудовой потенциал общества…………………………………….10 Глава 2: Структура трудового потенциала и его использование
2.1 Анализ структуры трудового потенциала……………………14
2.2 Особенности оборота рабочей силы……………………………16
Глава 3: Проблемы и перспективы развития трудового потенциала
3.1 Недоиспользование трудового потенциала…………………18
3.2 Низкая цена труда………………………………………………20
3.3 Проблема старения……………………………………………...21
3.4 Проблема отношений рынка труда и системы образования.
3.5 Подбор квалифицированного персонала………………….…….24
3.6 Перспективы трудового потенциала………………………….26
Заключение…………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………….34
Трудовой потенциал работника включает:
• психофизиологический потенциал — способности и склонности человека, состояние его здоровья, работоспособность, выносливость, тип нервной системы и т.п.;
• квалификационный потенциал — объем, глубину и разносторонность общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность работника к труду определенного содержания и сложности;
• личностный потенциал — уровень гражданского сознания и социальной зрелости, степень усвоения работником норм отношения к труду, ценностные ориентации, интересы, потребности в сфере труда.
Трудовой
потенциал работника зависит
от степени взаимного согласования
в развитии психофизиологического, квалификационного
и личностного потенциалов.3
1.3. Трудовой потенциал предприятия
Применительно к предприятию трудовой потенциал представляет собой предельную величину возможного участия работников в производстве с учетом их психофизиологических особенностей, уровня профессиональных знаний, накопленного опыта при наличии необходимых организационно -технических условий.
Трудовой
потенциал предприятия как
Таким образом, если совокупность физических и духовных способностей человека является основой трудового потенциала личности, то производительная сила, возникающая благодаря совместной деятельности различных индивидов, составляет основу трудового потенциала коллектива предприятия. При этом необходимо учитывать, что трудовые коллективы обладают разными потенциалами в зависимости от территориального расположения предприятия, отраслевой принадлежности, размеров производства, половозрастной структуры и др. Кроме того, каждое предприятие имеет свои особенности формирования коллектива, трудовые традиции, взаимоотношения между работниками.
Структура трудового потенциала предприятия представляет собой соотношение различных демографических, социальных, функциональных, профессиональных и других характеристик групп работников и отношений между ними.
В трудовом потенциале предприятия можно выделить следующие компоненты: кадровый, профессиональный, квалификационный и организационный.
Кадровая составляющая включает: квалификационный потенциал (профессиональные знания, умения и навыки) и образовательный потенциал (познавательные способности).
Профессиональная структура коллектива связана с изменениями в содержании труда под влиянием НТП, который обусловливает появление новых и отмирание старых профессий, усложнение трудовых операций.
Квалификационная структура определяется качественными изменениями в трудовом потенциале (рост умений, знаний, навыков) и отражает прежде всего изменения в его личностной составляющей.
Организационная составляющая трудового потенциала предприятия включает высокую организацию и культуру труда, находя свое выражение в четкости, ритмичности, согласованности трудовых усилий и 'высокой степени удовлетворенности работников своим трудом.
Организационная
составляющая трудового потенциала во
многом определяет эффективность функционирования
трудового коллектива как системы в целом
и каждого работника в отдельности и с
этих позиций непосредственно связана
с эффективным использованием трудового
потенциала.4
1.4. Трудовой потенциал общества5
Общественный трудовой потенциал, аккумулирующий и синтезирующий совокупные способности к общественно полезной деятельности трудоспособного населения, представляет собой конкретную форму материализации человеческого фактора, показатель уровня развития и границы созидательной активности трудящихся масс.
В количественном отношении общественный трудовой потенциал характеризует возможности общества по привлечению к общественному, труду населения разного пола и возраста (мужчин и женщин рабочего, дорабочего и послерабочего возрастов), В качественном отношении трудовой потенциал общества — это его реальные возможности по реализации через участие в общественно полезном труде всего многообразия личных способностей и качеств: знаний, умений и навыков, приобретаемых людьми в процессе воспитания, подготовки к труду, непосредственно трудовой деятельности, переобучения и повышения квалификации.
Он является производным от уровня развития производительных сил и состояния здоровья населения, от содержания общего и специального образования, профессиональной подготовки, нравственного воспитания, отражающих цели, конечную направленность и социально-экономические условия формирования личности.
Потенциал общества зависит от качественных характеристик совокупной рабочей силы, определяющих уровень развития способностей к труду (профессионального мастерства, интеллекта, творческой активности, мобильности) и специфику важнейших социально формирующих черт членов общества (ответственности, исполнительности, дисциплинированности, инициативности, организаторских способностей и др.).
При определении величины потенциала и его использования важно правильно выбрать показатель измерения. В качестве основного показателя объема применяется численность, а показателя использования — человекогод. Исследования показывают, что разница в оценке затрат труда в промышленности страны по величине отработанных человекочасов и среднесписочной численности работников находится в пределах 15%. Следовательно, показатель среднесписочной численности работников, являющийся переменной величиной, не может быть эталоном при оценке величины потенциала, поэтому при анализе динамики его можно применять только с поправочными коэффициентами. А поскольку такие коэффициенты разработать очень трудно, необходимо найти новый объемный показатель.
Исследования,
проведенные отечественными экономистами,
в том числе работниками
Величина совокупного потенциального фонда рабочего времени производственного коллектива представляет собой разность между календарным фондом (Фк) и суммарными резервообразующими неявками и перерывами (Тн.п.), т.е. объемную величину времени выполнения производственного задания данным коллективом работников. К нерезервообразующим относятся регламентированные затраты, которые по своей правовой и экономической сущности являются необходимыми и не могут служить резервом увеличения времени непосредственной работы (выходные и праздничные дни, основные и дополнительные отпуска и другие законодательно установленные неявки и перерывы). В этом фонде отражается весь объем потенциальных возможностей работающих за любой (плановый, отчетный) период.
Применительно к предприятию величина трудового потенциала определяется по формуле:
Фп=Фк-Тн. п. или Фп=ЧДТсм ,
где Фп — совокупный потенциальный фонд рабочего времени предприятия, ч; Ч— численность работающих, чел.; Д — количество дней работы в периоде; Тсм — продолжительность рабочего дня, смены, ч.
В общем виде величину трудового потенциала общества (региона) можно выразить формулой:
,
где Фп общ — потенциальный фонд рабочего времени общества, ч; — численность населения по группам, способного участвовать в общественном производстве (i= 1, 2, ...m); m — число групп населения; Тр — законодательно установленная величина времени работы по группам в течение календарного периода (год, квартал, месяц). Исчисляется как произведение количества рабочих дней в периоде на установленную продолжительность рабочего дня в часах.
Так
как трудовой потенциал включает
всех граждан, способных участвовать в
общественном производстве в силу своих
физических возможностей, имеющихся знаний
и профессионально-
Побщ = Фп. общ/tрасч.,
где tрасч – расчетное время работы одного трудящегося в течение года, ч.
Продолжительность
календарного периода участия группы
лиц с различным уровнем
Итог: Человек является главной производительной силой. Каждый работник, группа людей или общество обладают возможностями и способностями осуществлять трудовую деятельность. Исходя из этого, можно сказать, что трудовой потенциал - это наличие неких резервов, скрытых возможностей или способностей в трудовой деятельности.
Как следует из вышесказанного, этими скрытыми возможностями и способностями обладает не только каждый отдельно взятый человек, но и коллективы, группы, предприятия и даже общество в целом.
Анализ и максимально
полное использование трудового
потенциала является неотъемлемым условием
успешного производства, поэтому анализ
трудового потенциала является важной
задачей не только на уровне предприятий
но и на межгосударственном уровне.
Глава 2: Использование трудового потенциала
Набор характеристик, которые используются в литературе для определения возможностей эффективного труда, не в полной мере соответствует реалиям современной экономики. Этот набор целесообразно расширить на основе понятия трудового потенциала. Его компоненты должны характеризовать:
Приведенным аспектам соответствуют следующие компоненты трудового потенциала:
Показатели,
характеризующие эти
Трудовой потенциал человека является частью его потенциала как личности, т. е. по отношению к индивидууму трудовой потенциал — это часть потенциала человека, который формируется на основе природных данных (способностей), образования, воспитания и жизненного опыта.