Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа
Социально-экономический потенциал как показатель экономической мощи страны приобретает огромное значение в развитии экономики, особенно в данный период ее развития, когда в России имеются огромные национальные богатства и существует необходимость в создании экономических, хозяйственных, производственных, социальных условий и возможностей для более интенсивного развития экономики за счет качественных факторов роста.
Социально-экономическое развитие регионов, как и России в целом, наталкивается в последнее десятилетие на очень серьезные трудности.
Введение
Глава 1. Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура.
1.1 Сущность и показатели трудового потенциала
1.2 Структура трудового потенциала
1.3 Роль трудового потенциала в развитии социально -
экономического потенциала региона.
Глава 2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
2.1 Общая характеристика республики.
2.2 Место экономики Республики северная осетия-алания в
России и ЮФО.
2.3. Структура экономики Республики северная осетия-алания
2.4 Ведущие отрасли и производства
2.5.Финансовое состояние
Глава 3. Состояние социальной сферы Республики Северная
Осетия-Алания
3.1 Демографическая ситуация
3.2 Образование
3.3. Физическая культура и спорт
3.4 Здравоохранение
3.5 Социальная поддержка
Заключение
Список использованной литературы:
В республике функционирует 213 общеобразовательных учреждений, Из них 56,9% расположено в сельской местности. На селе обучается 36% от общей численности обучающихся в общеобразовательных учреждениях детей. При этом 14,4% от общего числа школ являются малочисленными. Наполняемость классов в селе и в городе существенно отличается: в городе - в среднем 25 человек, в селе - от одного- двух до 16.
В рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» В 2006 году 154 школы республики подключены подключены к сети Интернет. В 2007 году к сети Интернет будут подключены ещё 56 школ В школах республики на 40 учащихся 2-11 классов приходится один компьютер, что несколько выше среднероссийского показателя. Среднее время загруженности школьных компьютерных классов - 14,35 часа в неделю.
В Республике Северная Осетия - Алания функционирует 5 детских домов, 3 специальных (коррекционных) образовательных учреждения, центр реабилитации и коррекции.
В республике действует 59 учреждений дополнительного образования детей:14 многопрофильных учреждений (реализующих программы 5 и более направлений деятельности), 24 спортивные школы, 7 - технической направленности, 8 - эколого-биологической , 2 - туристско-краеведческой, 2 - социально-педагогической в этих учреждениях обучается 58300детей. Дополнительное образование в республике в государственных и муниципальных учреждениях является бесплатным.
Система начального профессионального образования представлена 12 профессиональными училищами и 3 лицеями, в которых обучается 5122 учащихся по 47 профессиям.
Стратегическим направлением в работе системы начального профессионального образования, является переход на многоступенчатость и вариативность образования в целях создания условий для улучшения социальной адаптации выпускников.
Учреждениями начального профессионального образования республики в 2011 году выпущено 2286 специалистов. Из них: 1364 человека (60 %) трудоустроены на предприятия и в организации республики, 398 человек продолжили обучение в высших и средних учебных заведениях, 267 человек призваны в ряды Вооруженных Сил Российской Федерации.
Систему среднего профессионального образования РСО-Алания составляют 13 государственных и 1 негосударственное образовательное учреждение. В средних специальных учебных заведениях республики обучается 8269 студентов, в том числе по очной форме - 6481 человека. Из общего числа студентов средних специальных учебных заведений на бюджетной основе обучаются 85%. Проводится систематический анализ распределения контингента студентов по группам направлений подготовки с целью выработки рекомендаций по оптимизации структуры специальностей по критериям востребованности норматив, утвержденный Минобразованием России.
В республике на начало 2010-2011 учебного года действовали 5 государственных и 10 негосударственных высших учебных заведений, в которых по 110 направлениям подготовки обучаются свыше 35 тыс. студентов. Удельный контингент студентов (на 10000 населения) по РСО-А - 514 человек, а средний по Российской Федерации - 479 человек. В 5 государственных вузах РСО-А в 2011 году поступало на дневную форму обучения 5200 абитуриентов. Среднее значение конкурсов в государственные вузы в 2011 г. составило 153 человек на 100 мест приёма.
Учитывая, что доступность получения качественного образования имеет большое социальное значение, Министерством образования и науки РСО-Алания проведена работа по целевому приему выпускников общеобразовательных школ республики в вузы, подведомственные Рособразованию. В высшие учебные заведения гг. Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону поступило 118 человек.
Решающая роль в обеспечении высокого качества образования принадлежит профессорско-преподавательским кадрам. В вузах республики работают свыше 2300 преподавателей: из них 13,4% докторов, профессоров и 47,4% кандидатов наук, доцентов.
Улучшилась и материально-техническая база государственных вузов. Так, общий библиотечный фонд насчитывает свыше 2,6 млн. экземпляров книг. Используется в образовательном процессе свыше 2700 компьютеров, объединённых в каждом вузе в локальную сеть, связывающую все учебные корпуса и имеющую открытый доступ в Интернет.
Получили дальнейшее развитие и международные связи вузов со странами ближнего и дальнего зарубежья. В республике обучаются 28 иностранных студентов из 12 стран, в том числе из Индии, Камеруна, Финляндии, Украины, Литвы, Армении.
В качестве основных проблем в системе образования следует выделить:
* устаревшую материально-техническая базу ряда учреждений;
* несоответствие существующих зданий
выпускников.
При проведении процедур комплексной оценки деятельности средних специальных учебных заведений одним из важных критериальных показателей является оснащенность учебного заведения информационно-вычислительной техникой: 4-5 персональных компьютеров на 100 студентов. Данный показатель по средним специальным учебным заведениям республики вдвое превышает
* образовательных учреждений установленным стандартам и нуждающихся в реконструкции;
* нехватка помещений для оздоровления, реабилитации, занятий спортом и физкультурой;
* отсутствие специального оборудования для трудового обучения и дополнительного образования детей-сирот;
* недостаточное количество типовых специализированных образовательных учреждений спортивной направленности.
3.3. Физическая культура и спорт
В настоящее время в РСО-Алания функционирует 897 спортивных сооружений, в число которых входят 350 спортзалов, 475 плоскостных сооружений
Укрепляется физкультурно-спортивная база республики. Введен в эксплуатацию Дворец спорта г.Беслан, построены 2 стандартных футбольных поля с искусственным покрытием. Реконструированы и заново построены более 20-ти спортивных площадок по месту жительства.
Клубы, имеющие спортивную направленность (более 20-ти) обеспечены новым инвентарем и оборудованием на сумму более 2 млн.руб.
В 2011 году численность занимающихся физической культурой и спортом составила 52390 человек, что на 1600 человек больше, чем в 2010 году. Наиболее перспективными видами спорта в РСО-Алания являются все виды спортивной борьбы, футбол, виды восточных единоборств, армспорт тяжелая атлетика, художественная гимнастика, фехтование, конный спорт, легкая атлетика.
В 2011 году на чемпионатах и первенствах мира, Европы и России спортсменами РСО - Алания завоевано 267 медалей, из них 143 золотые. Подготовлено 112 человек, выполнивших нормативы мастера спорта и мастера спорта международного класса. В составы сборных команд России (взрослые, молодежь, юниоры, юноши) от республики включено более 150 человек.
3.4 Здравоохранение
Здравоохранение РСО-Алания представлено 27 учреждениями здравоохранения стационарного типа, в том числе: 5 диспансерами, 77 амбулаторно-поликлиническими учреждениями, 3 стоматологическими поликлиниками, 72 фельдшерско-акушерскими пунктами, а также 9 станциями (отделениями) скорой помощи, 2 домами ребенка, 1 детским санаторием для детей с родителями.
Реализация основной цели здравоохранения требует дальнейшего развития материальной базы лечебно-профилактических учреждений республики, соответствия ее растущему спросу населения на оказание медицинской помощи. Однако, в настоящее время основные фонды здравоохранения республики (здания, медицинское оборудование, санитарный транспорт) изношены. Здания многих лечебно-профилактических учреждений (республиканского противотуберкулезного диспансера, Клинической больницы скорой помощи, Моздокской районной поликлиники) построены еще в 40-60 годы, не имеют локальных очистных сооружений, инженерные коммуникации устарели, Большинство амбулаторно-поликлинических учреждений располагается в приспособленных помещениях.
Необходимость развития системы здравоохранения обусловлена увеличением потребностей населения в медицинской помощи. В течение ряда лет заболеваемость населения республики, в том числе заболеваемость туберкулезом, остается высокой. Мобилизация ресурсов здравоохранения, использование новых лекарственных средств способствовали стабилизации заболеваемости, в том числе и туберкулезом.
Основными проблемами в сфере здравоохранения являются:
* высокий уровень заболеваемости туберкулезом;
* недостаточный уровень материально-технического оснащения.
3.5 Социальная поддержка
Наиболее востребованной формой социального обслуживания населения пожилого возраста и инвалидов является социальное обслуживание на дому. При этом стационарная форма социального обслуживания продолжает оставаться наиболее действенной и в настоящее время.
На 1 января 2006 года сеть стационарных учреждений республики представлена 3 домами-интернатами (численность проживающих около 700 человек). Сохраняется очередность на помещение в дома-интернаты, что связано с существующей длительное время проблемой завершения строительства Республиканского дома-интерната для ветеранов войны и труда на 152 места.
Социальное обслуживание на дому в республике осуществляется 9 территориальными Центрами, около 100 отделениями социального обслуживания различного вида, которые обслужили в 2011 году 116,1тыс. человек.
Базовым учреждением, оказывающим комплексную реабилитационную помощь детям-инвалидам и их семьям, является Республиканский центр реабилитации детей-инвалидов. В 2009- 2011 г.г. в указанном центре прошли курсы реабилитационных мероприятий более 1800 чел., из которых у 90% наблюдается положительная динамика.
Основными проблемами в сфере социальной защиты населения являются:
* рост числа граждан, нуждающихся в поддержке со стороны государства;
* недостаточный уровень материально-технического оснащения учреждений социального обслуживания населения.
Заключение
Под трудовым потенциалом понимают общую численность экономически активного населения страны, обладающего необходимыми физическими, психическими и профессиональными параметрами, обеспечивающими возможность его участия в трудовой деятельности.
Под развитием человеческого потенциала понимается не только приумножение доходов людей, но и их здоровье, образование, сохранение окружающей среды, а также формирование качество иных условий социально экономического развития.
В качестве обобщающего показателя используется индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП), который призван и применяется при анализе социально экономическом положении в отдельных странах и мире в целом.
Раскрыть феномен трудового потенциала - значит определить его встроенность в механизм обеспечения эффективности производства. В России этот потенциал остается во многом нереализованным.
Знание теории трудового потенциала позволяет искать пути к улучшению качества труда, так как знать - это наполовину овладеть и мобилизовать силы для решения задачи. Экономика - это, прежде всего, работающие люди. Именно с них и начинаются все преобразования и реформы. И процветание страны зависит не от ее природных богатств, а от того, насколько развит и деятелен работник, насколько гармонично, с соблюдения обоюдных интересов, протекает взаимодействие работника и трудовой ассоциации, работника и общества. Анализ процессов, связанных с изменением структуры занятости, позволяет говорить о том, что Россия, к сожалению, движется не к постиндустриальному обществу в соответствии с общемировой тенденцией, а в обратном направлении. Об этом говорит, во-первых, деградация накопленного на протяжении советского периода индустриального и научного потенциала; во-вторых, отток квалифицированных кадров из национальных анклавов высоких технологий за рубеж и в секторы, обеспечивающие возможность выживания внутри России.
Без эффективного вмешательства государства, призванного отстаивать стратегические интересы развития национальной экономики, и предприятия, и работники, и чиновники устремляются на поиски краткосрочных выгод.
Список использованной литературы:
Информация о работе Трудовой потенциал и его роль в социально-экономическом развитии региона