Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:38, курсовая работа
Социально-экономический потенциал как показатель экономической мощи страны приобретает огромное значение в развитии экономики, особенно в данный период ее развития, когда в России имеются огромные национальные богатства и существует необходимость в создании экономических, хозяйственных, производственных, социальных условий и возможностей для более интенсивного развития экономики за счет качественных факторов роста.
Социально-экономическое развитие регионов, как и России в целом, наталкивается в последнее десятилетие на очень серьезные трудности.
Введение
Глава 1. Трудовой потенциал: сущность, показатели, структура.
1.1 Сущность и показатели трудового потенциала
1.2 Структура трудового потенциала
1.3 Роль трудового потенциала в развитии социально -
экономического потенциала региона.
Глава 2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
2.1 Общая характеристика республики.
2.2 Место экономики Республики северная осетия-алания в
России и ЮФО.
2.3. Структура экономики Республики северная осетия-алания
2.4 Ведущие отрасли и производства
2.5.Финансовое состояние
Глава 3. Состояние социальной сферы Республики Северная
Осетия-Алания
3.1 Демографическая ситуация
3.2 Образование
3.3. Физическая культура и спорт
3.4 Здравоохранение
3.5 Социальная поддержка
Заключение
Список использованной литературы:
Основоположник синергетики Г. Хакен определяет понятие самоорганизующейся системы следующим образом: “Мы называем систему самоорганизующейся, если она без специфического воздействия извне обретает какую-то пространственную, временную или функциональную структуру. Под специфическим внешним воздействием мы понимаем такое, которое навязывает системе структуру или функционирование”. Для социально-экономического потенциала региона как самоорганизующейся системы характерен ряд особенностей, а именно:
1) способность адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды без потери целостности системы. Формирование в РФ социально ориентированной рыночной экономики сопровождалось пересмотром целей государственного управления территориями, что обусловило изменение структуры социально-экономического потенциала региона и характера связей между составляющими его локальными потенциалами. Результатом стало обновление социально-экономического потенциала как системы, обеспечивающей не только экономические, но и социальные приоритеты развития региона;
2) наличие стратегических целей, к которым система стремится, вокруг которых “самоорганизуется”. В качестве важнейшей стратегической цели регионального управления в РФ выступает повышение качества жизни населения. Данная цель конкретизируется в целях инфраструктурной, социальной, инвестиционной, инновационной региональной политики;
3) необходимость управления как условие обеспечения целенаправленности процесса самоорганизации. Субъектом управления выступает администрация региона, представленная главой исполнительной власти (губернатором) и подчиненными ему органами и должностными лицами; объектом - совокупность отраслей экономики и социальной сферы региона. Управляющее воздействие осуществляется посредством комплекса инструментов управления, среди которых важнейшими являются поддержка малого и среднего предпринимательства, развитие системы государственно-частного партнерства, инфраструктурная политика, ресурсосбережение и др.;
4) самоорганизация реализуется в форме циклических процедур. Стратегическое управление социально-экономическим потенциалом региона должно осуществляться на основе двухуровневого подхода, предложенного профессором Е.А. Федоровой и предполагающего:
* оценку текущего, имеющегося в наличии потенциала, которая проводится независимо от выбранной стратегии и целей развития региона;
* оценку возможностей наращивания потенциала, которая осуществляется после того, как определены стратегические цели развития региона применительно к возможностям их достижения. Данный процесс повторяется циклически в зависимости от числа установленных стратегических целей;
5) эволюция системы вызывает развитие ее структурных элементов, и, наоборот, развитие элементов приводит к возникновению нового качества системы. При этом потенциал более высокого ранга не суммирует, а синтезирует свойства связанных с ним потенциалов более низкого ранга, приобретая качественно новые свойства. Рост качества жизни населения, выражающийся в долгой и здоровой жизни, в возможности приобщения к достижениям науки и культуры, в творческой и общественной активности населения, в обеспечении безопасности жизнедеятельности, приводит к положительным изменениям во всех составляющих социально-экономического потенциала региона. Эволюция локальных потенциалов, в свою очередь, определяет возможность и темпы социально-экономического развития территории - основы обеспечения высокого стандарта качества жизни населения.
Ориентация России на экономический рост, основанный на разработке и внедрении инноваций во все сферы жизнедеятельности человека, обусловила признание трудового потенциала ведущим фактором социально-экономического развития российских регионов и страны в целом6. На смену теории человеческого капитала, провозгласившей решающую роль человека в обеспечении экономического роста, приходит концепция человеческих возможностей, в соответствии с которой целью стратегического развития регионов и государства в целом является повышение качества жизни населения. В этих условиях существенное значение приобретает трудовой потенциал, представляющий собой возможности по привлечению и использованию в региональной экономике трудовых ресурсов определенного количества и качества в соответствии с выбранной стратегией регионального развития.
В системе государственного и муниципального управления в качестве эталонных стратегий развития выступают стратегии роста, а именно стратегии специализации, интеграции, концентрации и диверсификации7. Указанные стратегии предполагают создание условий 1) для роста экономики региона как фактора высокого уровня и качества жизни населения и 2) для обеспечения пропорциональности развития экономики региона как фактора роста социально-экономического потенциала. Формирование стратегии регионального развития должно осуществляться с позиций наращивания всех составляющих социально-экономического потенциала региона при ведущей роли трудового потенциала. Под наращиванием (от русского “наращать”, т.е. заставлять расти) понимается создание условий для роста трудового потенциала региона. Речь идет не о количественном увеличении, а о качественном преобразовании - улучшении физических и нервно-психических возможностей населения; его культурном развитии; повышении уровней образовательной и профессиональной подготовки; росте мобильности, в том числе социальной; эволюции системы морально-нравственных ценностей и т.д.
Формирование трудового потенциала региона - это деятельность государственных и иных субъектов региональной экономики, направленная на создание условий для обеспечения непрерывности процесса воспроизводства населения региона и его трудового потенциала. Его основными целевыми ориентирами являются повы-шение (поддержание) уровня жизни населения; прогрессивное сохранение численности населения; улучшение состояния здоровья населения; повышение уровня образовательной (профессиональной) подготовки населения. Достижению указанных целей способствуют:
* политика в сфере распределения доходов, направленная на преодоление дифференциации населения по уровню доходов и имущества;
* пенсионное обеспечение, нацеленное на п о -вышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и качества жизни пенсионеров;
* политика в сфере охраны здоровья населения, направленная на создание условий для укрепления общественного здоровья и увеличение продолжительности жизни населения;
* политика в сфере образования, направленная на повышение качества, доступности и эффективности предоставляемых населению образовательных услуг;
* политика в жилищной сфере , направленная на улучшение жилищных условий населения;
* демографическая политика, направленная на создание условий для позитивных изменений в динамике численности, структуры, расселения и качества населения.
Реализация трудового потенциала региона
- это деятельность государственных и
иных субъектов региональной экономики,
направленная на создание условий для
эффективного использования трудового
потенциала в секторах и отраслях экономики
региона. Процесс реализации трудового
потенциала региона нацелен: на повышение
(обеспечение) уровня занятости населения;
развитие профессионально-
* политику в сфере труда и занятости населения, заключающуюся в содействии росту производительности труда, обеспечении равных возможностей доступа к рабочим местам, поддержки безработных граждан;
* инвестиционную политику, направленную на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности субъектов национальной экономики, повышение эффективности использования инвестиций;
* инновационную политику, заключающуюся в создании экономических условий для производства и вывода на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной инновационной продукции;
* структурную политику, направленную на формирование необходимых общегосударственных, внутриотраслевых и межотраслевых и региональных пропорций национальной экономики. Реализация трудового потенциала региона осуществляется посредство м механизма рынка труда -особого рынка, где происходит формирование спроса и предложения на рабочую силу. С точки зрения современной экономической теории рынок труда включает в себя две составляющие - рынок рабочей силы и рынок рабочих мест. Сформированный трудовой потенциал поступает на рынок труда в форме рабочей силы - способности к труду, совокупности физических и интеллектуальных способностей, которыми располагает человек и которые может использовать в трудовой деятельности8. Условия для реализации трудового потенциала региона отражает рынок рабочих мест - пространственных зон трудовой деятельности работников, оснащенных необходимыми основными и вспомогательными средствами и закрепленных за ними для выполнения определенных трудовых функций9. Объем, структура и динамика рабочих мест определяются социально-экономическим потенциалом региона и уровнем его использования.
В своем единстве процессы формирования
и реализации трудового потенциала обеспечивают
непрерывность его наращивания, важнейшим
условием достижения которой является
сбалансированность профессионально-
Глава 2. Состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания.
2.1 Общая характеристика республики.
Республика Северная Осетия-Алания относится к числу небольших по размерам субъектов Российской Федерации с высокой плотностью населения и транспортных коммуникаций. Площадь республики составляет 8 тыс.кв.км, при этом на долю горной полосы приходится 48% всей площади. Плотность населения - около 90 чел. на 1 кв. км, что более, чем в 10 раз выше средней плотности в России. В республике проживает 717 тысячь человек, представителей более ста национальностей.
Республика является приграничным регионом России. Помимо соседства одновременно с четырьмя субъектами Российской Федерации: Республикой Ингушетия, Чеченской Республикой, Ставропольским краем и Кабардино-Балкарской Республикой, Северная Осетия также с Грузией и Юго-Осетинской Республикой
Главными природными ресурсами Северной Осетии являются водные и гидроэнергетические ресурсы, принадлежащие реке Терек и ее основным притокам. Республиканские источники экологически чистой минеральной и пресной ледниковой воды не имеют себе равных во всей России. Недра республики содержат разнообразные полезные ископаемые, среди которых самыми ценными являются полиметаллические руды, сырье для цементной промышленности и природные строительные материалы.
Северная Осетия-Алания - наиболее промышленно специализированный регион среди республик Юга России, по объему промышленного производства уступающий лишь Республике Дагестан. Промышленная база Северной Осетии достаточно диверсифицирована. На территории республики находятся предприятия по добыче полиметаллических руд, ремонту железнодорожного подвижного состава, производству свинца, цинка, вольфрама, медного проката, твердых сплавов, строительных материалов и деталей, стекольной продукции, электрооборудования, мебели, гофрокартонной тары, трикотажных изделий, крахмалопаточной и ликеро-водочной продукции.
Сельское хозяйство обеспечивает текущие потребности населения и пищевой промышленности республики.
2.2 Место экономики Республики северная осетия-алания в России и ЮФО.
В наибольшей степени Северную Осетию позиционируют в России некоторые виды ее природных ресурсов, прежде всего, нерудные полезные ископаемые и водные ресурсы. Несмотря на небольшую площадь территории особенно значительна ее роль в балансовых запасах доломитов, по оценке она составляет 71,2 % общероссийских.
В экономике России наиболее заметен вклад Республики Северная Осетия-Алания в сельскохозяйственном секторе. Объем сельскохозяйственного производства республики составлял в 2011 году 0,53% от общероссийского, причем в 1999 году эта доля составляла лишь 0,32%. Постепенно растет доля республики и в численности населения России, за 1999-2011 гг. она выросла с 0,46% до 0,56%. За то же время вклад в промышленное производство почти не изменился.
В Южном федеральном округе РСО-Алания по объему ВРП занимает восьмое место, уступая Кабардино-Балкарской Республике и опережая Чеченскую Республику. Однако по доле лиц с высшим образованием в численности занятого населения Северная Осетия является лидером в ЮФО.
Занимая лишь седьмое место в ЮФО по совокупному инвестиционному потенциалу, Северная Осетия занимает второе место в округе после Краснодарского края по инфраструктурному потенциалу. Это свидетельствует о важности республики как связующей территории между регионами ЮФО.
2.3. Структура экономики Республики северная осетия-алания
Структуру экономики Республики Северная Осетия-Алания можно назвать «сбалансированной» и «замкнутой», ориентированной преимущественно на самообеспечение.
В структуре ВРП республики виды деятельности (по ОКВЭД), соотносимые с отраслью «промышленность» (по ОКОНХ) в 2011 году занимали 18,3%, что лишь немногим больше доли «оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств» (17,9%) и «сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства» (17,8%). Трем ведущим секторам экономики значительно уступает «транспорт и связь», обеспечивающие 11,8% ВРП республики.
Информация о работе Трудовой потенциал и его роль в социально-экономическом развитии региона