Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 20:41, курсовая работа
Основная цель работы – определение влияния профессиональных способностей личности на трудовое поведение работника в организации.
Объектом исследования является трудовое поведение работников в организации. В первой главе даётся понятие «трудовое поведение», а также рассматривается его структура и классификация. Во второй главе описываются способности личности, их классификация и процесс формирования. В третье главе рассматривается взаимосвязь понятий «профессиональные способности» и «трудовое поведение», рассматриваются затратно-компенсационные модели трудового поведения.
При написании курсовой работы были применены методы сбора, обработки, систематизации и анализа литературных данных.
В этом случае имеют место цикличный процесс затрат профессиональных ресурсов, оценка их количества и качества, предметно воплощенная в стоимостной, товарно-натуральной, а также в социальной формах.
Профессиональная
способность личности является функционально-инструментальным
свойством, которое в своей поведенческой
форме преобразует исходные компоненты
производства в определенный результат.
Профессиональная способность личности включает в себя:
- возможность построения технологически целесообразной системы действий, сопряженных с конкретными средствами и другими исходными компонентами производства;
- систему устойчивых навыков, умений и эмпирически фиксированных образцовтрудового поведения, циклически возобновляющихся в процессе производства;
- когнитивно-смысловой образ профессиональной ситуации;
- алгоритм обмена затрачиваемых ресурсов на соответствующие эквиваленты, обеспечивающие их возмещение.
Алгоритм обмена является средством сохранения и поддержания энергетического, информационного, экономического, социального и рекреационного баланса (равновесия) носителя профессиональных ресурсов и производственной среды. Он имеет несколько уровней реализации. В реальном процессе затрат и компенсаций эти уровни тесно связаны и представляют собой сложнейшие комбинации факторов, взаимодействующих по принципу сообщающихся сосудов.
Наиболее рациональная форма расходования энергии в процессе труда соответствует минимуму затрат, при котором устойчиво сохраняется технологически целесообразный результат. Что касается экономии энергии путем минимизации результата и его отклонения от заданного образца, то они теряют всякий производственный, технологический и экономический смысл. Можно говорить о физиологических, технологических и иных пределах экономии энергии в процессе трудового поведения, за которыми следует явный (или неявный) деструктивный момент, приводящий к рассогласованию целей и интересов носителя профессиональных способностей и производственной организации.
В каждой системе профессиональных действий существует оптимальная модель трудового поведения, в рамках которой выявляется предельная величина (максимальная и минимальная) расходования энергетического потенциала работника.
Она основана на балансе усилий и действий, адекватных:
2) диапазону рабочей зоны функционального поведения,
3)
базовым возможностям
Разумеется,
оценивать затраты и
Однако подобная оценка охватывает лишь низший слой поведенческих функций и может служить основой построения и разработки «физиологического оптимума» трудового поведения.
Еще более сложной является проблема оценки затрат в процессе трудового (функционального) поведения, и прежде всего той поведенческой формы, в которой эти затраты осуществляются. Имеется в виду функциональный алгоритм, структурирующий затраты профессиональных ресурсов работников в соответствии с нормативно-заданным результатом. Оптимальная форма затрат и компенсаций ресурсов носителей профессиональных способностей заложена в соответствующей системе навыков функционального поведения.
Нам представляется, что способ достижения профессиональных целей фиксируется в структуре личности работника как некий устойчивый функциональный алгоритм, служащий мотиватором трудового поведения определенного типа. Он обеспечивает конкретную форму трансформации профессиональных ресурсов личности в определенный результат и, главное, является важнейшим ресурсом носителя профессиональных способностей, ядром, которое определяет сам «эффект квалификации», профессионального мастерства работника11.
Функциональный алгоритм трудового поведения в основных координатах и параметрах зависит от возможностей конкретного человека, его умения оптимизировать усилия таким образом, чтобы не выходить за рамки своей трудоспособности, технологических требований и условий производства. Функциональный алгоритм трудового поведения - реальное средство организации профессиональной активности работника при трансформации его ресурсов в необходимый результат, естественно, при сохранении им определенного оптимума трудоспособности. В конкретном алгоритме функционального поведения работника заложена определенная форма его профессиональной реализации, которая фиксируется в соответствующем диапазоне технологических возможностей, результатов, адекватных экономических и социальных оценок.
Что касается основных составляющих функционального (трудового) поведения, то оно имеет конкретное предметно-технологическое содержание, которое определяется способами, методами и средствами достижения заданного результата, а также соответствующие режимы, формы и порядок поведенческой детерминации, в ходе которой одни элементы сменяют другие.
Функциональная структура трудового поведения, особенности функциональных связей работников, да и сами эти связи определяются той предметной областью, в системе которой актуализируется профессиональная активность разного качества. При этом следует учитывать, что поведенческий субстрат профессиональных действий, средства и методы достижения конкретного результата существенным образом отличаются друг от друга. Это различие и является фактором специализации, дифференцирующим профессиональные способности. Самое существенное, что функциональный алгоритм трудового поведения — важный компонент, который определяет качество и специфику затрат профессиональных ресурсов работников.
Таким образом, поведенческая программа носителя профессиональных способностей служит функциональным основанием для воспроизводства качественных параметров результата труда. Способ реализации поведенческой программы, зафиксированный в профессиональных способностях определенного вида, предполагает соответствующий алгоритм, который обеспечивает объективацию результата заданного качества. А качество результата, в конечном счете, — это проекция профессиональной активности субъекта труда, обладающего необходимыми возможностями воспроизводить логику достижения такого результата.
Феномен профессионального мастерства — важнейшее достояние (ресурс) носителя тех или иных способностей. С одной стороны, это конкретный технологически целесообразный способ объективации профессиональной активности, с другой — функциональная возможность организации и применения других ресурсов личности, не включенных непосредственно в содержание ее профессиональных способностей.
Данный феномен содержит в себе конкретную возможность объективации профессиональных способностей в определенной предметной и процессуальной форме.
В процессе активизации профессиональных способностей их носитель совершает функциональный, материальный и информационный обмен между своими действиями в каждый конкретный момент времени и результатом, «наполняя» последний свойствами, которые в своем интегративно-суммарном виде отражают его форму, структуру, физические и потребительские характеристики. В свою очередь, качество получаемого результата есть реальный показатель качества применяемых профессиональных способностей, реальное подтверждение их уровня, что, в конечном итоге, находит выражение в соответствующих экономических и социальных оценках.
Режим минимизации или максимизации трудового поведения всегда мотивационно детерминирован и определяется системой субъективно-личностных критериев, которые в зависимости от их содержания, смысла или уровня предпочтения предполагают применение неких моделей затрат профессиональных ресурсов.
Профессиональные способности работника — фактор социально-экономического обмена, который, в зависимости от тех или иных условий и обстоятельств, трансформируется в различные варианты симметричных (или близких к ним) затратно-компенсационных моделей трудового поведения. В их числе:
- тарифно-нормативные модели, жестко предписывающие, нормирующие меру затрат и компенсаций работника на рабочем месте;
- рыночно-конъюнктурные модели, определяющие величину баланса затрат и компенсаций профессиональных ресурсов в соответствии с действием рыночных механизмов спроса и предложения;
- директивно-патерналистские модели, основанные на различных формах внеэкономического принуждения;
- ценностно-ориентированные модели, базирующиеся на общечеловеческих ценностях, нормах и императивах социального поведения и т.п. На оценку баланса затрат и компенсаций профессиональных ресурсов работника воздействуют психологические и групповые факторы. В их основу заложены субъективные и интерсубъективные критерии механизмов социального сравнения и обмена.
Последние
зависят от уровня притязаний и ожиданий
индивидов и социальных групп. Можно
сказать, что различным притязаниям соответствуют
разные затратно-компенсационные модели
поведения.
В заключение необходимо отметить, что при написании курсовой работы были применены методы сбора, обработки, систематизации и анализа литературных данных.
В первой главе был рассмотрен ряд понятий, таких как «трудовое поведение», «трудовая деятельность», «социальное поведение» и их взаимосвязь. Была сформулированна функциональная структура трудового поведения. Также подробно была описана классификация трудового поведения.
Вторая глава
И наконец, в третьей
главе была рассмотрены затратно-компенсационные
модели трудового поведения, профессиональные
способности были определены как фактор
социально-экономического обмена, который
трансформируется в различные варианты
трудового поведения.
1.
Дряхлов Н.И. Социология труда.
- М., издательство Московского
2. Бобнева М.И Социальные нормы и регуляция поведения Отв. ред.: Шорохова Е.В. - М.: Наука, 2001. - 311 c.
3. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. М.: Наука, 2005. С. 89—105
4. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда. – М.: Высш. шк., 1989 –123 с.
5. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни. Очерки теории. Новосибирск: Наука, 2001. 446 с.
6. Ручка А.А., Сакада Н.А. Стимулирование и мотивация труда на промышленном предприятии. Киев: Наукова Думка, 1988. С. 11
7. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999. - 407 с.
8. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 2003, с. 133.
9. Ермолин В.В. Профессиональное призвание. Иваново, 2003.с.43-45.
10.
Шадриков В. Д. Введение в
психологическую теорию
11.
Верховин В.И. Затратно-компенсационные
модели трудового поведения, 1993, с.
116