Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2010 в 20:41, курсовая работа
Основная цель работы – определение влияния профессиональных способностей личности на трудовое поведение работника в организации.
Объектом исследования является трудовое поведение работников в организации. В первой главе даётся понятие «трудовое поведение», а также рассматривается его структура и классификация. Во второй главе описываются способности личности, их классификация и процесс формирования. В третье главе рассматривается взаимосвязь понятий «профессиональные способности» и «трудовое поведение», рассматриваются затратно-компенсационные модели трудового поведения.
При написании курсовой работы были применены методы сбора, обработки, систематизации и анализа литературных данных.
Способности
- определяются как такие индивидуально-
Для классификации способностей применяются разные критерии. Так, можно выделить способности сенсомоторные, перцептивные, мнемические, имагинативные, мыслительные и коммуникативные. В качестве иного критерия может выступать некая предметная область, соответственно чему способности можно квалифицировать как научные (математические, лингвистические, гуманитарные), творческие (музыкальные, литературные, художественные) и инженерные.
Говоря
об индивидуально-психологических
особенностях, выделяют способности, имеющие
психологическую природу и
Способность обнаруживается в процессе овладения деятельностью в том, насколько индивид при прочих равных условиях быстро и основательно, легко и прочно осваивает способы ее организации и осуществления. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с мерой устойчивости склонностей человека некоей деятельности. В основе одинаковых достижений при выполнении деятельности могут лежать различные способности; в то же время одна способность может быть условием успешности разных видов деятельности. Это обеспечивает возможности широкой компенсации способностей.
Один из важных моментов в процессе обучения и воспитания - вопрос о периодах сенситивных, благоприятствующих становлению определенных способностей. Предполагается, что формирование способностей происходит на основе задатков. Качественный анализ способностей направлен на выявление индивидуальных характеристик, нужных для эффективного выполнения конкретного вида деятельности. Количественные измерения способностей характеризуют меру их выраженности. Самая распространенная форма оценки меры выраженности способностей - тесты. Изучение конкретно-психологических характеристик различных способностей позволяет выделить:
1) общие качества индивида, отвечающие требованиям не одного, а многих видов деятельности (интеллект);
2)
специальные качества, отвечающие
более узким требованиям
Уровень
и степень развития способностей
выражают понятия таланта и
При
определении структуры
В структуре способностей очень важны творческое отношение личности к выполняемой деятельности, психологическая готовность учиться и трудиться, осознание своих способностей, критичность и самостоятельность их оценки.
В основе психологических возможностей, отличающих конкретного человека от других, лежат индивидуальные характеристики: конституциональные особенности, нейродинамические свойства мозга, особенности асимметрии межполушарной мозга головного и пр. Именно это своеобразие индивидных характеристик выступает как природные задатки, но еще не определяют развития способностей как индивидуальных психологических возможностей. Успех деятельности зависит от взаимодействия трех компонент: знаний, умений и мотивации. Но знания и умения могут усваиваться упорным трудом при отсутствии способностей в этой области, поэтому их еще нельзя назвать способностями. Сущность способностей составляют качества процессов психических, лежащие в основе овладения знаниями и умениями.
Структуру конкретной способности составляет совокупность качеств психических, нужных для успешного выполнения соответственной деятельности. Личность как носитель определенных качеств имеет потенции для развития способностей. Эти потенции превращаются в реальные способности, когда под влиянием требований деятельности начинают складываться во взаимодействующую систему качеств, благодаря коей достигается успех деятельности. Способности очень динамичны, подвижны; взаимодействие разных качеств психических при выполнении различных видов деятельности может выявлять и формировать новые - для данной личности - способности.
Способности разных людей к одной и той же деятельности могут иметь различную структуру благодаря индивидуальному своеобразию психических качеств и их сочетаний.
Нередко человек вынужден заниматься некоей деятельностью, не имея способностей к ней. При этом он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Компенсация может реализоваться через приобретаемые знания и умения, или через формирование типического стиля деятельности, или же через другую, более развитую способность.
Профессиональные
способности9 — это свойства психических
процессов (восприятия, памяти, внимания,
мышления, воображения) и психомоторные
функции (координация движений рук и ног,
сенсомоторная координация и т. д.), обеспечивающие
эффективность деятельности. Основным
вопросом формирования профессиональных
способностей является вопрос о том, как
из общих способностей развиваются способности
профессиональные. Ответом на этот вопрос
является концепция функциональных и
операционных механизмов, обеспечивающих
развитие любой психической функции. Под
функциональными механизмами понимается
та нейрофизиологическая основа, которая
закладывается генетически и составляет
природную основу человека. Так, для процессов
восприятия такой основой будет состояние
нервной системы человека и его органов
чувств. Операционные механизмы надстраиваются
над функциональными в процессе обучения,
воспитания и накопления индивидуального
опыта. Для каждой психической функции
(памяти, восприятия, мышления) формируются
свои операционные механизмы. Для процессов
восприятия это будет система измерительных,
соизмерительных, корректирующих и других
перцептивных действий. Операционные
механизмы являются более подвижными,
и именно они в первую очередь подвергаются
изменениям в процессе профессионализации.
Спецификой этого процесса является переход
операционных механизмов в оперативные,
что представляет собой их перестройку
в соответствии с требованиями деятельности.
Проще говоря, общие способности наполняются
профессиональным содержанием и таким
образом превращаются в профессиональные.
Например, в профессиональной деятельности
водителя автотранспорта, часового мастера,
токаря и хирурга важна координация движений
обеих рук. Функциональным механизмом
данного качества является развитие нервной
системы и состояние двигательного аппарата
человека. Операциональным механизмом
является система движений, их четкость
и точность. Однако сами по себе эти характеристики
еще не являются профессиональной способностью.
Отличная координация двигательных действий
у хирурга не гарантирует, что он будет
так же точен и ловок при переключении
скоростей, а водителя с его хорошо развитой
профессиональной способностью никто
не поставит за операционный стол. Профессиональные
способности начинают появляться только
тогда, когда сенсомоторная деятельность
наполнится профессионально-
Исследования показывают, что на разных этапах профессионализации доминирующими являются разные группы качеств. При этом наблюдается гетерохронность развития общих и профессиональных способностей. Это значит, что они формируются в разное время. В частности, при овладении профессией токаря на первых этапах профессионализации ведущими по уровню развития являются: кратковременная образная память, память на движения, невербальный интеллект. Наименьший уровень развития относительно других имеют сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук. На второй стадии профессионализации развитие исследуемых характеристик имеет равномерный характер, а на третьем этапе сенсомоторная координация, техническое мышление, координация движений обеих рук, т. е. собственно профессиональные качества, играющие главную роль в освоении деятельности, приобретают ведущее значение.
Соотношение
общих и специальных
Чем в большей степени ее
выполнение зависит от
Анализ данных, полученных на разных профессиях, позволил выделить четыре этапа в формировании профессиональных способностей при овладении профессией:
1) вхождение в деятельность;
2) первичная профессионализация;
3)стабилизация;
4) вторичная профессионализация.
На первом этапе ученик осваивает деятельность по инструкции, не имея собственного опыта. Система профессиональных способностей еще не сформирована. Ведущим профессионально важным качеством является долговременная память и ряд специальных ПВК, число которых очень ограничено.
На втором этапе, по мере приобретения индивидуального опыта, происходит развитие ведущих ПВК первого этана. При этом возрастает роль тех профессиональных качеств, которые отвечают за прием информации. Их развитие происходит на базе ПВК первого этапа.
В
фазе стабилизации профессиональные способности,
отвечающие за прием и переработку
информации, выступают на первый план,
в то время как часть
Наконец, на последнем этапе происходит смена ПВК. Субъект переходит от системы профессиональных способностей, реализующих деятельность до накопления профессионального опыта, к системе ПВК, основанной на личном опыте.
В отличие от формирования профессиональных способностей в процессе овладения деятельностью, развитие личностных особенностей под влиянием профессии изучено менее подробно. Установлено, что в процессе профессионализации изменяются многие свойства личности, отмечено изменение даже наиболее стабильных характеристик, таких как свойства темперамента, эмоциональная реактивность. Например, тревожность повышается на начальных этапах профессионального развития, затем снижается, при стаже от трех до пяти лет она становится неадекватно низкой и затем вновь повышается до оптимального для данной деятельности уровня.
Известно, что профессиональные способности являются определенным ресурсом личности, в процессе затрат предполагается соответствующий способ их социально-экономической оценки и возмещения. Этот процесс — естественная форма социального поведения, в ходе которого осуществляются регуляция, обмен и восполнение затрат профессиональных ресурсов в соответствии с общественно признанной и нормативно-заданной компенсацией. В основе социального поведения данного типа лежат, как минимум, два взаимосвязанных способа компенсации. Один представлен в социально-экономическом механизме оценки общественно необходимых затрат, в системе которого формируются соответствующие критерии и адекватные им эквиваленты различных «порций» живого труда и их результатов. Второй обеспечивает «обращение» этих результатов в соответствующие ресурсы, в качестве которых выступают различные стоимостные (экономические), а также нестоимостные (социальные) эквиваленты.