Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:49, курсовая работа
Целью курсовой работы является рассмотрение содержания каждого вопроса.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать три основные вопроса экономики;
2. Рассмотреть и дать теоретический анализ содержанию каждого вопроса;
3. Дать характеристику основных типов экономических систем;
Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды экономических систем………………………………………..5
1.1. Исторический аспект и зарубежный опыт……………………………5
1.2. Объективные условия и противоречия экономического развития…9
1.3. Классификация экономических систем и три основных вопроса экономики……………………………………………………………………..11
2. Три фундаментальных вопроса экономики…………………………………..14
2.1. Первый вопрос – какие товары производить……………………….14
2.2. Второй вопрос – как производить…………………………………..15
2.3. Третий вопрос – для кого производить……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...21
Список использованных источников……………………………………………….24
Вопрос о том, что и как нужно производить, встаёт даже перед человеком, живущим в изоляции. Робинзону Крузо приходилось решать, ловить рыбу или охотиться на птиц, а если он занимался рыболовством, то он должен был решить, чем ему пользоваться — сетью или удочкой. В отличие от проблем Робинзона, экономические вопросы о том, кто и что должен производить, существуют только в человеческом обществе, и это — одна из причин того, что экономика считается общественной наукой.
Вопрос о том, кто и какую работу должен выполнять, связан с организацией общественного разделения труда. Может ли каждый человек быть независимым — фермером утром, портным — днем и поэтом — вечером? Или люди должны кооперироваться — работать вместе, обмениваться товарами и услугами и специализироваться в разных работах? Экономисты отвечают на этот вопрос, исходя из того, что кооперация более эффективна. Она позволяет любому данному числу людей произвести больше, чем если бы каждый из них работал в одиночку. Три вещи делают кооперацию ценной: совместная работа, обучение в процессе деятельности и сравнительное преимущество.
В классическом труде на эту тему используют пример рабочих, разгружающих объёмистые тюки с грузовика. Тюки такие большие, что один рабочий может с трудом волочить его по земле, или вообще не может сдвинуть тюк с места, не распаковывая его. Двум людям, работающим независимо, пришлось бы потратить на разгрузку несколько часов. Однако если они будут работать вместе, они без труда поднимут все тюки и уложат их в штабеля на складе. Этот пример показывает, что даже когда все делают одинаковую работу, не требующую специальных умений, совместная работа даёт хороший результат.
Вторая причина полезности кооперации проявляется тогда, когда нужно выполнять разные работы, используя разные умения. На мебельном заводе, например, некоторые рабочие управляют производственным оборудованием, другие работают в офисе, а остальные занимаются покупкой материалов. Даже если все рабочие начинают с равными способностями, каждый из них постепенно улучшает своё умение выполнять какую-то работу, которую он часто повторяет. Обучение в процессе деятельности, таким образом, превращает рабочих средней производительности в специалистов, в результате чего создаётся высокопроизводительная бригада.
Третья причина необходимости кооперации вступает в силу, когда процесс обучения выработает различные умения. Она применима к ситуации, когда рабочие начинают производство, имея разные уровни талантов и способностей. Существует разделение труда в соответствии со сравнительными преимуществами. Сравнительное преимущество — это способность выполнять работу или выпускать товар по относительно меньшей альтернативной стоимости.
2.3. Третий вопрос – для кого производить
Преимущества совместного труда и обучения в процессе производства, а также принцип сравнительного преимущества означают, что люди могут производить более эффективно, осуществляя кооперацию, чем если бы каждый из них работал в изоляции. Но кооперация означает появление другого вопроса: а для кого все это производится? Вопрос распределения продукта между членами общества может быть рассмотрен как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.
Эффективность в распределении. Вопрос «для кого?» имеет непосредственное отношение к эффективности. Распределение любого данного количества блага может быть улучшено посредством обмена, в результате которого предпочтения нескольких людей будут удовлетворены более полно. До тех пор, пока возможен обмен существующих благ, такой, что некоторые люди могут удовлетворить свои желания, не нанося ущерба другим людям, эффективность в распределении может быть улучшена, даже если суммарное количество благ остаётся неизменным.
Стимулы и эффективность. Эффективность в распределении и эффективность в производстве — это два аспекта общего понятия экономической эффективности. Если брать в расчёт оба аспекта, то окажется, что зависимость между распределением и эффективностью не ограничивается только теми случаями, в которых суммарное количество благ неизменно. Дело обстоит так, потому что правила распределения влияют на образ действий субъектов производства. Например, от правил распределения зависит предложение производственных ресурсов, потому что большинство людей зарабатывает на жизнь продажей своей рабочей силы и других факторов производства коммерческим фирмам, и количество этих факторов, которые они поставляют, зависит от величины обещанного им вознаграждения. Другая причина состоит в том, что правила распределения влияют на предпринимательские стимулы. Некоторые люди могут напряжённо работать в поиске новых методов производства, даже если они и не ожидают за это материального вознаграждения, но не все люди таковы.
Справедливость в распределении. Эффективность — это не единственная проблема, возникающая при решении вопроса о том, для кого производить товары. Мы можем также поинтересоваться, является ли данное распределение справедливым и честным. На практике вопрос справедливости часто доминирует в дискуссиях о распределении. Согласно одной очень распространённой точке зрения, равенство есть основа справедливости. Эта концепция справедливости основана на той идее, что все люди, по самому факту принадлежности к человечеству, заслуживают того, чтобы получить порцию товаров и услуг, производимых экономикой. Существует много вариантов этой теории. Некоторые полагают, что весь доход и богатство должны распределяться поровну. Другие считают, что люди имеют право на «минимально необходимый» уровень дохода, но что всякий излишек свыше этого уровня должен распределяться на основе уже других стандартов. Существует также мнение, что определённые блага, — услуги, пища и образование — должны распределяться поровну, в то время как другие товары могут распределяться не поровну.
Альтернативная точка зрения, имеющая много приверженцев, состоит в том, что справедливость зависит от образа действия данного механизма распределения. Исходя из этой точки зрения, должны быть соблюдены определённые принципы, такие, как право частной собственности и отсутствие расовой и половой дискриминации. Если эти принципы соблюдены, то любое возникшее на их основе распределение считается приемлемым. Равенство возможностей, с этой позиции, важнее, чем равенство доходов.
Заключение
В заключение курсовой работы, можно сделать следующий вывод. Поскольку потребности практически безграничны, а ресурсы редки, то невозможно удовлетворить все материальные потребности общества. Единственное, что остается, — использовать эти ресурсы эффективно. Эффективность использования ресурсов характеризует связь между количеством единиц редких ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате количеством какого-либо продукта. Большее количество продукта, полученного от данного объема затрат, означает рост эффективности, меньшее количество продукта при данном объеме затрат указывает на снижение экономической эффективности.
Ограниченность ресурсов «навязывает» обществу и отдельным экономическим субъектам проблему выбора, состоящую в решении следующих трех фундаментальных задач.
Что, т. е. какие товары и услуги и в каком количестве производить?
Как, т. е. с помощью каких ресурсов и технологических способов это делать?
Для кого предназначены результаты производства, как распределяется произведенный продукт между людьми?
Выбор того, какие товары и услуги и в каком количестве следует производить, обладая ограниченными ресурсами, можно проиллюстрировать на примере производства двух альтернативных товаров Х и Y. В силу ограниченности ресурсов не может быть обеспечен достаточный объем производства этих товаров, чтобы удовлетворить всех. В каждый момент приходится выбирать, в каких количествах эти продукты производить.
Принятие решения о том, как производить, предполагает достижение эффективности в производстве, или технологической эффективности, т. е. производства товаров наиболее дешевым способом.
Ответ на вопрос о том, для кого производить товары, как распределять произведенный продукт между членами общества, требует оптимального сочетания эффективности в распределении и справедливости.
Эффективность в распределении считается достигнутой тогда, когда невозможно путем перераспределения благ повысить благосостояние одного человека, не уменьшая при этом уровня жизни другого. Этот принцип получил название эффективности по Парето.
От принципов распределения, существующих в обществе, от величины вознаграждения за участие в производстве зависят:
предложение и степень продуктивности такого фактора производства, как труд;
мотивация предпринимательской деятельности.
Однако при решении вопроса о том, для кого производить, возникает не только проблема эффективности в распределении, но и проблема справедливости. На эту проблему существуют две крайние точки зрения. В соответствии с первой, основой справедливости считается равенство, т. е. такая ситуация, когда весь доход и все произведенные товары распределяются между членами общества поровну. Согласно другой точке зрения, распределение считается справедливым, если соблюдается принцип частной собственности и отсутствует расовая и половая дискриминация. Распределение по такому принципу создает равенство возможностей, которое значительно важнее, чем равенство доходов. Однако при таком подходе низкие доходы членов общества, не способных к труду и не обладающих собственностью, приходится считать «справедливыми».
Таким образом, недостаточность, ограниченность ресурсов обусловливает конкуренцию между альтернативными целями их использования и трансформируется в проблему выбора. Данная проблема является, по существу, проблемой эффективности использования ограниченных ресурсов и выступает в качестве основной проблемы экономики.
Эти три фундаментальные проблемы по-разному решаются в различных типах экономических систем. Обычно выделяют традиционную, рыночную, командную (мобилизационную) и смешанную экономические системы.
Коренные отличия между типами экономических систем состоят в: 1. форме собственности на экономические ресурсы; 2. способе, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность.
Согласно экономической теории «прав собственности», четкое определение прав собственности и их беспрекословное соблюдение является важнейшим условием эффективного функционирования экономической системы.
Список использованных источников
1. Ананьин О. Экономическая наука: как это делается и что получается? // Вопросы экономики. — 2008. № 3. — С. 149—153.
2. Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 1. — СПб: Экономическая школа, 2006. — 349 с.
3. Некипелов А. Д. О теоретических основах выбора экономического курса в современной России //Экономическая наука современной России. — 2007. — № 5.
4. Основы экономической теории. — М.: Изд. УРСС, 2009. — 528 с.
5. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 824 с.
6. Симкина Л.Г. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2007. – 546 с.
7. Современная экономика. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2006. — 608 с.
24