Автор: i*********@yandex.ru, 27 Ноября 2011 в 21:30, реферат
Основной вопрос философии - вопрос об отношении сознания к бытию, мышления к материи, природе, рассматриваемый с двух сторон: во-первых, что является первичным - дух или природа, материя или сознание - и, во-вторых, как относится знание о мире к самому миру, или, иначе, соответствует ли сознание бытию, способно ли оно верно отражать мир. Последовательное рег шение О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его сторон.
основной вопрос
философии
Основной вопрос
философии - вопрос об отношении сознания
к бытию, мышления к материи, природе,
рассматриваемый с двух сторон: во-первых,
что является первичным - дух или
природа, материя или сознание - и,
во-вторых, как относится знание о мире
к самому миру, или, иначе, соответствует
ли сознание бытию, способно ли оно верно
отражать мир. Последовательное рег шение
О. в. ф. возможно лишь при учете обеих его
сторон. Философы, являющиеся сторонниками
материализма, признают первичным материю,
бытие, вторичным - сознание и считают
сознание результатом воздействия на
субъекта объективно существующего внешнего
мира. Философы-идеалисты принимают за
первичное идею, сознание, рассматривая
их как единственно достоверную реальность.
Поэтому, с их т. зр., познание не является
отражением материального бытия, а есть
лишь постижение самого сознания в форме
самопознания, анализа ощущений, понятий,
познания абсолютной идеи, мировой воли
и т. п. Промежуточную, непоследовательную
позицию в решении О. в. ф. занимают дуализм,
агностицизм. Прежней философии был присущ
метафизический подход к решению О.-в.
ф., проявляющийся либо в недооценке активности
сознания, в сведении познания к пассивному
созерцанию (метафизический материализм),
в отождествлении сознания и материи (Вульгарный
материализм), либо в преувеличении активности
мысли, в возведении ее в абсолют, оторванный
от материи (Идеализм), либо в утверждении
их принципиальной несовместимости (дуализм,
агностицизм). Только марксистская философия
дала всестороннее материалистическое,
научно обоснованное решение О. в. ф. Первичность
материи она видит в том, что: 1) материя
является источником сознания, а сознание
- отражением материи; 2) сознание - результат
длительного процесса развития материального
мира; 3) сознание есть свойство, функция
высокоорганизованной материи головного
мозга; 4) существование и развитие человеческого
сознания, мышления невозможно без языковой
материальной оболочки, без речи; 5) сознание
возникает, формируется и совершенствуется
в результате материальной трудовой деятельности
человека; 6) сознание носит общественный
характер и определяется материальным
общественным бытием. Отмечая абсолютную
противоположность материи и сознания
лишь в пределах О. в. ф., диалектический
материализм одновременно указывает на
их взаимосвязь и взаимодействие. Будучи
производным от материального бытия, сознание
обладает относительной самостоятельностью
в своем развитии и оказывает обратное
активное воздействие на материальный
мир, содействуя его практическому освоению
и преобразованию. Человеческое сознание,
опираясь на практику, способно к достоверному
познанию мира. Вопрос об отношении материи
и сознания, будучи основным, определяет
не только решение частных проблем, но
и характер мировоззрения в целом, дает
надежный критерий для различе-, ния осн.
философских направлений. Поэтому научная
формулировка О. в. ф. позволяет последовательно
провести принцип партийности философии,
четко разграничить и противопоставить
материализм и идеализм, решительно отстаивать
научное мировоззрение диалектического
материализма.
Для понимания
специфики философии большое
значение имеет понимание ее "основного
вопроса", особенности соотношения
предмета и основного вопроса. В
любой науке ее основной вопрос в
основном совпадает с предметом. В философии
дело обстоит несколько иначе. Каждый
философ выделяет те вопросы, которые
он считает основными для себя и для всей
философии. Для Ф.Бэкона главным был вопрос
о расширении могущества человека над
природой, для Гельвеция - вопрос о сущности
счастья, для Руссо - вопрос о причинах
социального неравенства, для Канта - вопрос
о сущности человека, для Камю - вопрос
о смысле жизни. Ф.Энгельс в своей работе
"Людвиг Фейербах и конец классической
немецкой философии" сформулировал
основной вопрос по-иному. "Великий
и основной вопрос всей, в особенности
новейшей, философии, - писал Энгельс, -
есть вопрос об отношении мышления к бытию"
[2].
1 Ортега и-Гассет
X. Что такое философия? М., 1991. С.220.
2 Маркс К., Энгельс
Ф. Соч. Т.21. С.282.
Существует ли
связь между приведенной
Решить свои
"человеческие", жизненные проблемы
человек как носитель философского
разума может двумя способами: либо
признать приоритет одной из сторон
мировоззренческого противостояния, либо
искать точки их объединения.
Основной вопрос
философии, следовательно, это ценностно-смысловая
доминанта философии как "жизненного
разума". Основной вопрос философии
раскрывает смысложизненную направленность
философии, ее стремление найти пути
к решению основной человеческой
проблемы - "быть или не быть".
Основной вопрос
философии не совпадает полностью
с предметом философии. Предмет
философии - это исследования всего
многообразия принципов взаимоотношения
человека и мира в их всеобщих характеристиках,
основной вопрос показывает, какой стороной
это всеобщее как бы "повернуто" к
человеку. Основной вопрос как бы выдает
тайну философии, позволяет за бесстрастием
абстракций увидеть лицо страдающего
и мыслящего человека, позволяет ощутить
его заветное желание "быть". Понятие
"человек" не совпадает с понятием
"идеальное", человек - это единство
материального и идеального, тела и духа.
"Мир" не совпадает с понятием "материя".
Мир - это целостность, противостоящая
человеку, являющаяся условием его существования,
объектом его деятельности, в нем присутствуют
"идеальные формы" человеческой деятельности,
теории, произведения искусства. Основной
вопрос выявляет основной разлад во взаимоотношениях
человека с миром, скрытую исходную оппозицию,
которую человек стремится преодолеть.
Вопросы о счастье,
о могуществе науки и о сущности
человека также задают основной поисковый
импульс философии. Но только осознание
безнадежности раскола мира на материальное
и идеальное позволяет увидеть,
в чем философия видит путь
к счастью, где искать сущность человека.
Основной вопрос философии как бы стоит
на страже "чистоты" философии, не
позволяет ей раствориться в других формах
духовной деятельности, поскольку он формулируется
в предельно общих понятиях. Тем самым
основной вопрос задает рамки философского
исследования.
Обращение к
основному вопросу философии
помогает глубже понять отличие философии
от религиозного сознания. Для религиозного
человека вопрос о связи материального
и идеального, тела и духа решен:
высший смысл человеческой жизни - достижение
синтеза этих двух начал, который уже осуществлен
в Боге - Абсолютном Бытии. Если философия
задается вопросом "как возможно такое
единство", то религиозный человек делает
достижение этого единства своей практической
задачей.
Ф.Энгельс в
своем определении уловил только один
аспект основного вопроса философии. Он
обратил внимание на различия в понимании
истоков, предпосылок единства материи
и духа: либо мир един в его материальности,
либо основой единства мира оказывается
идеальное начало, в какой-то момент "отпустившее"
от себя природу. Однако Энгельс не обратил
внимания на ценностный аспект основного
вопроса философии, на выраженную в нем
потребность в преодолении раздвоенности
мира на материю и дух. В философии XX века
на первый план выходит именно этот, ценностный
аспект основного вопроса, в котором выражена
безусловная значимость (ценность) возможности
слияния материального и идеального в
жизни человека. "Полнота жизни" (синтез
материи и духа) - источник человеческой
свободы, творчества, общения.
Основной вопрос
не только определяет направленность
философского исследования и его
рамки, но в самом общем виде задает
и структуру философского исследования.
Взаимосвязь материального и
идеального можно рассматривать
как отношение генетическое, связь
по происхождению. В этом случае мы можем
говорить об онтологии, учении о бытии,
о материи как проекции абсолютного духа,
или же о сознании как всеобщем свойстве
высокоорганизованной материи, или же
о тождестве мышления и бытия. Взаимосвязь
материи и духа можно рассматривать как
взаимосвязь уже сформировавшихся противоположных
начал. Тогда мы имеем гносеологию - учение
о познании, или же праксиологию, если
речь идет о практическом аспекте взаимодействия
материального и идеального.
Различные формы
ответа на основной вопрос, различные
аспекты его решения позволяют сформулировать
некоторые принципы классификации философских
концепций. Проводимая на основе этих
принципов классификация достаточно условна,
каждая значительная философская концепция
не вписывается целиком в определенную
"графу". Современные философские
концепции порой вообще невозможно однозначно
связать с тем или иным решением основного
вопроса.
По характеру
решения вопроса о связи
Идеализм имеет
две основные разновидности. Первая
- объективный идеализм. Представители
этого направления (Платон и неоплатоники,
философы средних веков, Гегель и неогегельянцы)
считают идеальное существующим объективно,
независимо от человека. Субъективные
идеалисты (Дж.Беркли, Д.Юм, Э.Мах и др.)
считают идеальное формой внутреннего
человеческого опыта. Крайняя форма субъективного
идеализма - солипсизм (от лат. solus - один,
ipse - сам, sum - существую) - предполагает,
что реально лишь мое сознание, существование
же всего, что меня окружает, - проблематично.
Материализм также
имеет различные формы. Термин "материализм"
(от лат. materialis - вещественный) также введен
Г.Лейбницем. Для Лейбница наиболее ярким
выражением первой формы материализма,
наивного материализма, был античный атомизм.
Существует так называемый "механистический"
материализм, основное свойство материи
усматривающий в протяженности (П.Гольбах,
Ж.Ламетри), вульгарный материализм, сводящий
все мыслительные процессы к физиологической
основе, материализм естественнонаучный,
обусловленный познавательной установкой
ученого, и материализм диалектический
(марксизм). Представители диалектического
материализма, подчеркивая генетическую
связь между материей и сознанием, признавали
идеальное как особую реальность, существующую
относительно автономно. Философов, признающих
существование двух самостоятельных субстанций
(первооснов), называют дуалистами (от
лат. dualis - двойственный). Все вышеперечисленные
разновидности материализма и идеализма
являются различными разновидностями
философского монизма (от греч. monos - один,
единственный).
Данная классификация
достаточно упрощенна, однако позволяет
выделить общие тенденции в развитии философии.
Конкретный историко-философский анализ
отдельных концепций потребовал введения
более тонких классификационных принципов.
Так появился термин "натурализм"
(от лат. naturalis - созданный природой). Натурализм
в основном совпадает с материализмом.
В то же время натурализмом называют концепцию
Б.Спинозы, растворявшего Бога в природе.
Такая концепция получила название "пантеизм"
(от греч. pan - все и Teas - Бог). Однако пантеизм
не совпадает полностью с натурализмом,
существовала иная форма пантеизма - мистический
пантеизм, растворявший природу в Боге
(Н.Ку-занский). Существует также такое
направление, как деизм (от лат. deus - Бог),
представители которого (Дж.Толанд, Вольтер)
признавали внеприродное начало Бога,
но сводили его роль в мире к минимуму.
Особое место в философских учениях занимает
гилозоизм (от греч. hyle - материя, вещество
и zoe - жизнь), который "оживляет" материю,
делает ее внутренне динамичной.
Достаточно противоречивую
историю имеют такие
В зависимости
от решения вопроса о познаваемости
мира философы делятся на агностиков,
считающих, что мир непознаваем, и мыслителей,
признающих в той или иной форме познаваемость
мира. Среди последних, в свою очередь,
можно выделить сторонников рационализма
(от лат. rationalis - разумный), для которых
ведущая роль разума в познании и его независимость
от наших чувств не подлежат сомнению
(Р.Декарт, И.Кант), и сенсуализма (от лат.
sensus - восприятие, чувство), считающего,
что чувственное познание - основной способ
познания мира (Э. Кондильяк, Дж.Локк и
др.)