Три основных вопроса экономик

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 22:49, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение содержания каждого вопроса.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать три основные вопроса экономики;
2. Рассмотреть и дать теоретический анализ содержанию каждого вопроса;
3. Дать характеристику основных типов экономических систем;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Понятие и виды экономических систем………………………………………..5
1.1. Исторический аспект и зарубежный опыт……………………………5
1.2. Объективные условия и противоречия экономического развития…9
1.3. Классификация экономических систем и три основных вопроса экономики……………………………………………………………………..11
2. Три фундаментальных вопроса экономики…………………………………..14
2.1. Первый вопрос – какие товары производить……………………….14
2.2. Второй вопрос – как производить…………………………………..15
2.3. Третий вопрос – для кого производить……………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………...21
Список использованных источников……………………………………………….24

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 150.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство морского и речного транспорта

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный университет

водных коммуникаций»

Котласский филиал

 

Кафедра  Гуманитарных и социально-экономических  дисциплин

 

Направление бакалавриата 080100.62 «Экономика»

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине: Экономика

 

Тема: «Три основных вопроса экономики»

 

 

 

 

 

Выполнила:        

Шаньгина А.Ф.    студент гр. 31-ЭУ

«________»_____________ 20____ г                                 _______________

                                                                                                                                                  (подпись)             

Проверил:

Мануилова Л.Б.

«________»_____________ 20____ г                                   _______________

                                                                                                          (подпись)             

К защите допускаю:

Мануилова Л.Б.

               

«________»_____________ 20____ г                                    _______________

                                                                                                                                                     (подпись)             

 

 

Котлас

2012 г.

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1.      Понятие и виды экономических систем………………………………………..5

1.1.           Исторический аспект и зарубежный опыт……………………………5

1.2.           Объективные условия и противоречия экономического развития…9

1.3.           Классификация экономических систем и три основных вопроса экономики……………………………………………………………………..11

2.      Три фундаментальных вопроса экономики…………………………………..14

2.1.           Первый вопрос – какие товары производить……………………….14

2.2.           Второй вопрос – как производить…………………………………..15

2.3.           Третий вопрос – для кого производить……………………………….18

Заключение…………………………………………………………………………...21

Список использованных источников……………………………………………….24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальностью данной темы курсовой работы является то, что главной экономической задачей является выбор наиболее эффективного варианта распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченности ресурсов и безграничности человеческих желаний. Отражением этой проблемы является постановка трех основных вопросов экономики.

1. Что должно производиться - т.е. какие товары и в каком количестве;

2. Как будут производиться товары ,т.е. кем, с помощью каких ресурсов и какой технологии они должны быть воспроизведены ;

3. Для кого предназначаются товары, т.е. кто должен потреблять товары и извлекать из них пользу.

Целью курсовой работы является рассмотрение содержания каждого вопроса.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

1.      Изучить и проанализировать три основные вопроса экономики;

2.      Рассмотреть и дать теоретический анализ содержанию каждого вопроса;

3.      Дать характеристику основных типов экономических систем;

4.      Проанализировать основные проблемы и сделать выводы.

Первый важнейший выбор - какие товары производить, легко проиллюстрировать на примере общества, выпускающего только два товара А и Б. Факторы производства, используемые в одном месте, не могут в то же время применяться в другом производстве. Это означает, что производство товара А влечет за собой потерю возможности производить товар Б и имеет альтернативную стоимость.

Второй основной экономический выбор - как производить. Он связан с существованием нескольких способов производства товара или услуги Автомобили можно делать, например, на высоко автоматизированных фабриках с огромным количеством капитального оборудования и относительно малой долей труда, но их можно делать и на малых предприятиях, использующих большее количество труда. Ключевым соображением при принятии решения о том, как производить, является эффективность распределения ресурсов или эффективность Парето.

Третий ключевой вопрос экономики - это распределение произведенного продукта между членами общества. Он может рассматриваться как в терминах эффективности, так и с точки зрения справедливости.

Под экономической системой понимается способ организации жизнедеятельности общества в целом и его субъектов, или способ взаимодействия их производства и потребления в целях разрешения проблемы редкости. Потребление (удовлетворение потребностей) является всеобщей целью функционирования экономической системы. Производство как процесс использования экономических ресурсов есть средство достижения этой цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие и виды экономических систем

1.1.           Исторический аспект и зарубежный опыт

 

Экономическая система представляет особый механизм, созданный для решения двухсторонних проблем редкости и выпуска. Поскольку экономические ресурсы ограничены по сравнению с потребностями общества в товарах и услугах, необходимы определенные способы их размещения между альтернативными направлениями использования.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

      экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);

      стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

      хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

      типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

      общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого, различают: традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относили СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику. Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

                  обеспечение занятости;

                  полное использование производственных мощностей;

                  стабилизация цен;

                  параллельный рост заработной платы и производительности труда;

                  равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одного состояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Для переходных экономик стран бывшего «социалистического лагеря» сегодня существует широкий спектр перспектив: от деградации к зависимой все более отстающей системе хозяйствования развивающихся стран до превращения в новые индустриальные государства; от сохраняющих «социалистические» атрибуты и базирующихся на общественной собственности экономик типа китайской до праволиберальных, основанных на частной собственности систем, начавших с реализации принципов «шоковой терапии». При этом в переходной экономике каждой страны пересекаются три фундаментальные тенденции. Первая из них заключается в постепенном умирании (как естественном, так и искусственном) «мутантного социализма», получившего свое название по сравнению не с теоретическим идеалом, а с реальной существующей в мировой практике тенденции социализации. Вторая тенденция связана с генезисом отношений постклассического мирового капиталистического хозяйства (современной рыночной экономики, основанной на частно-корпоративной собственности). Третья тенденция заключается в усилении процесса социализации – возрастания роли общественных (групповых, национальных и интернациональных) ценностей в экономическом развитии и гуманизации общественной жизни как предпосылки любых современных трансформаций. Очевидно, что в таких условиях окончательный выбор экономической системы в России будет зависеть в конечном счете от соотношения политических сил в стране, характера проводимых преобразований, масштабности и эффективности осуществляемого реформирования всех сфер общественной жизни, а также от адаптации общества к переменам.

 

1.2.           Объективные условия и противоречия экономического развития

 

Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают ресурсы и потребности общества.

Потребность - это нужда человека в чем-либо, требующая удовлетворения. Разнообразные потребности человека изменяются в зависимости от времени и обстоятельств. Знаменитый американский социолог Абрахам Маслоу предложил специальную «пирамиду потребностей», которая описывает все возможные виды потребностей и желаний. Данную классификацию можно дополнить выделением потребностей рациональных и иррациональных, абсолютных и действительных, осознанных и не осознанных, ложно понятых и т.д.

Информация о работе Три основных вопроса экономик