Транснациональные корпорации

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы в полной мере осветить аспекты деятельности транснациональных корпораций и проследить их роль в международных экономических отношениях.
При написании данной работы необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить и проанализировать многочисленные источники информации;
- выбрать необходимую информацию и правильно применить ее в процессе написания работы.

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 291.00 Кб (Скачать)

Экологические последствия деятельности ТНК.

Деятельность  ТНК, как и любых других предприятий  неизбежно влечет за собой экологические  последствия для территории, на которой  эта деятельность осуществляется. От отрасли деятельности зависит степень  экологического воздействия. В силу того, что экологические последствия деятельности ТНК является весьма обширной темой (каждой отрасли присущи ее специфические особенности, как то: степень влияния на окружающую среду, особенности законодательства принимающей страны, принципы и практика конкретных ТНК), в этом разделе в качестве примера будут рассмотрены последствия деятельности ТНК, функционирующих в первичном секторе – добывающей промышленности, и способы их регулирования.

 ТНК могут играть в этой сфере как положительную так и отрицательную роль. С одной стороны, они могут усиливать деградацию окружающей среды в принимающей стране просто в силу самого факта добычи ресурсов, которое иначе бы не производилось. С другой стороны, они могут уменьшать неблагоприятные последствия для окружающей среды, используя более передовые технологии производства и применяя и внедряя более жесткие стандарты управления природоохранной деятельностью в сравнении с внутренними компаниями, где они имеются (включая кустарные и мелкие добывающие предприятия). Вместе с тем, чистый экологический эффект деятельности ТНК в значительной степени определяется природоохранными нормами принимающей страны и наличием в ней институционального потенциала для их осуществления. В последние годы крупные, прочно утвердившиеся ТНК как в горнорудной промышленности, так и в секторе добычи нефти и газа уделяют все больше внимания вопросам экологии. Несмотря на случающиеся, безусловно, аварии и имеющиеся примеры недобросовестной практики, в целом природоохранная практика ТНК улучшилась за последние примерно 10 лет, хотя при этом между компаниями и наблюдаются различия. Так, например, ТНК из тех стран базирования, где природоохранное законодательство находится в стадии зарождения могут оказаться  сравнительно хуже подготовленными для регулирования экологических последствий своих зарубежных проектов, чем компании стран с более развитым природоохранным законодательством и более высокими стандартами в этой области. 15

 Способы регулирования деятельности:

 Способы регулирования иностранного участия в добывающей промышленности меняются со временем и по-прежнему существенно различаются по странам. Применяются подходы в диапазоне от абсолютного запрета на осуществление иностранных инвестиций в секторе добычи ресурсов (как, например, в случае нефти в Мексике и Саудовской Аравии) до почти полной опоры на ТНК (как в случае горной добычи в Гане и Мали или добычи нефти и газа в Аргентине и Перу). Участие ТНК регулируется различными национальными законами, правилами и контрактами. Кроме того, многими странами заключены международные инвестиционные соглашения (МИС), имеющие отношения к деятельности ТНК в обрабатывающей промышленности и ее последствиям.

 В нефтегазовой отрасли ТНК осуществляют свою деятельность в рамках разнообразных договорных механизмов, таких, как, концессии, совместные предприятия, соглашения о разделе продукции (СРП) и контракты на обслуживание. В целом по состоянию на июнь 2008 года шире всего применяются СРП, на долю которых приходится более 50% всех контрактов с участием иностранных ТНК в развивающихся странах, являющихся основными производителями нефти и газа.

 В форме этих соглашений заключается основная часть контрактов в таких странах, как Вьетнам, Индонезия, Ирак, Катар, Китай, Ливийская Арабская Джамахирия, Судан и Экваториальная Гвинея. Второе место по частотности занимают концессии и совместные предприятия, причем эта договорная форма преобладает в Алжире, Анголе, Бразилии, Венесуэле, Казахстане и Российской Федерации. Контракты на обслуживание встречаются реже, но играют важную роль, например в Исламской Республике Иран и Кувейте.

 Эффект того или иного контракта зависит от того, как согласовывались его условия на переговорах между принимающим государством и инвестором. Зачастую в договорном порядке устанавливаются ставки «роялти» и налогообложения и решаются вопросы, касающиеся доли местных компонентов, подготовки кадров, контроля правительства принимающей страны в процессе принятия ключевых решений и, в соответствующих случаях, масштабах участия государственной корпорации. Позднее в контракты также стали включать положения, касающиеся прав человека и природоохранных вопросов.

 В горнорудной отрасли компании получают концессии в форме лицензий, которые наделяют их правом вести разведку месторождений полезных ископаемых и добывать их. Условия осуществления инвестиций как правило изложены в горном законодательстве или контракте на разработку месторождения полезных ископаемых. Законодательство со временем меняется, отражая изменения рыночной конъюнктуры и политических приоритетов. Характерными чертами нынешнего горного законодательства являются, в частности, усиление гарантий против необоснованного лишения прав, открытый доступ к составлявшимся  прошлом геологическим отчетам, более упрощенные процедуры подачи заявок на проведение разведочных работ, географическое обозначение границ, площади разведочных работ, наличие положений о разрешении споров и методов разрешения конфликтов по поводу землепользования. Ряд стран также оговаривают условия, связанные с занятостью в горнорудной отрасли отечественного и иностранного персонала.

Влияние финансового кризиса  на ТНК.

Находящиеся в эпицентре кризиса развитые страны пережили в 2008 г. сокращение потока ПЗИ на одну треть. Развивающиеся  страны оказались под ударом несколько  позже, но, по оценкам специалистов, худшее еще не наступило. Негативное влияние кризиса на потоки ПЗИ  прогнозировались и в дальнейшем, как минимум на небольшом отрезке времени, но вероятность быстрого выхода на прежние уровни была очень невысока. Финансовый кризис, возможно, самый суровый для мировой экономической системы со времен Великой Депрессии 1929 г. Он распространился далеко за пределы финансового сектора и потряс реальную экономику. Имеется достаточно доказательств его негативного влияния на ПЗИ. С одной стороны, более жесткие условия кредитов и низкая прибыль ТНК способствовала понижению возможности финансирования зарубежных проектов. С другой стороны, растущие темпы глобальной экономической рецессии и завышенные оценки рисков подорвали устойчивую склонность бизнеса и ТНК к повышению уровня интернационализации. В результате многие крупные ТНК пересмотрели свои планы глобальной экспансии и, как следствие, большое число проектов и трансграничных слияний и поглощений было отложено. Эта тенденция являлась всеобъемлющей и под ее негативное влияние попалипрактически все отрасли от добывающей и обрабатывающей промышленности до сферы услуг.

 Наблюдалось прогрессивное ухудшение инвестиционного фона: кризис имел относительно ограниченное влияние на глобальные потоки ПЗИ в 2007 году, но с начала 2008 г.  эти границы стали исчезать. Предварительные данные за 2008 г. подтверждают значительное негативное влияние кризиса. В соответствии с опубликованными данными ЮНКТАД, ожидалось понижение глобального потока ПЗИ ориентировочно на 21 % в 2008 г. до уровня 1.4 триллиона долларов . Резкий упадок объема ПЗИ в 2008 г. знаменовал окончание периода роста, который длился последние четыре года.  Для политиков, главным вопросом являлось то, как долго будет длиться период упадка и каким глубоким он будет.

На  период 2010-12 гг. ЮНКТАД предположил  три сценария развития ситуации , вероятность  которых зависла от ряда факторов, включая в частности особенности  саморазвития финансового кризиса, степень жесткости и продолжительность  глобальной рецессии и эффективности принимаемых политических мер.

Финансовый  кризис зародился в развитом мире и быстро распространялся в развивающиеся  страны и страны с переходной экономикой. Степень его экономического влияния  широко варьировалась по регионам и странам. Развитые страны оказались под прямым ударом и упадок потока ПЗИ в эти страны явился наиболее ощутимым. Действительно, оценка ЮНКТАД демонстрирует, что падение потока ПЗИ во многих развитых странах в 2008 году, ничто иное, как результат затянувшихся и расширившихся проблем в финансовых структурах и кризиса ликвидности на финансовых рынках. Упадок потока ПЗИ особенно ощутился в таких странах как Финляндия, Германия, Венгрия, Италия. Для развитых стран в целом падение уровня потока ПЗИ оценивается в 33% по сравнению с уровнем 2007 года. В условиях неутешительных перспектив ПЗИ, несколько положительных сил до сих пор в действии. В частности, финансовый кризис в совокупности с последующим трудным экономическим периодом могут создать хорошие условия для компаний для покупки активов, способствующих трансграничным СиП. Также, во многих развитых странах было оперативно запущено множество программ, стимулирующих экономику, которые могут позитивно сказаться на потоках ПЗИ. Так или иначе, по меньшей мере на краткосрочный период времени негативное влияние современного кризиса будут превалировать над положительными аспектами.

 В развивающихся странах и странах с переходной экономикой предварительные оценки предполагают сравнительно более устойчивые потоки ПЗИ в 2008 году. Для них уровень роста потоков ПЗИ гораздо меньше по сравнению с 2007 годом, но несмотря на это все же может иметь положительное значение. Тем не менее, оценочный 4%-ный рост уровня в 2008 году в целом, не отражает текущей критической ситуации в экономиках этих стран и основной удар экономического кризиса по ним придется наиболее вероятно в IV квартале текущего года.

 В соответствии с Обзором Перспектив Мировых Инвестиций, представленным ЮНКТАД, странами, наиболее привлекательными для инвестиций крупнейших мировых ТНК являются Бразилия, Российская Федерация, Индия и Китай. Интересно, что все эти страны, по оценкам, добились повышения уровня притока ПЗИ в 2008 году. Тем не менее сложности и неопределенность в этих экономиках проявились главным образом после усугубления глобального экономического кризиса в сентябре – октябре 2008 года. В совокупности со слабой готовностью мировой экономической системы это привело к «развороту» положительной тенденции в этих экономиках к концу года.

 Потоки ПЗИ, скорее всего продолжат сокращаться в глобальном масштабе в ближайшее время. Во многих странах это может сильно сказаться на экономических показателях. Эффективность государственной политики, как на национальном, так и на международном уровне, в отношении текущего финансового кризиса и его последствий, является ключевым фактором создания благоприятных условий для восстановления прежних объемов ПЗИ и экономики в целом. Главными задачами является восстановление надежности и стабильности мировой экономической системы, для обеспечения стимулов к инвестициям.

 До сих пор не отмечено никаких признаков прямого влияния экономического кризиса на политическую и законодательную сферы. Несмотря на это уже появились ТНК, вовлеченные в новую политику национализации и государственного контроля, а также признаки развивающегося протекционизма в отношении глобальных потоков капитала.

 Для правительств как развитых, так и развивающихся стран, неоценимо важно устоять перед соблазном принятия временных, скороспелых решений, чтобы способствовать образованию в целом благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата.

Влияние экономического кризиса на автомобильную  промышленность является наиболее показательным. Ипотечный кризис в США (2007) спровоцировал  в сентябре  2008 г. кризис ликвидности мировых банков: банки прекратили выдачу кредитов, в частности кредитов на покупку автомобилей. Как следствие, объёмы продаж автогигантов начали сокращаться. Осенью 2008 г. три автогиганта: Opel, Daimler и Ford, сообщили о сокращении объемов производства в Германии. Необходимость выпускать меньшее количество автомобилей руководители автогигантов объясняли складывающейся финансовой ситуацией. Как результат имели место следующие события :

 •  Opel, являвшийся европейским подразделением американской General Motors, пол-ностью останавливает свой завод в Айзенахе,на три недели начиная с 13 октября. В интервью руководитель пресс – службы концерна Opel заявил о том, что компания серьезно ощутила последствия финансового кризиса. «Люди начинают копить деньги и перестают приобретать автомобили», – сообщил представитель Оpel.  Завод компании в Бохуме уже остановил производство. В 2008 г. концерн выпустил на 40 000 автомобилей меньше, чем первоначально планировалось.

 • Немецкое подразделение компании Ford объявило о сокращении производства и увольнении 204 сотрудников, работавших по временным контрактам на заводе в Западной Германии. Предприятие, на котором работает 6.500 человек, собирает Focus, C – Max и Cougar. Представитель компании не уточнил, насколько будет сокращен выпуск этих автомобилей.

 •  Daimler также прекращает производство на своем крупнейшем заводе в Зиндель-фингене (ФРГ).

 Апофеозом последствий финансового кризиса стала процедура банкротства амери-канского автогиганта General Motors, запущенная 1 июня 2009 г. , с последующим разделением GM на «старую» и «новую» компании, в первую из которых войдут убыточные подразделения и закрывшиеся заводы. Во вторую будут включены все жизнеспособные активы, включая наиболее ценные для фирмы марки Chevrolet и Cadillac. В «новом GM» около 60% акций получит американское правительство, которое в дополнение к уже пре-доставленным кредитам на сумму почти в 20 миллиардов долларов, готово выделить ав-топроизводителю еще 30,1 миллиарда долларов. При этом из общей суммы от автопроизводителя потребуется вернуть только девять миллиардов, а недостающую часть средств государство вернет себе, продав акции реструктурированного концерна. Помимо этого, правительство Канады тоже готово предоставить GM финансовую помощь, выделив 9,5 миллиарда долларов и получив взамен 12% акций компании.  Кроме того, процедура формального банкротства и создания «нового» автопроизводителя будет включать в себя сокращение 21 тысячи рабочих мест, закрытие 40% всех дилерских центров в США и остановку конвейера на 12-14 американских предприятиях.16 

Информация о работе Транснациональные корпорации