Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 19:14, курсовая работа
Международные корпорации последней четверти XX века являются важнейшим элементом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Их бурное развитие в последние десятилетия отражает обострение международной конкуренции, углубление международного разделения труда. Международные корпорации предстают как непосредственные участники всего спектра мирохозяйственных связей, как «локомотивы» мировой экономики. Международные корпорации, с одной стороны, являются продуктом быстро развивающихся международных экономических отношений, а с другой стороны, сами представляют мощный механизм воздействия на них.
Введение…………………………………………………….............................4
1. Теоретические аспекты транснационализации…………………………….6
1.1.Понятия и причины возникновения транснациональных корпораций………………………………………………………………………6
1.2.Структура и типы транснациональных корпораций……………………13
2.Роль и место в современном мире………………………………………….18
2.1.ТНК и страны базирования. ТНК и принимающие страны……………..18
2.2.Преимущества и недостатки………………………………………………24
3. Особенности ТНК в России…………………………………………………33
3.1. Деятельность зарубежных ТНК в российской федерации……………...33
3.2. Крупнейшие российские ТНК…………………………………………….37
Заключение…………………………………………….………………………..44
Список использованных источников…………………………………………46
Приложение……………………………………………………………………..1
Введение……………………………………………………..
1. Теоретические
аспекты транснационализации………
1.1.Понятия
и причины возникновения
1.2.Структура и типы транснациональных корпораций……………………13
2.Роль
и место в современном мире…………
2.1.ТНК и страны базирования. ТНК и принимающие страны……………..18
2.2.Преимущества
и недостатки………………………………………………
3. Особенности
ТНК в России………………………………………………
3.1. Деятельность зарубежных ТНК в российской федерации……………...33
3.2. Крупнейшие
российские ТНК…………………………………………
Заключение…………………………………………….……
Список использованных источников…………………………………………46
Приложение……………………………………………………
Ведение
Международные
корпорации последней четверти XX века
являются важнейшим элементом развития
мировой экономики и
Выбранная цель курсовой обусловил решение следующих задач исследования:
1· дать понятие ТНК;
2· проанализировать теоретические концепции ТНК;
3· отметить достоинства и недостатки ТНК;
4· охарактеризовать деятельность ТНК в мировом хозяйстве;
5· рассмотреть деятельность ТНК в России.
Объектом исследования курсовой работы являются ТНК, а предметом – процессы движения международного капитала в ТНК.
Курсовая
работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных
источников. В работе использовались:
исторический, сравнительный, и статистический
методы исследования. Работа выполнена
на информационной базе учебной экономической
литературы, данных сети Интернет.
1. Теоретические
аспекты транснационализации
1.1.Понятия
и причины возникновения
транснациональных
корпораций
Быстрый
рост прямых иностранных инвестиций,
выход технологического разделения
труда за пределы фирм, отраслей
и национальных границ сопровождается
появлением гигантских международных
научно-производственных комплексов с
филиалами в разных странах и
на разных континентах. Они превращают
мировую экономику в
Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных объединений. Их именуют международными, многонациональными, глобальными, сверхнациональными, транснациональными корпорациями. Данные названия отражают поиск соответствующего выражения различных функций компаний, действующих на различных экономических пространствах. К многонациональным, транснациональным, компаниям относят тресты, концерны и другие производственные объединения, которые являются международными фирмами не только по ареалу их деятельности, но и по контролю над ними. МНК объединяют национальные компании двух и более стран на производственной и научно- технической основе, которые принадлежат собственникам из этих стран. В качестве примера такой многонациональной корпорации может служить англо- голландский химико-технический концерн «Юнилевер»,
существующий с 1907 года, итало- французкий автомобильный концерн « Фиат- Ситроен».1
По национальному составу капитала международные компании целят на две группы: транснациональные и национальные. Основные различия между транснациональными и национальными заключается в следующем: национальная компания не имеет зарубежных филиалов и капиталовложений, ее доходы образуются от продажи на внутренних и внешних рынках продукции произведенной в данной стране ВТО время как, ТНК является национальным по капиталу, по принадлежности собственника капитала имеют филиалы в других странах, использую их трудовые и сырьевые ресурсы, и осуществляют инвестиции в производство.
Под транснациональной корпорацией понимается крупное объединение, использующее в своей хозяйственной деятельности международный подход и предполагающее формирование и развитие международного производственно- сбытового, торгового и финансового комплекса с единым центром принятия решений в стране базирования и с филиалами , представительствами и дочерними компаниями в других странах.2
Транснациональным корпорациям принадлежат или ими контролируются комплексы производства или обслуживания, находящиеся за пределами страны, в которой эти корпорации базируются, имеющие обширную сеть филиалов и отделений в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.
Для
отнесения корпораций к транснациональным
обычно применяют следующие критерии: -число
стран, в которых действует корпорация
(минимум составляет от двух до шести стран); -
-определенный размер, которого достигла корпорация; -минимум доли иностранных операций в доходах или продажах корпорации (как правило, 25%);
-владение не менее ,чем 25%»
-интернациональный
состав персонала и высшего руководства
корпорации. Следовательно, признаки транснациональных
корпораций относятся к сфере обращения,
производства и собственности. Реально
функционирующим фирмам достаточно отвечать
любому из перечисленных признаков, чтобы
попасть в категорию транснациональных
корпораций. Многие крупные компании обладают
всеми признаками одновременно.
Для оценки уровня транснационализации корпорации используют индекс транснационализации, представляющий собой среднее значение отношения зарубежных активов компании к общему объему активов, зарубежных продаж к общему объему продаж и численности работников, занятых за рубежом, к общему числу занятых в корпорации.3
Мотивами возникновения международных
корпораций явились :стремление получить
сверх прибыль, интернационализация производства
и капитала на основе развития производительных
сил, перерастающих национально- государственные
границы, а также возникновение и развитие
международных корпораций является вывоз
капитала и их стремлением противостоять
жестокой конкуренции, необходимость
выстоять в конкурентной борьбе в международном
масштабе (Таблица1).
Таблица 1-Международные корпорации в мировой экономике
Компании | Зарубежные активы, % от всех активов компании. | Зарубежные продажи,% от общего объема продаж. | Зарубежный персонал, % от всего персонала компании. |
Royal
Ford General Elektrik Exxon General Motors Volkswagen IBM Toyota Nestle Bayer ABB Nissan Elf Aquitaine Mobil Daimler - Benz |
67,8
29,0 30,4 73,1 24,9 84,8 51,9 30,5 86,9 89,9 84,7 42,7 54,5 61,8 39,2 |
73,3
30,6 24,4 79,6 29,2 60,8 62,7 45,1 98,2 63,3 87,2 44,2 65,4 65,9 63,2 |
77,9
29,8 32,4 53,7 33,9 44,4 50,1 23,0 97,0 54,6 93,9 43,5 47,5 52,2 22,2 |
Источник:
Михайлов В. ТНК в мировой экономике
//Эко.№9. 2009.С.25.
На первом этапе транснационализации деятельности крупных промышленных фирм они инвестировала прежде всего, в сырьевые отрасли иностранных государств, а также создавали в них собственных распределительные и сбытовые подразделения. Последнее вызывалось не только тем, что создание собственных заграничных распределительных и сбытовых подразделение требовало существенно меньше инвестиций, чем создание за границей производственных предприятий, но и возможным негативным влиянием новых производственных мощностей на способность поддерживать эффективный уровень загрузки мощностей на домашних предприятиях фирмы. Такое влияние проявлялось особенно сильно при производстве одинаковой или слабо дифференцированной продукции (например, этот фактор сдерживал рост производственных инвестиций металлургических фирм, в то время, как фирмы пищевой и других отраслей промышленности, производившие изделия с определенными товарными марками, более охотно инвестировали в создание производственных предприятий за границей).
Второй этап эволюции стратегии транснациональных корпораций связан с усилением роли зарубежных производственных подразделений транснациональных корпораций и интеграции зарубежных производственных и сбытовых операций. При этом производственные зарубежные отделения специализировались в основном на производстве продукции, которая на предыдущих стадиях производственного цикла производилась материнскими фирмами. По мере дифференциации спроса и усиления интеграционных процессов в различных регионах мира производственные филиалы транснациональных корпораций все более переориентируются на производство продукции, отличной от производимой материнской фирмой, а сбытовые подразделения - на обслуживание складывающихся региональных рынков.
На современном этапе, начавшемся в 80-е гг. и продолжающемся по настоящее время, появляется новая форма международных корпораций — глобальная. К числу глобальных корпораций можно отнести лишь 20—30 крупнейших компаний мира. Наиболее ярким примером могут служить американская транснациональная корпорация Coca- Cola разместившая свое производство в 190 странах, или также американская корпорация IBM имеющая филиалы в 124 странах.4
Причины
возникновения