Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа
Целью моей работы является, во первых, определение основных понятий, связанных со собственностью, рассмотрение наиболее известных трактовок данной терминологии известными экономистами, во вторых, изучение процесса приватизации и разгосударствления в Российской Федерации.
Предметом исследования является раскрытие терминологии собственности и ее распределения.
Введение 3
Глава 1. Собственность в рыночной экономике 4
1.1 Теория собственности 4
1.2. Собственность как экономическая и юридическая категория 10
Глава 2. Трансформация отношений собственности в РФ 17
2.1 Спецификация права собственности и ее роль в развитии экономической системы 17
2.2 Разгосударствление и приватизация. Регулирование отношений собственности в России. 20
Заключение 29
Список литературы 35
Приватизация – это законодательно утвержденный переход различных типов и форм собственности в частную собственность. Такой процесс носит изначально политико-юридический характер, но в итоге как обычно приводит к глубинным результатам изменению реальных способов присвоения-отчуждения жизненных благ.
В большинстве случаях, приватизацию понимают как превращение в частную лишь государственную собственность. Это очень узкое понимание, так как в частное владение может переходить и коллективное, и даже личное достояние.
В России приватизация в начале 1990-х годов в основном походила на свою истинную сущность, поскольку частная собственность возникала именно за счет других типов владения. Причем это происходило путем изменения не только государственной собственности (т.е. общественного, хотя и несостоявщегося), но и коллективного, а также личного. Другие особенности настоящей приватизации состоят в ее массовости, высоких темпах, этапности. В то же время она отличается своей стихийностью, криминальностью, трением интересов широких слоев населения.
Итогом приватизации в России является господство частной собственности. К концу 1999 года индивидуальная и групповая форма частной собственности охватывали свыше 74 % всех предприятий и организаций, а в промышленности – 88,7 %. А около 5 % предприятий и организаций являлись федеральным достоянием12. Широкое распространение получил наемный труд, возник рынок рабочей силы. К концу 1990-х годов появилось немало частно-хозяйственных монополистических объединений, преимущественно в виде финансово-промышленных групп. Все это - признаки активно развивающегося капитализма.
Также широко распространилась частная собственность на социальные и духовые блага. Коммерческое предложение образовательных, медицинских, спортивных и других социальных услуг стали обыденной вещью. В этих сферах активно используется наемный труд.
Приватизация происходила в четырех этапах : малая приватизация, чековая приватизация, денежная приватизация и эффективная приватизация.
Этап “малая приватизация”. Первый этап приватизации в России происходил с 1991 по 1992 г. и назывался “малой приватизацией”. Приватизации подлежали главным образом предприятия торговли, общественного питания и бытого обслуживания с числом занятых до 200 человек и стоимостью основных фондов менее 1 млн руб. (по состоянию на 1 января 1992 г.). Для этих предприятий был возможен единственный способ приватизации – продажа на денежных аукционах.
Этап “чековая приватизация”. Второй этап приватизации имел название “чековой” и происходил с конца 1992 г. до середины 1994 г. Это был этап массовой приватизации. Для предприятий с числом работающих более 1000 и основными фондами свыше 50 млн руб. (по состоянию на 1 января 1992 г.) предусматривалось три варианта приватизации. В результате сей приватизации в структуре уставного капитала акционерных обществ стали преобладать доли администрации и трудового коллектива. Политика руководителей предприятий в этот период была направлена на ограничение свободного хождения акций на рынке. Главным итогом чековой приватизации стало появление 30 тыс. акционерных обществ, рынка корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и около 40 млн. акционеров.
Этап “денежная приватизация”. Третий этап приватизации начался со второй половины 1994 г. Ставилась задача нахождения рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий. В отличие от чековой, денежная приватизация не являлась массовой. Она больше соответствовала индивидуальной приватизации. В итоге сей приватизации была сокращена доля государства в структуре собственности как объективное следствие приватизации и ее цель.
Этап “эффективная приватизация”. Он начался с принятием в 1997 г. закона “О Приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ”, Постановлений Правительства РФ “О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества” от 1 апреля 1997 г. №363 и “О концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ” от 9 сентября 1999 г. № 1024. Приоритеты были смещены с бюджетной ориентации приватизационных продаж к осуществлению индивидуальных проектов приватизации федерального имущества с целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и повышения его эффективности.
По моему мнению, оставшаяся у государства собственность могла бы сыграть важную роль в изоляции негативных последствий приватизации в России. Для этого государство должно стать действительным собственником своих акций, и управлять ими так же, как ими управляет обычный частный собственник.
Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.
Основные способы разгосударствления :
Либерализация рынков открывает широкие возможности для хозяйственных субъектов для освоения рынков. Все это предпологает снятие различных родов запретов, мешающих доступу на тот или иной рынок для новых конкурентных субъектов, а также диверсификацию производства и продаж, в результате которого вырастает число фирм в рынке, чья продукция может поступать на самые разные рынки. В целом, либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.
Коммерциализация государственных организация и предприятий в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий означает устранение их нерыночных составляющих. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.
Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных организаций, которые имеют участие государства и субъектов других форм собственности, которые бы сопровождалось льготным кредитованием и налогооблажением. В этом случае речь идет не только о создании организаций с участием иностранного капитала, но еще о закреплении в структуру государственной собственности других форм собственности иного происхождения.
Результатом
разгосударствления является снижения
участия валового национального
продукта, перераспределяемого
В
самом широком понимании регули
Регулирование форм присвоения можно подразделить на несколько разновидностей. По своим масштабам оно может быть внутритиповым и межтиповым. Внутреннее регулирование совершается строго в рамках одного типа собственности. Межтиповое регулирование совершается в результате согласованного взаимодействиями между типами собственности.
В зависимости от способа, регулирование собственности делится на прогнозирование, планирование (директивное и рекомендательное) и управление. Планирование и управление применяются довольно редкостно. Директивное управление более применимо для координации общенародного и любого государственного достояния, а также для внутреннего управления частными организациями и предприятиями. Управление представляет собой способ довольно жесткого упорядочения (наведения порядка) разных форм присвоения собственности. Можно сказать, что неправерным является его использование властными структурами по отношению к частным предприятиям и учреждениям.
По моему мнению, регулированию отношений собственности нуждается каждый социальный процесс, в противном случае ситуацией овладеет полный хаос и анархия. В такой ситуации любая общественная система не может существовать, и тем более развиваться в правильном направлении. Кроме этого, каждая формация, стремится уменьшить негативные стороны и последствия событий, для чего также требуется координация различных видов деятельности. Наконец, регулирование социальной жизни вызывается активной ролью в истории общественного и индивидуального сознания. К тому же, потребность в упорядочении социальных процессов увеличивается по мере их все более тесного взаимодействия, особенно в связи с растущим обобществлением производительных сил. В современном мире значительную роль при этом приобретает глобализация.
В
настоящее время в экономике
взят курс на переход к системе, сочетающей
частную, государственную и смешанную
формы собственности на средства
производства. Каждая форма собственности
по-своему приспосабливается к конкретной
сфере экономики, специфическому виду
экономической деятельности. Так
как рынок предполагает свободу
производственной и коммерческой деятельности,
конкуренцию между
Крупным шагом в этом направлении является
реализация программы разгосударствления
и приватизации государственных и муниципальных
предприятий.
Разгосударствление
включает в себя как приватизацию,
так и изменение функций
Приватизация
— наиболее короткий путь к созданию
конкурентной среды через нивелирование
монополизма государственной
Отличительная
особенность проведенной
Если
первый этап приватизации предполагал
главным образом бесплатную (с
помощью ваучера) или на льготных
условиях раздачу государственного
и муниципального имущества, то второй
этап предполагает продажу акций
за деньги. Причем предусматриваются
различные варианты продаж: аукционная
продажа, передача пакетов акций
в залог и доверительное
На этапе денежной приватизации и формирования инвестиционных фондов предусматривается создание структуры акционерной собственности и складывается твердое ядро акционеров, состоящее из образовавшейся на предыдущем этапе группировки, нацеленной на перспективы развития производства и привлечение новых инвесторов. Политика в области формирования структуры акционерной собственности содействует образованию «среднего класса» и ограничивает имущественное расслоение.
На
завершающем этапе
Информация о работе Трансформация отношений собственности в РФ