Трансформация отношений собственности в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 15:44, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы является, во первых, определение основных понятий, связанных со собственностью, рассмотрение наиболее известных трактовок данной терминологии известными экономистами, во вторых, изучение процесса приватизации и разгосударствления в Российской Федерации.
Предметом исследования является раскрытие терминологии собственности и ее распределения.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Собственность в рыночной экономике 4
1.1 Теория собственности 4
1.2. Собственность как экономическая и юридическая категория 10
Глава 2. Трансформация отношений собственности в РФ 17
2.1 Спецификация права собственности и ее роль в развитии экономической системы 17
2.2 Разгосударствление и приватизация. Регулирование отношений собственности в России. 20
Заключение 29
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 66.27 Кб (Скачать)

    Приватизация – это законодательно утвержденный переход различных типов и форм собственности в частную собственность. Такой процесс носит изначально политико-юридический характер, но в итоге как обычно приводит к глубинным результатам изменению реальных способов присвоения-отчуждения жизненных благ.

    В большинстве случаях, приватизацию понимают как превращение в частную  лишь государственную собственность. Это очень узкое понимание, так  как в частное владение может  переходить и коллективное, и даже личное достояние.

    В России приватизация в начале 1990-х годов в основном походила на свою истинную сущность, поскольку частная собственность возникала именно за счет других типов владения. Причем это происходило путем изменения не только государственной собственности (т.е. общественного, хотя и несостоявщегося), но и коллективного, а также личного. Другие особенности настоящей приватизации состоят в ее массовости, высоких темпах, этапности. В то же время она отличается своей стихийностью, криминальностью, трением интересов широких слоев населения.

    Итогом  приватизации в России является господство частной собственности. К концу 1999 года индивидуальная и групповая  форма частной собственности  охватывали свыше 74 % всех предприятий и организаций, а в промышленности – 88,7 %. А около 5 % предприятий и организаций являлись федеральным достоянием12. Широкое распространение получил наемный труд, возник рынок рабочей силы. К концу 1990-х годов появилось немало частно-хозяйственных монополистических объединений, преимущественно в виде финансово-промышленных групп. Все это - признаки активно развивающегося капитализма.

    Также широко распространилась частная собственность на социальные и духовые блага. Коммерческое предложение образовательных, медицинских, спортивных и других социальных услуг стали обыденной вещью. В этих сферах активно используется наемный труд.

    Приватизация  происходила в четырех этапах : малая приватизация, чековая приватизация, денежная приватизация и эффективная  приватизация.

    Этап  “малая приватизация”. Первый этап приватизации в России происходил с 1991 по 1992 г. и назывался “малой приватизацией”. Приватизации подлежали главным образом предприятия торговли, общественного питания и бытого обслуживания с числом занятых до 200 человек и стоимостью основных фондов менее 1 млн руб. (по состоянию на 1 января 1992 г.). Для этих предприятий был возможен единственный способ приватизации – продажа на денежных аукционах.

    Этап  “чековая приватизация”. Второй этап приватизации имел название “чековой” и происходил с конца 1992 г. до середины 1994 г. Это был этап массовой приватизации. Для предприятий с числом работающих более 1000 и основными фондами свыше 50 млн руб. (по состоянию на 1 января 1992 г.) предусматривалось три варианта приватизации. В результате сей приватизации в структуре уставного капитала акционерных обществ стали преобладать доли администрации и трудового коллектива. Политика руководителей предприятий в этот период была направлена на ограничение свободного хождения акций на рынке. Главным итогом чековой приватизации стало появление 30 тыс. акционерных обществ, рынка корпоративных ценных бумаг, институциональных инвесторов и около 40 млн. акционеров.

    Этап  “денежная приватизация”. Третий этап приватизации начался со второй половины 1994 г. Ставилась задача нахождения рациональной пропорции между интересами бюджета и инвестиционной поддержкой приватизируемых предприятий. В отличие от чековой, денежная приватизация не являлась массовой. Она больше соответствовала индивидуальной приватизации. В итоге сей приватизации была сокращена доля государства в структуре собственности как объективное следствие приватизации и ее цель.

    Этап  “эффективная приватизация”. Он начался с принятием в 1997 г. закона “О Приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в РФ”, Постановлений Правительства РФ “О порядке реализации индивидуальных проектов приватизации федерального имущества” от 1 апреля 1997 г. №363 и “О концепции управления государственным имуществом и приватизации в РФ” от 9 сентября 1999 г. № 1024. Приоритеты были смещены с бюджетной ориентации приватизационных продаж к осуществлению индивидуальных проектов приватизации федерального имущества с целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики и повышения его эффективности.

    По  моему мнению, оставшаяся у государства  собственность могла бы сыграть  важную роль в изоляции негативных последствий приватизации в России. Для этого государство должно стать действительным собственником  своих акций, и управлять ими  так же, как ими управляет обычный  частный собственник.

    Разгосударствление – это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Кроме того, разгосударствление означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу соответствующих полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными.

    Основные  способы разгосударствления :

  • Либерализация рынков
  • Коммерциализация
  • Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-частных)

    Либерализация рынков открывает широкие возможности  для хозяйственных субъектов  для освоения рынков. Все это предпологает снятие различных родов запретов, мешающих доступу на тот или иной рынок для новых конкурентных субъектов, а также диверсификацию производства и продаж, в результате которого вырастает число фирм в рынке, чья продукция может поступать на самые разные рынки. В целом, либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

    Коммерциализация  государственных организация и  предприятий в подчинении их деятельности принципам рыночного механизма. Коммерциализация государственных предприятий означает устранение их нерыночных составляющих. Притом государство либо сокращает, либо полностью прекращает их бюджетное финансирование, отменяет льготное налогообложение, оказывает влияние в списании кредитной задолженности, оценивает результаты хозяйственной деятельности на основе критериев, применяемых в частном секторе. Коммерциализация хозяйственных объектов приводит к решению параллельной проблемы государства – сокращению дефицита государственного бюджета, так как государство избавляется как от субсидирования, так и от инвестирования в государственное предприятие. Это в свою очередь ведет к оздоровлению денежного хозяйства страны, к снижению уровня инфляции.

    Еще одним способом разгосударствления является создание смешанных организаций, которые имеют участие государства и субъектов других форм собственности, которые бы сопровождалось льготным кредитованием и налогооблажением. В этом случае речь идет не только о создании организаций с участием иностранного капитала, но еще о закреплении в структуру государственной собственности других форм собственности иного происхождения.

    Результатом разгосударствления является снижения участия валового национального  продукта, перераспределяемого непосредственно  через государственный бюджет. По уровню такого уменьшения можно судить о степени разгосударствления или, наоборот огосударствлении экономики  и о развитии рыночного механизма.

    В самом широком понимании регулирование отношений собственности можно определить как осознанное и волевое упорядочение (согласование) отношений собственности в тех или иных интересах.

    Регулирование форм присвоения можно подразделить на несколько разновидностей. По своим  масштабам оно может быть внутритиповым  и межтиповым. Внутреннее регулирование  совершается строго в рамках одного типа собственности. Межтиповое регулирование  совершается в результате согласованного взаимодействиями между типами собственности.

    В зависимости от способа, регулирование собственности делится на прогнозирование, планирование (директивное и рекомендательное) и управление. Планирование и управление применяются довольно редкостно. Директивное управление более применимо для координации общенародного и любого государственного достояния, а также для внутреннего управления частными организациями и предприятиями. Управление представляет собой способ довольно жесткого упорядочения (наведения порядка) разных форм присвоения собственности. Можно сказать, что неправерным является его использование властными структурами по отношению к частным предприятиям и учреждениям.

    По  моему мнению, регулированию отношений  собственности нуждается каждый социальный процесс, в противном  случае ситуацией овладеет полный хаос и анархия. В такой ситуации любая общественная система не может существовать, и тем более развиваться в правильном направлении. Кроме этого, каждая формация, стремится уменьшить негативные стороны и последствия событий, для чего также требуется координация различных видов деятельности. Наконец, регулирование социальной жизни вызывается активной ролью в истории общественного и индивидуального сознания. К тому же, потребность в упорядочении социальных процессов увеличивается по мере их все более тесного взаимодействия, особенно в связи с растущим обобществлением производительных сил. В современном мире значительную роль при этом приобретает глобализация.

Заключение

    В настоящее время в экономике  взят курс на переход к системе, сочетающей частную, государственную и смешанную  формы собственности на средства производства. Каждая форма собственности  по-своему приспосабливается к конкретной сфере экономики, специфическому виду экономической деятельности. Так  как рынок предполагает свободу  производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию между производителями, то исключается господство какой-либо одной формы собственности. 
Крупным шагом в этом направлении является реализация программы разгосударствления и приватизации государственных и муниципальных предприятий.

    Разгосударствление  включает в себя как приватизацию, так и изменение функций государственного управления хозяйством. Последнее означает передачу государством функций непосредственного  управления предприятиям или их объединениям. В ходе разгосударствления предприятие  как государственный хозяйствующий  субъект обретает полную самостоятельность  и ответственность.

    Приватизация  — наиболее короткий путь к созданию конкурентной среды через нивелирование  монополизма государственной собственности. Причем действующее законодательство предусматривало следующее: продажу  долей (акций) в капитале акционерных обществ (товариществ); продажу имущества предприятия, сданного в аренду с правом выкупа; безвозмездную передачу.

    Отличительная особенность проведенной первого  этапа приватизации — в открытом доступе к приватизации всех граждан  России главным образом через  приватизационные чеки (ваучеры), розданные  вне зависимости от пола, возраста, характера занятости. И несмотря на многочисленные критические замечания  ряда экспертов, главные цели этого  этапа были достигнуты: сформирован  широкий слой частных собственников; привлечены в производство инвестиции, в том числе иностранные; предложены мероприятия по социальной защите населения, а также защите прав частных собственников.

    Если  первый этап приватизации предполагал  главным образом бесплатную (с  помощью ваучера) или на льготных условиях раздачу государственного и муниципального имущества, то второй этап предполагает продажу акций  за деньги. Причем предусматриваются  различные варианты продаж: аукционная продажа, передача пакетов акций  в залог и доверительное управление, использование конвертируемых облигаций  и производных ценных бумаг при  раскреплении пакетов акций из федеральной  собственности.

    На  этапе денежной приватизации и формирования инвестиционных фондов предусматривается  создание структуры акционерной  собственности и складывается твердое  ядро акционеров, состоящее из образовавшейся на предыдущем этапе группировки, нацеленной на перспективы развития производства и привлечение новых инвесторов. Политика в области формирования структуры акционерной собственности содействует образованию «среднего класса» и ограничивает имущественное расслоение.

    На  завершающем этапе разгосударствления образуются крупные акционерные  компании, осуществляется накопление капитала акционерными обществами, интенсивно развивается рынок ценных бумаг  и акционерный механизм дополняется  собственным механизмом заемных  средств, поскольку крупные компании в состоянии самостоятельно выкупать облигации, приносящие их владельцам более  высокий доход, чем дивиденды  по акциям. На этом этапе возможно широкое  привлечение иностранного капитала и образование совместных компаний.

Информация о работе Трансформация отношений собственности в РФ