Трансформация экономических систем в странах ЦВЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой другой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого проис

Работа содержит 1 файл

курсач по нац.эк2.docx

— 77.92 Кб (Скачать)

       • либерализацию внешнеэкономической деятельности, что приводит к широкому открытию внутреннего рынка и экономики в целом для иностранных товаров и капитала.

       В результате "шоковой терапии" были достигнуты: относительное равновесие внутреннего рынка и его относительное  насыщение прежде дефицитными товарами; большая управляемость инфляционных процессов; сдерживание инфляционных процессов в инвестиционной сфере, где ранее дешевые, но не обеспеченные материальным покрытием кредиты  были одним из основных источников инфляции; реальные шаги к конвертируемости национальных валют при сравнительно приемлемых их курсах к доллару (практически  ликвидирована разница между  официальными курсами и курсами "черного рынка"). Большинство  стран обеспечило хотя и небольшое, но активное торговое сальдо.

       Следует отметить и следующие негативные моменты, сопутствующие "шоковой  терапии".

       Во-первых, в странах происходит ускорение спада производства. Падение производства - неизбежная цена перехода к рынку, поскольку новая экономическая система требует глубочайшей структурной перестройки, переоценки на основе иных рыночных критериев эффективности отдельных производств и целых отраслей. Однако глубина спада и его характер в значительной мере зависят от избранных методов перехода к рынку. "Шоковая терапия" становится фактором, углубляющим спад производства. В Польше за два последних года реформы промышленное производство снизилось более чем на 40%. В ЧСФР объем созданного национального дохода в 1991 г. был ниже уровня предыдущего года на 10,5%, промышленного производства - на 23%. В Болгарии объем товарной продукции сократился в 1991 г. на 36,5% - к 1989 г. В Румынии в 1991г. ВВП составил 84,5% от уровня 1990 г., а объем промышленного производства - 81,3%

       Во-вторых, стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию

         В-третьих, стратегия радикального перехода, сопровождаемая высокой инфляцией, влечет за собой падение жизненного уровня преобладающей части населения и усиление социальной дифференциации.

     Опыт  стран Восточной Европы показал, что социальная цена стабилизационных мер оказалась существенно более  высокой, чем это предполагалось. Произошло массовое обеднение населения, быстрыми темпами росла безработица. Ее масштабы достигали 8-14% занятых в народном хозяйстве. Выплата пособий по безработице стала непосильным бременем для госбюджета. При общем снижении жизненного уровня, ненадежности механизмов социальной защиты, потере работы миллионы семей испытывали глубочайшее морально-психологическое и экономическое потрясение. Быстро ухудшилась демографическая обстановка. В ряде стран (Румыния, Польша, Болгария) углубился социальный кризис.  
 
 
 

     3. Необходимость переходного  периода и его  основные черты  в Беларуси

     Распад  Советского Союза и последующий  переход к рыночной экономике  произошел невероятно быстро, а масштабы этого процесса были небывалыми. Переход  к рыночной экономике был связан с колоссальными трудностями, такими, как серьезные диспропорции в  экономике, распад торговых связей, отсутствие рыночных институтов. Республика Беларусь оказалась среди наиболее пострадавших от развала Советского Союза в  силу своей роли "сборочного цеха" и ориентации на Россию как главного рынка сбыта своей продукции. Возникла необходимость перехода от командно-административной системы  к рыночной.

     Переходный  период — это период времени, в  течение которого общество осуществляет коренные экономические, политические и социальные преобразования, а экономика  страны переходит в новое, качественно  иное состояние в связи с кардинальными  реформами экономической системы.

     Беларусь  пошла по пути эволюционных  рыночных преобразований, в отличие от большинства  республик, выбравших «шоковый»  вариант перехода к рыночной системе  хозяйствования.

     Целью идущих преобразований в Беларуси и  других странах СНГ является социально  ориентированная модель рыночной экономики. Она отличается от других моделей  тем, что в ее основе лежит широкий  плюрализм форм собственности, причем значительное место в экономике  занимает госсектор.

     Основная  трудность переходного периода  — это создание институтов рыночной экономики. Институты в широком  смысле представляют собой правила  экономического поведения и механизмы, обеспечивающие их выполнение, а также  экономические организации, субъекты хозяйствования. В переходный период формируются институты, без которых  не может нормально функционировать  рыночная экономика: частная собственность, экономическая свобода и ответственность хозяйствующих субъектов, конкуренция, рыночная инфраструктура и др.

     Начало  переходного периода в странах  СНГ, в том числе и в Беларуси, характеризуется воздействием на процесс  формирования рыночных отношений следующих  факторов:

     1) глубокий экономический кризис, унаследованный в результате краха командно-административной системы;

     2) распад СССР и превращение  бывших республик в самостоятельные  государства, прервавшие хозяйственные  связи друг с другом. Попытки  самостоятельно решить свои экономические  проблемы путем экспорта товаров  на Запад оказались тщетными, так как все ниши на западных  рынках давно заняты. Качество  же товаров из этих стран  значительно ниже, поэтому они,  кроме сырьевых ресурсов, не находят  спроса. Поэтому и правительства,  и население бывших республик  приходят к выводу о неизбежности  интеграции в рамках СНГ;

     3) деформированная структура экономики, сложившаяся в условиях командно-административной системы. Она отличается преобладанием производства средств производства, потребляющего огромные капитальные, трудовые и сырьевые ресурсы. Поэтому во всех странах СНГ необходимо провести структурную перестройку народного хозяйства, требующую значительного количества времени и денег;

     4) характерная для переходного  периода экономическая, политическая  и социальная неустойчивость;

     5) экономический кризис не позволяет  предоставить необходимое время  для выработки долгосрочной стратегии  и ее спокойной реализации. Решения  часто приходится принимать и  корректировать на ходу.

     Для Беларуси этот кризис характеризуется  следующими основными чертами:

     1) длительный спад, последствия которого  сохраняются до настоящего времени.  Он особенно ощутим в таких  сферах, как реальное потребление  населения, инвестиции и др.;

     2) углубляющиеся структурные диспропорции;

     3) высокие темпы инфляции;

     4) значительный дефицит государственного  бюджета;

     5) снижение инвестиционной активности, переходящее в инвестиционный  кризис;

     6) падение курса национальной валюты;

     7) относительно низкий жизненный  уровень населения при усиливающейся  дифференциации доходов;

     8) значительные масштабы скрытой  безработицы.

     Кризис  поразил и внешнеторговые отношения. Из-за разницы в ценах снизился экспорт продукции белорусских  предприятий на российский рынок. Постоянное удорожание энергоносителей, поставляемых из России, привело к растущему  дефициту в торговле с соседней страной. При отсутствии в Беларуси достаточного количества валюты расчеты за энергоносители осуществляются посредством бартерных  поставок продукции ее ведущих машиностроительных предприятий. В результате страна теряет часть своего национального продукта. Кроме того, предприятия, работающие на импортируемом сырье и энергии, вынуждены повышать цены на свою продукцию, что снижает ее конкурентоспособность  на внешних рынках.

       В годы, непосредственно следующие  за провозглашением независимости, экономика Беларуси переживала спад, и инфляция была неконтролируемой. Кульминационной точкой падения производства и уровня жизни населения стал 1995 г. По сравнению с 1990 г. (самым лучшим в дореформенный период) объем производства ВВП в 1995 г. составил 65,3 % , продукции промышленности — 61,4 %, сельского хозяйства — 73,6%, инвестиций в основной капитал — 38,5 % . Галопирующая инфляция за пятилетие возросла в 43,9 тыс. раз, а уровень жизни упал почти в 2 раза.

     После выборов в 1994 году правительство  взяло курс на формирование социально  ориентированной рыночной экономики, начало следовать новой стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Оно также благоприятствовало широкой государственной поддержке промышленности и сельского хозяйства, что часто включало в себя вмешательства в решения о выделении кредитов центрального банка.

     Изначально  стратегия роста имела положительные  эффекты. Она стимулировала занятость  и внутреннее потребление и, до некоторой  степени, смягчила эффекты распада  Советского Союза. Экономика начала расти, и ВВП на душу населения  вернулся к уровням, предшествующим провозглашению независимости. Однако эта стратегия оказалась неустойчивой. Инфляция, которая резко уменьшилась  с 2000% в 1994 году до 53% в 1996 году, начала расти  снова, превысив 200% в 1999 году (рисунок 1).

  

     Рисунок 1 – Реальный рост ВВП и инфляция в 1993-2009 гг.

     В 2000 году правительство начало восстановление макроэкономического порядка и  взяло инфляцию под контроль путем  ужесточения денежно-кредитной политики – повышение ссудных процентов  и ограничение вмешательства  правительства в распределение  кредитных средств. Оно начало также  отходить от бартерной системы, которая  сложилась с Россией, усовершенствовало  управление центральным бюджетом (следуя международным стандартам бухгалтерского учета) и укрепило бюджет. Данный комплекс мероприятий по стимулированию и  интенсификации экономического развития в стране стимулировал рост основных показателей экономической эффективности, и как следствие, рост реальных доходов и заработной платы населения, повышение уровня занятости при стабильном уровне потребительских цен.

       Рост экономических показателей позволил в определенной  мере стабилизировать  положение  на внутреннем потребительском рынке, восстановить систему управления экономикой, отвечающую реалиям переходного периода, улучшить систему социальной защиты населения. Определились новые подходы и принципы проведения экономических реформ.

       В системе рыночных преобразований одно из центральных мест заняла трансформация  отношений собственности, которая  с целью создания устойчивых предпосылок  для экономического роста должна обеспечить кардинальное повышение эффективности функционирования как отдельных предприятий, так и экономики в целом. Республика Беларусь, учитывая негативный опыт реформирования экономики в других странах, не пошла по пути обвальной приватизации, а выбрала в качестве основных принципов рост эффективности производства, нахождение стратегического инвестора, участие трудового коллектива в принятии решений при сохранении государственного контроля за этим процессом с целью исключения неэффективного и незаконного перераспределения собственности.

     В соответствии с Концепцией и Программой развития промышленного комплекса  Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006—2010 годы, Национальной программой развития экспорта на 2006—2010 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения  конкурентоспособности экономики  Республики Беларусь и другими программами  в качестве основных направлений  структурных преобразований на пути формирования рыночной системы хозяйствования в Республике Беларусь определены:

     - создание необходимых нормативных  и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

     - опережающее развитие наукоемких  высокотехнологичных экспортоориентированных  и импортозамещающих отраслей  и производств, а также сферы  услуг;

     - стимулирование процесса реформирования  реального сектора экономики,  повышения его эффективности  на основе совершенствования  бюджетно-налоговой, денежно-кредитной  и ценовой политики, образования  межгосударственных, межотраслевых,  отраслевых и региональных корпоративных  структур в форме финансово-промышленных  и иных хозяйственных групп;

     - развитие и государственная поддержка  малого предпринимательства;

     - повышение эффективности деятельности  естественных монополий, формирование  конкурентной среды в немонопольных  сегментах экономики;

     - разработка и реализация социальных  программ и программ совершенствования  производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого  потенциала и приоритетных отраслей  и производств.

Информация о работе Трансформация экономических систем в странах ЦВЕ