Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа
Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой другой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого проис
Переход
от централизованно регулируемой к
рыночной экономике, как и любой
другой переход от одного экономического
порядка к другому, сопровождается
существенными преобразованиями в
экономической деятельности. Трансформируются
не только отношения форм собственности,
институциональная среда, методы хозяйствования
и государственного воздействия
на экономическую деятельность, но
и структура производства и занятости,
психология людей. Продолжительность
переходного периода, в течение
которого происходят эти изменения,
достаточно велика – для разных
стран она может колебаться от
нескольких лет до десятилетий. Все
зависит от первоначального состояния
экономики, общественного и
С середины 80-х годов практически во всех восточноевропейских странах наблюдался спад хозяйственной активности, перерастающий в экономический кризис.
В экономике социалистических стран в системе стали наблюдаться следующие кризисные явления:
Экономическая
ситуация в странах Восточной
Европы представляла собой не
циклическое или краткосрочное
явление, а результат
Необходимость трансформации
После
падения или трансформации
Страны «реального социализма» делились на две группы. Венгрия, Югославия, Польша – это были страны, в которых уже проводились определенные рыночные реформы, и они были лучше готовы к экономической трансформации. В других странах сохранялась сверхцентрализованная командно-административная экономика. Там было труднее начинать даже ее либерализацию. Так, Чехия и Словения, в которых ВВП на душу населения близок к показателям таких стран, как Греция и Португалия, и где ещё до Второй мировой Войны сложилась рыночная экономика, добились гораздо больших успехов при переходе к рынку, чем Болгария и Румыния, не говоря уж об Албании.
Переходная
экономика имеет следующие
1) в условиях
эволюционной трансформации системы и
структуры производительных сил качество
основной производительной силы (человека-труженика)
не должно ухудшаться. Это означает необходимость
сохранения его общеобразовательного
и квалификационного уровня, устойчивого
психологического состояния. В то же время
должен существенно меняться уровень
его экономического мышления в сторону
позитивного восприятия рациональных
форм рыночной экономики, рыночных механизмов
экономии сырья, электроэнергии, материалов
и т.д. Количественным показателем этой
закономерности является достаточный
уровень расходов на развитие образования,
здравоохранения и другие социальные
цели.
2) качественного улучшения требует развитие
науки, особенно прикладных НИР, осуществляемых
на уровне крупных компаний, и, прежде
всего, венчурных предприятий. Хотя структура
научных расходов требует серьезных изменений,
важно, чтобы общие дотации на развитие
науки не сокращались. Это подтверждается
опытом реформирования в Чехии, Словении,
некоторых других странах, но отрицается
практикой реформирования в Болгарии,
Румынии, Украине и других странах. Так,
в Словении расходы на научные исследования
и НТР в расчете на одного жителя в 1997 г.
составляли более 110 долл., в Чехии — более
75 долл., тогда как в Румынии лишь 8 долл.,
в Болгарии—12долл.
3) в условиях переходной экономики радикально
возрастает роль информации, с одной стороны,
в деятельности субъектов предпринимательской
деятельности, с другой, в управлении экономикой
со стороны государства. Это обуславливает
рост трансакционных расходов.
4) с целью
преодоления затратной экономики и прежде
всего энергоемкости производства необходимы:
внедрение ресурсо- и энергосберегающих
технологий, интенсивный переход к нетрадиционным
источникам энергии, широкомасштабная
экономия энергии на производстве и в
быту, и др.
5) постепенно уменьшается удельный вес
государственной собственности на средства
производства и соответственно возрастает
доля коллективной и частной собственности.
6) по мере уменьшения удельного веса государственной
собственности на средства производства
ослабляется государственное регулирование
экономики, а в его пределах уменьшается
роль административных рычагов и возрастает
роль экономических инструментов. Одновременно
происходит взаимодействие государственного
регулирования и рыночного саморегулирования.
7) по мере усиления конкурентоспособности национальной экономики уменьшается протекционизм и усиливается либерализация внешнеэкономической деятельности.
Практика показывает, что в каждой стране, ставшей на путь перехода к рыночной экономике, существуют свои концепции и программы решения главных задач переходной экономики, формирования рыночных отношений. Вместе с тем, в них можно выделить несколько общих, "обязательных" направлений:
1) либерализацию экономики, связанную, в первую очередь, с отпуском цен. Это первоочередной шаг реформирования экономики. Он позволяет выявить реальное соотношение спроса и предложения, определить нерентабельные виды производства и тем самым наметить первоочередные направления структурной перестройки народного хозяйства. Последующие (а зачастую и одновременные) шаги — освобождение от государственного диктата финансовых отношений, а также внутренней и внешней торговли.
Так, доля либерализированных цен в розничном товарообороте уже к 1992 г. составляла в Венгрии 93,9%; Польше – 83%; ЧСФР – 95%; Болгарии – 84%; Румынии – 80,0%. Под прямым контролем государства оставались цены на отдельные виды особо важных для потребительского рынка товаров и услуг. Позже в ряде стран вводились частичные ограничения, ужесточавшие режим установления свободных цен, но они уже не меняли сути дела.
Исключительно важной является либерализация в сфере предпринимательства, особенно частного. Во всех странах были приняты
соответствующие законодательные акты, в которых, как правило, допускалось учреждение новых негосударственных предприятий в широком диапазоне их форм по заявительному принципу. Утверждалась их государственно-правовая защита и поддержка, экономическая самостоятельность и ответственность. С вступлением в силу таких законов произошел всплеск учредительства новых семейных, индивидуальных и других, преимущественно мелких и средних, частных хозяйств в сфере торговли, услуг и производства потребительских товаров;
2) реформирование отношений собственности путем разгосударствления и приватизации государственной собственности. Именно в результате приватизации должно установиться многообразие форм собственности: государственной, коллективной и частной. Они необходимы для преодоления монополии государства, формирования многоукладной рыночной экономики, сокращения сферы государственной регламентации общественного производства, создания и развития конкурентных рыночных отношений;
Приватизация
с самого начала реформ занимала важное
место в планах рыночной трансформации.
Но если передача новым собственникам
малых и части средних
Впоследствии стали сворачиваться программы льготной приватизации (проводившейся обычно в пользу трудовых коллективов), которым отводилось большое место в реформаторских планах первой половины 90-х годов. Приобретение предприятий администрацией и трудовым коллективом было распространено главным образом в легкой промышленности и в других производствах, ориентированных на потребительский рынок и не требующих больших капиталовложений. Льготной схеме присущи серьезные недостатки: они не связаны непосредственно с притоком инвестиций, хотя формирование реальных и ответственных собственников происходит быстрее.
К тому же, практика ряда стран, особенно Болгарии и Румынии, выявила крайне негативные последствия затягивания сроков проведения приватизации. Хотя большая часть промышленности оставалась в руках государства, оно в условиях хозяйственной либерализации утрачивало реальные рычаги контроля и управления. Растущие потери госпредприятий компенсировались кредитами государственных банков или бюджетными субсидиями, углубляя тем самым кризис финансовой сферы. Собственность, потерявшая фактического владельца, становится объектом злоупотреблений. В Венгрии и Польше неоднократно проходили широкие общественные кампании и судебные разбирательства в связи с полулегальной распродажей государственного имущества и перекачиванием государственных ресурсов во вновь созданные частные фирмы.
3) стабилизацию экономики, под которой понимается устранение резких колебаний освобожденных цен и формирование устойчивых финансовых отношений;
Наибольших успехов в стабилизации цен за указанный период достигли Чехия и Словакия. Не очень значительные всплески инфляции в этих странах наблюдались сразу после либерализации (1991 г.), а также в период после разделения ЧСФР на Чехию и Словакию (с 1993г.). Положительный результат был достигнут, прежде всего, вследствие относительно благоприятных исходных условий (равновесие в экономике) и качества общего курса экономической политики государства, включая в особенности жесткую и умеренно-жесткую денежно-кредитную и финансовую политику.
Сочетание умеренных финансовых рестрикций с понижением валютного курса для одновременного решения задач стимулирования экономического роста и борьбы с инфляцией в последнее время здесь явилось главным элементом политики государства. В обеих странах с начала 1996 г. был существенно расширен диапазон колебаний курса национальной валюты вокруг официального курса.
В Польше тоже наблюдалось хоть и не значительное, но последовательное снижение темпов инфляции. Ее всплеск отмечен только в первоначальный период после начала либерализации цен. Далее начало сказываться действие факторов исходных условий (относительно высокая доля частного сектора и либерализованных цен в экономике) и качества экономической политики государства. В Венгрии достижения оказались менее значительными: ее экономика больше зависит от внешних рынков, соответственно ее преобразования больше ориентированы на обеспечение конкурентоспособности и включение в западноевропейскую экономическую систему.
В Болгарии и Румынии динамика инфляции отличается от других стран по темпам и по нестабильности их изменения: здесь общий уровень экономического развития к началу рыночных преобразований оказался по отношению к западным странам значительно ниже, чем в других государствах Восточной Европы.
4) структурную перестройку (реструктуризацию) экономики и отдельных предприятий, включающую мероприятия по санации производства, приведение структуры народного хозяйства в соответствие с требованиями современной рыночной экономики и потребностями страны, перестройкой технической базы предприятий на основе передовых, высокоэффективных технологий;
Из стран региона наиболее активную политику реструктуризации крупных предприятий проводили Венгрия, Польша, и менее интенсивно – Чехия и Словакия. В этих странах принимались соответствующие законодательные акты (о банкротстве, реструктуризации и т.д.), программы, изыскивались внутренние и внешние источники средств на покрытие расходов, реализовывались соответствующие меры. В Болгарии и Румынии реструктуризация ограничивалась преимущественно поддержкой малого и среднего негосударственного предпринимательства. Крупные госпредприятия оставались пассивными и поддерживались, по существу, в прежнем виде за счет госдотаций и льгот. В результате сохранялась высокая доля нерентабельности крупных промышленных фирм в общем их количестве.
Информация о работе Трансформация экономических систем в странах ЦВЕ