Трансформация экономических систем в странах ЦВЕ

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 16:14, курсовая работа

Описание работы

Переход от централизованно регулируемой к рыночной экономике, как и любой другой переход от одного экономического порядка к другому, сопровождается существенными преобразованиями в экономической деятельности. Трансформируются не только отношения форм собственности, институциональная среда, методы хозяйствования и государственного воздействия на экономическую деятельность, но и структура производства и занятости, психология людей. Продолжительность переходного периода, в течение которого проис

Работа содержит 1 файл

курсач по нац.эк2.docx

— 77.92 Кб (Скачать)

      Массовое  закрытие убыточных предприятий  относится к числу важнейших условий, выдвигаемых международными финансовыми организациями для предоставления необходимых кредитов, хотя эти же организации часто оказывают финансовое содействие покрытию социальных расходов, связанных с реструктуризацией промышленности. В прошедшие годы возникло много новых компаний и фирм, способных трудоустроить высвобождаемых работников, на убыточных предприятиях сократилось число занятых, сформировались основы системы трудоустройства и политики занятости. Дополнительным фактором, определившим ускорение реорганизации промышленности в 1995-1996 гг., явилось то, что активизация этого болезненного социально-экономического процесса в большинстве стран Восточной Европы произошла в середине парламентского цикла.

     5) интеграцию национальной экономики в систему мирохозяйственных связей, становление экономики открытого типа. Для этого нужно осуществить либерализацию внешней торговли, дать надежную правовую и экономическую защиту иностранных инвестиций, обеспечить подлинную конвертируемость рубля.

     Процессы  трансформации командно-административной системы в рыночную  в странах Восточной Европы начались с 1989 года. Первый период реформ, с 1989 по 1993 годы, проходил крайне болезненно и привел резкому спаду экономической активности и глубокому экономическому кризису. Но с 1994 года начался процесс активных преобразований, хотя они и протекали с разными темпами. Венгрия, Польша, Словакия, Чехия довольно быстро преодолели экономический спад и вплотную приблизились к уровню ВВП 1989 года. Однако разрыв между странами с переходной экономикой и промышленно развитыми странами в социально-экономическом и технологическом отношении не только не сократился, но даже увеличился. Постсоциалистические страны только приближаются к восстановлению уровня среднедушевого ВВП, в то время как в странах ЕС он вырос за последнее десятилетие на 20%. Резко снизился средний уровень реальных доходов населения и одновременно усилилось неравенство в их распределении. За годы реформ только 20% населения бывших социалистических стран улучшило свой жизненный уровень, в то время как 35% превратились в слой «новых бедных».

     За  годы реформ во всех постсоциалистических странах возникла и быстро выросла  безработица, достигнув 10-16% экономически активного населения.

     Наиболее  привлекательным для западных инвесторов оказался инвестиционный климат Венгрии, Чехии и Словении, где накопленные  иностранные инвестиции за 1989-2000 гг. на душу населения составили соответственно $1650, $970, $600.

     Практически все страны центральной восточной  Европы имеют большую внешнюю задолженность при сравнительно не больших валютных резервах. Для всех этих стран характерно сокращение государственных расходов на здравоохранение, культуру и образование. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран центральной восточной Европы в последнее десятилетие сократились темпы роста трудоспособного населения.

     В настоящее время структура ВВП  стран данного региона распределена следующим образом:

     Доля  промышленности составляет от 33% до 48%, Сельского хозяйства - от 6 до 24%, Услуг - от 28 до 58%. В то время как, в 1988 году доля промышленности, например в Румынии, составляла 61%, в Болгарии 58%, в Чехии 57%, в Польше 52%, в Венгрии 36%.

     Государства Восточной Европы прошли «дно» экономического спада в первой половине 90-х гг. В середине 90-х гг. почти все  они вошли в стадию роста, кроме  Болгарии, где в 1996-1997 гг. экономическая  ситуация вновь резко ухудшилась. В конце 90-х гг. Восточная Европа в целом, и особенно те государства, где энергично и последовательно  проводились рыночные реформы, приблизились к докризисному уровню и даже превзошли  его (Польша, Словакия и Словения). Особенно высокими темпами развивается польская экономика, которая уже значительно превысила уровень конца 80-х.

     В отличие от России, где самыми устойчивыми  оказались предприятия добывающего  комплекса, в Восточной Европе наибольшую жизнеспособность проявили те производства, которые занимают «срединное» положение  в технологической цепочке. Это  отрасли, выпускающие продукцию  с невысокой добавленной стоимостью: текстильная, пищевая, деревообрабатывающая, полиграфическая и т. д. Они не требуют больших капиталовложений, ориентированы главным образом  на потребительский спрос, который  стабилизировался уже к середине 90-х гг., и обладают сравнительным  преимуществом в издержках на мировом рынке.

      Таким образом, в результате проведения радикальных реформ на протяжении последних десяти лет в большинстве стран с переходной экономикой были созданы основные институты рыночный экономики и была осуществлена либерализация внутренних рынков и внешней торговли (хотя и, следует признать, в весьма различной степени). Можно считать, что, за исключением некоторых стран СНГ, страны с переходной экономикой имеют теперь открытые экономические системы, позволяющие им воспользоваться преимуществами расширения их торговли с остальными странами мира.

      В настоящее время восточноевропейские  страны переживают противоречивые процессы: экономический подъем сопровождается кризисом государственного сектора и усилением бюджетной напряженности. В ряде стран, даже самых "благополучных", снижается жизненный уровень населения. Негативные явления в экономике и социальной сфере усиливают неустойчивую финансовую стабилизацию и подрывают перспективы продолжения экономического роста, вызывая необходимость решительных действий по продолжению реформ, которые не были проведены раньше.

     Наибольшие результаты создания основ рыночной экономики к концу 90-х гг. были достигнуты в Венгрии, Польши, Словении, Чехии. Гораздо медленнее и с огромными трудностями происходит переход к рынку в странах Балканского региона – Албании, Болгарии, Румынии, республиках бывшей Югославии. Но при всех различиях в странах Восточной Европы утвердились основы рыночной экономики: ликвидировано централизованная планирование, произошла либерализация цен на большинство товаров и услуг, введена внутренняя частичная конвертируемость национальных валют, исчез товарный  дефицит.

       2. Основные концепции  системной трансформации

     В странах Восточной Европы сформировалось два основных подхода к реформированию экономики. Первый (эволюционный, «градуализм») - поэтапное формирование инфраструктуры рынка в целях создания смешанной экономики и социального рыночного хозяйства (Венгрия, Беларусь). Второй («шоковый») - это радикальные меры, проводимые в сжатые сроки и ориентированные на создание экономики либерального типа. Ставится задача - приватизировать подавляющую часть предприятий в короткие сроки, не считаясь с социальными издержками и последствиями (Польша, Чехия, Словакия, Румыния, Россия).

       Различия  между указанными путями заключаются  в сроках осуществления системных  преобразований и стабилизационных мер, степени охвата рыночными механизмами  народного хозяйства, объеме регулирующих функций государства и др.

       Выбор пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от совокупности политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.

       Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве  случаев с необходимостью преодоления  крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной  системы, а также острого товарного  дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями. 

       2.1 Эволюционный путь («градуализм»)

       Венгерское  руководство выступило за последовательную и постепенную системную трансформацию. Уже к концу 1980-х годов здесь удалось создать рынок товаров, рынок труда и заложить основы рынка капиталов. С точки зрения внутренней политики такой подход обосновывается следующими факторами: необходимостью поддерживать гражданский мир и экономическую стабильность; долгосрочным характером трансформации экономики (структурная модернизация, приватизация и т.д.) Такое сочетание позволило Венгрии привлечь около 3,5 млрд. долл. иностранного капитала, или более половины всех инвестиций за последние годы в Восточную Европу.

       Можно выделить следующие общие черты  эволюционного пути перехода к рыночной экономике.

       1. Государство на основе долгосрочной стратегии реформ последовательно, шаг за шагом заменяет механизмы административно-командной системы рыночными отношениями. Так, в Венгрии этот процесс происходил с 1968 по 1990 гг.

       2. Начало реформы связывается с установлением динамического равновесия на потребительском рынке, причем не только с помощью более гибкой системы цен, но и прежде всего благодаря быстрому развертыванию в частном секторе производства потребительских товаров и оказания услуг и насыщению ими рынка.

       3. Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и лишь затем распространяются на инвестиционные отрасли.

       4. Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями, с целью избежать резкого снижения жизненного уровня населения.

       5. Проводится жесткая финансовая политика в целях недопущения высокой инфляции. В Венгрии максимальный годовой прирост розничных цен составил 35% (1991 г.).

       6. Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряется частное предпринимательство, главным образом в мелком производстве и сфере услуг.

       Импульс, данный развитию сельского хозяйства  и связанных с ним отраслей по производству потребительских товаров, становится своеобразным мотором дальнейшего  распространения рыночных механизмов, и одновременно приводя к насыщению потребительского рынка, создает благоприятный социальный фон для дальнейшего углубления реформ.

       2.2 Вариант радикального перехода к рынку («шоковая терапия»)

     Данный путь в реформировании экономики выбран (в значительной степени вынужденно) Польшей, Болгарией, Румынией, Югославией Экономический кризис накануне преобразований, нарастание деструктивных процессов в экономике и государстве, а также субъективные факторы предопределили выбор этими странами "шокового" варианта введения рыночных отношений.

     "Шоковая  терапия" здесь представляет  собой комплекс финансовых мер,  направленных на стабилизацию  потребительского и инвестиционного  рынка, денежного обращения, борьбу с гиперинфляцией, "открытие" экономики, приближение структуры цен к западной модели. Это достигается путем одновременной либерализации цен, резкого повышения учетной ставки процентов по кредитам, введения единого обменного "плавающего" курса национальных валют, либерализации внешнеэкономической деятельности, жесткой индексации заработной платы и доходов.

       Исходя  из этого, в числе важнейших институциональных преобразований стратегия радикального перехода предполагает:

       • одномоментную либерализацию цен на основную массу товаров и услуг и переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле средствами производства и предметами потребления. Эта мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизмы рыночного саморегулирования;

       • скорейшее разрушение прежней системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых главными являются ужесточение условий предоставления кредита, ограничение денежной эмиссии;

       • ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

Информация о работе Трансформация экономических систем в странах ЦВЕ