Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – трансформационная экономика и роль государства в трансформационной экономике, национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности белорусской модели перехода к рыночным отношениям.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-определить основные направления рыночных преобразований;
-выявить основные концепции перехода к рынку;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности………………………………………………………………………….5
2.Основные направления рыночных преобразований и роль государства в трансформационной экономике
2.1 Основные направления рыночных преобразований………………………….9
2.2 Основные концепции перехода к рынку……………………………………...12
2.3 Роль государства в трансформационной экономике………………………...14
3.Особенности белорусской модели социально-экономического развития…………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

трансформационная экономика.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

В 1992г. были приняты Основные направления политики правительства Республики Беларусь по предотвращению спада производства и формированию условий выхода из кризиса. В первые годы реформ денежно-кредитная политика была мягкой, приватизация государственной собственности шла медленно, главное внимание уделялось сохранению устойчивости экономики и недопущению чрезмерного спада производства и роста безработицы. Но принятые меры не привели к ожидаемому результату, в результате чего дефицит государственного бюджета с 1,6% ВВП в 1992 г. до 8,3% в 1993 г, а потребительские цены увеличились в 1992 г. в 10,7, а в 1997 г. –в 12,9 раза. Вместе с этим углублялся экономический спад: ВВП Беларуси в 1992 г. снизился на 9,6, а в 1993 г. – еще на 7,6%; промышленное производство – соответственно на 9,4 и 10%; капитальные вложения – на 29 и 15%. В социальной сфере положение также ухудшилось: повысился уровень безработицы, уменьшились реальные доходы населения [14, с. 40-45].

В 1994г. после выборов правительство взяло курс на формирование социально ориентированной рыночной экономики, начало следовать стратегии роста и приняло политику кредитной экспансии в сочетании со строгим контролем заработной платы, цен и производства продукции. Также была разработана Программа неотложных мер по выходу экономики из кризиса, рассчитанная на два года.  На начальных этапах данная стратегия имела положительные эффекты. Она стимулировала внутреннее потребление и занятость и даже в некоторой степени смягчила эффекты распада Советского Союза. Экономики начала расти, ВВП на душу населения вернулся к уровню до распада союза. Но данный курс оказался неустойчив: инфляция, которая резко уменьшилась с 2000% в 1994г. до 53% в 1996г.,  вновь начала расти и превысила 200% в 1999 г [Приложение А].

Увеличивалась безработица, ожидаемая продолжительности жизни при рождении уменьшилась с 71,1 года в 1990 г. до 68,9 в 1994 г. Реальный ВВП на душу населения (в долларах ППС) снизился с 6125 1990 г. до 4098 в 1995 г. Реальная заработная плата и денежные доходы населения к 1995 г. уменьшились почти вдвое по сравнению с 1990 г. Доля населения, которое имеет совокупные доходы на уровне и ниже минимального потребительского бюджета, увеличилась с 5% до 80% с 1990 по 1995 гг. В этот кризисный период происходил перелив капитала из материального производства в сферу торгово-посреднической деятельности и финансов, где были быстрый оборот капитала и возможность получения сверхприбыли в условиях инфляции.

Переход от командной экономики к рыночной – очень трудный и болезненный процесс и поэтому на всем протяжении трансформации старались это учитывать и осуществлять экономические преобразования с максимально низкой социальной ценой. Однако это не всегда удавалось и в результате Беларусь отстала от других постсоциалистических стран в проведении рыночных реформ [15, с.107-113].

Для Республики Беларусь важным моментом было принятие Программы социально-экономического развития на 1996-2000 годы, которая предусматривала преодоление спада производства 1992-1995 гг., а также выход на положительную динамику основных макроэкономических показателей. В результате осуществления данной программы удалось достигнуть ежегодного прироста ВВП, производства промышленной продукции, повышения уровня жизни людей. Так, ВВП в 1997 г. возрос на 10%. Удалось добиться значительного прироста инвестиций в основной капитал – 19,5% по сравнению с 1996 г. Номинальная среднемесячная заработная плата работника увеличилась в 1,9 раза, а реальная – на 14,5%. Численность безработных сократилась с 182,5 тыс. чел. в 1997 г. до 126,2 тыс. чел. на 1998 г [16].

В 2001 г. на II Всебелорусском народном собрании была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг., которая предусматривала создание высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики с действенными механизмами рыночного и государственного регулирования. Основными приоритетами данной программы были определены:

1)развитие агропромышленного комплекса;

2) наращивание экспорта товаров и услуг;

3) активизация инвестиционной и инновационной деятельности;

4) развитие жилищного строительства;

5) формирование эффективной системы здравоохранения.

Задачи, намеченные данной программой, были не только успешно выполнены, но и перевыполнены. Так, в 2001-2005 гг. ВВП увеличился на 43,1 %, а по сравнению с 1990 г. – на 27 %, производство промышленной продукции – соответственно на 51,8 и 53, производство потребительских товаров – на 50,4 и 98 % [17].

Однако на начало 2006 г. более 16 % промышленных предприятий оставались убыточными. По-прежнему оставалась высокой материало- и энергоемкость продукции, недостаточными были приток инноваций и инвестиций в производство, оставались низкими пенсии, стипендии и другие социальные выплаты. Эти проблемы должны были решаться в ходе реализации программы социально-экономического развития на следующие пять лет.

Главной целью программы на 2006-2010 гг. провозглашалось дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики и создания государства, удобного для людей. Программой предусматривалось обеспечить рост реальных денежных доходов населения, работу государственных органов в интересах людей, благоприятные условия для развития образования, здравоохранения, культуры; реализация мер по улучшению демографической ситуации в стране; инновационное развитие национальной экономики. В первые три года пятилетки наблюдались высокие темпы роста: среднегодовые темпы прироста ВВП составили 9,5 процента, продукции промышленности — 10,5, инвестиций в основной капитал — 23,8, реальной заработной платы — 12,1 процента.
Мировой финансово–экономический кризис оказал отрицательное влияние на социально–экономическое развитие страны, обусловив замедление темпов роста ВВП и заработной платы в 2009 году относительно 2008 года (темпы роста ВВП составили 100,2 процента, реальной заработной платы — 100,1 процента) и снижение промышленного производства (98 процентов к уровню 2008 года) [Приложение Б].
Особенно его негативные последствия проявились в 2009 году в сфере внешнеэкономической деятельности республики: экспорт снизился до 67,1 процента к уровню 2008 года. Дефицит достиг значительной для Беларуси величины в 11,4 процента от ВВП  [18].
Вместе с тем благодаря своевременно принятым антикризисным мерам и применению гибкого государственного регулирования экономики темпы падения производства были меньшими, чем в других странах СНГ. К концу 2009 года удалось приостановить кризисные процессы и в целом по экономике выйти на пусть и незначительный, но прирост ВВП.
На современном этапе осуществляется программа на 2011-2015 гг.

Программа включает ряд мер, направленных на стимулирование рождаемости и социально-экономическую поддержку семьи, сохранение института семьи, укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения, снижение смертности. Так как программа находится в процессе реализации, то судить о ее результатах еще рано.

Таким образом, в период постсоциалистического реформирования нашей национальной экономики удалось обеспечить минимальное снижение совокупного спада производства и не допустить социального расслоения населения и массовой безработицы. Жесткий контроль государства над экономикой позволил избежать значительного снижения поступления налогов, обеспечить финансирование важных бюджетных расходов.

Особенностью белорусской модели социально-экономического развития является то, что в ее основу положена национальная стратегия устойчивого развития, или НСУР, разработанная на Конференции ООН. Данная стратегия обеспечивает сбалансированное решение социально-экономических задач, а также проблем окружающей среды. На данном этапе закончилась работа над НСУР – 2020.

Обеспечение устойчивого развития Беларуси основывается на преобразованиях общества и экономики. Основными целями преобразования в области совершенствования государственности является создание сильного правового государства, которое способно создать условия для достижения долгосрочных ориентиров социально-экономического развития. В области общественного развития предполагается переход к новому постиндустриальному обществу с высоким уровнем демократии и гражданского общества. В области экономики предусматривается построение высокоэффективной социально ориентированной рыночной экономики.

Таким образом, в отличие от большинства стран бывшего СССР, которые избрали «шоковый» вариант перехода к рыночной экономики, Беларусь предпочла постепенный путь преобразований. В начале переходного периода, который характеризовался резким спадом производства, в стране принимались соответствующие меры по стабилизации экономики. В настоящее время многое сделано на пути формирования рыночной системы хозяйствования. Но некоторые преобразования замедлились в связи с недостаточно благоприятной правовой и экономической средой для развития бизнеса; слабой поддержкой со стороны государства предпринимательской собственности, низким уровнем привлекательности для зарубежных инвесторов. Для нормативного обеспечения и стимулирования процесса перехода к рынку предпринимаются и осуществляются программы по социально-экономическому развитию страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Трансформационная экономика представляет собой особое состояние экономической системы, функционирующей в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Переходный период – это период времени, в течение которого осуществляются коренные политические, социальные и экономические преобразования в обществе, а экономики страны переходит в иное, качественно новое состояние в связи с реформами экономической системы. Переходной экономике свойственна неполнота, отсутствие или зарождающееся состояние отдельных институтов рынка, неустойчивость, глубина и масштабность происходящих преобразований, альтернативный характер и другие.

Можно выделить следующие главные задачи переходной экономики:

- Преодоление кризисных явлений, углубившихся после вступления общества в переходную экономику;

- Формирование рыночных отношений и рыночной инфраструктуры;

- Создание условий экономической свободы для всех субъектов хозяйствования;

- Реформирование отношений собственности как основы экономической системы;

- Создание развитой системы социальной защиты и социальных гарантий, ограждающих население от тяжелых последствий реформирования экономики.

В настоящее время в теории и практике проведения трансформационных преобразований сложились два абсолютно противоположных, противоречащих друг другу направления – шоковая терапия и градуализм. Сторонники шоковой терапии считают инструментом формирования антиинфляционной политики и рынка резкое сокращение государственных расходов, одномоментную либерализацию цен, достижение бездефицитного бюджета. Напротив, градуализм предполагает проведение медленных, последовательных реформ и главная роль в этих процессах отводится государству.

Каждая страна избрала свои пути и направления рыночных преобразований. Но тем не менее можно выделить основные направления, такие как либерализация, стабилизация, реструктуризация, реформирование отношений собственности и интеграция с другими странами.

Хотя переход от командно-административной экономики предполагает уменьшение роли государства, тем не менее государство выполняет важную роль в рыночной экономике. Оно с помощью различных механизмов выполняет функции, которые не может эффективно выполнять рынок.

Республика Беларусь избрала эволюционный путь рыночных преобразований. В стране сложилась своя модель перехода к рынку, с ее особенностями. Белорусская модель социально-экономического развития основывается на сильной государственной власти, которая стимулирует развитие экономики и обеспечивает социальную справедливость и порядок. Реализация белорусской модели экономики связана с выполнением основных показателей социально-экономического развития. Страна первая на постсоветском пространстве преодолела кризисные тенденции в экономике и за 10 лет после распада СССР восстановила уровень производства продукции 1990 года. В настоящее время страна осуществляет Программу развития на 2011-2015 гг., которая направлена на повышения уровня жизни населения, стимулирование рождаемости, увеличение продолжительности жизни населения и других социальных показателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

 

1.      Экономика переходного периода: учебное пособие/ Под ред. В.В.Радаева, А.В.Бузгалина.-М.: Изд-во МГУ, 1995.-410 с.

2.      Экономическая теория: учебное пособие; в 3-х ч. Часть 3. Макроэкономика: курс лекций/ Э.А.Лутохина [и др.]; под общ. ред. Э.А.Лутохиной.-Мн.: Акад.упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006.-327 с

3.      Опалева О.И. Переходная экономика: от планово-директивной к рыночной/О.И.Опалева, Ю.В. Черенкова//Финансы и кредит.-2009.-№29.-С.72-84

4.      Переходная экономика: учебное пособие/ сост. Л. В. Барт, В. В. Егоров, Э. Н. Разнодежина, . 2-е изд., перераб. – Ульяновск: УлГТУ, 2010.-155 с

5.      Макроэкономика: учеб.пособие/ А.В. Бондарь [и др.].-2-е изд.-Минск: БГЭУ, 2009.-415 с.

6.      Макроэкономика: учеб. пособие //И. В. Новикова, А. П. Морова, С. В. Шевченко и др.; под ред. И. В. Новиковой и Ю. М. Ясинского.-Мн: Акад. упр. при Президенте Республики Беларусь, 2006.-340с.

7.      Макроэкономика: учебное пособие/ Л.С. Тарасевич [и др.]. -Москва,2006.-654 с.

8. Курс экономической теории: общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие. Под ред. А.В. Сидоровича. — М.: Дело и Сервис, 2009. – 346 с.

9.      Национальная экономика Беларуси: учебник для студентов экон. спец. вузов/ В.Н.Шимов [и др.]; под ред. В.Н.Шимова.-Минск: БГЭУ, 2009.-751 с

10. Макроэкономика: учебно-методический комплекс/ Федорова Е. П. [и др.]; под ред. Е.П. Федоровой.-Минск: БГУИР, 2006.- 178 с.

11. Введение в макроэкономику: учебное пособие для вузов/ М.Е. Дорошенко [и др.]. – М.: Юнити-Дана,2000.-175 с

12. Макроэкономика: учебное пособие / Е.А. Марыганова [и др.];под ред. Е.А. Марыгановой.-Москва, 2010.-302 с.

13. Рудый К. Переходная экономика: сущность и варианты стабилизации/ К. Рудый//Банковский вестник.-2005.-N7.- C. 15-24

14. Байнев, В. Испытание экономической модели/В.Байнев, Е. Дадеркина // Беларуская думка.-2008.-N1.-C.40-45

15. Кизима, С.А. Белорусская модель развития в контексту глобализации/C.А.Кизима//Вестник Белорусского государственного экономического университета.-2008.-N5.-С.107-113

16. Экономическая система Беларуси: современное состояние и перспективы реформирования. -Режим доступа: http://research.by/pdf/2000n2r01.pdf

17. Особенности белорусской модели социально-экономического развития.- Режим доступа: http://ggau.by/moodle/mod/resource/view.php?id=2760

18. Проект основных положений Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 года. -Режим доступа:http://www.belta.by/ru/all_news/economics/Proekt-osnovnyx-polozenij-Programmy-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitija-Respubliki-Belarus-na-2011-2015-gody_i_531148.html

Информация о работе Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике