Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа
Объект исследования – трансформационная экономика и роль государства в трансформационной экономике, национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности белорусской модели перехода к рыночным отношениям.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-определить основные направления рыночных преобразований;
-выявить основные концепции перехода к рынку;
Введение……………………………………………………………………………...4
1.Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности………………………………………………………………………….5
2.Основные направления рыночных преобразований и роль государства в трансформационной экономике
2.1 Основные направления рыночных преобразований………………………….9
2.2 Основные концепции перехода к рынку……………………………………...12
2.3 Роль государства в трансформационной экономике………………………...14
3.Особенности белорусской модели социально-экономического развития…………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………
4)сокращение барьеров для внешнеэкономической деятельности, что ведет к широкому открытию внутреннего рынка для иностранных капитала и товаров [8, c. 269].
Существенными недостатками данной концепции являются стремительный переход к ценообразованию на основе спроса и предложения в условиях доставшегося от планового хозяйства товарного дефицита и монопольного положения производителей на первых порах вызывает высокую инфляцию и сопровождение данной стратегии высокой инфляции, что ведет к снижению уровня жизни и к усилению социального неравенства.
Основные различия между «шоковой терапией» и «градуализмом» заключаются в сроках осуществления преобразований и стабилизационных мер, степени охвата народного хозяйства рыночными отношениями, а также в количестве государственных регулирующих функций.
Выбор эволюционного или «шокового» пути перехода к рыночной экономике зависит не столько от воли политического руководства, сколько от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и других факторов. В пользу эволюционного перехода говорит наличие довольно развитого сельского хозяйства и кустарного производства, в которых заняты поколения работников, сохранивших навыки частного предпринимательства; сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности и особенно военно-промышленного комплекса; стабильность финансовой системы; преобладание среди политической и хозяйственной элиты слоев, заинтересованных в проведении реформ, и др.
Выбор «шокового» варианта обычно является вынужденной мерой. Он связан в большинстве случаев с необходимостью преодоления крайне тяжелого финансового положения, доставшегося в наследство от административно-командной системы, а также острого товарного дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Таким образом, практика стран, которые входили в «мировую социалистическую систему» демонстрирует два варианта преобразования командно-административной экономики в рыночную: эволюционный (постепенный переход к рынку) и радикальный («шоковая терапия»). Выбор странами того или иного способа перехода зависит от многих факторов. В действительности практически все страны с трансформационной экономикой используют элементы как эволюционного, так и радикального пути.
2.3 Роль государства в трансформационной экономике
В экономике переходного периода происходит коренное изменение роли государства по сравнению с командно-административной системой. Если в плановой экономике государство управляло практически всеми социально-экономическими процессами, определяло основные направления деятельности предприятий, его хозяйственные связи (объем производимой продукции, ее ассортимент, поставщиков сырья и т.д.), а за предприятиями сохранялось лишь право на решение внутрихозяйственных вопросов (налаживание производства, оплата труда, совершенствование технологий и т.д.), то в переходном периоде происходит отказ от всевластия и контроля государства над всеми сферами жизни общества и оно превращается в одного из участников хозяйственной деятельности.
Но пока рынок не стал полноценной целостной системой, а стихийное действие механизмов рынка не всегда ведет к повышению экономической эффективности, то в переходный период в проведении преобразований особую роль играет экономическая политика государства [9, с. 546-548]
Таким образом, необходимость вмешательства государства в экономику обусловлена рядом причин:
1)централизованный механизм, характерный для командно-административной экономики, исчезает из-за ее развала и в результате возникает необходимость формирования новой системы;
2) переход от одной системы к другой не может происходить стихийно, он нуждается в государственном регулировании;
3) становление рыночной экономики требует длительного периода времени;
4) невозможность осуществления макроэкономических реформ;
5) у государства есть достаточный опыт макроэкономического регулирования.[10, с.45]
6) рынок по своей природе не совершенен: он не способен противостоять монополизации экономики, не способен обеспечивать социальные гарантии, не может нейтрализовать дифференциацию в распределении доходов, не устраняет возникающие побочные эффекты и рынок не заинтересован в производстве общественных благ.
Эффективно работающий рыночный механизм позволяет успешно решать проблемы социально-экономического развития: стимулировать внедрение научно-технических достижений, объединять интересы потребителей и производителей, повышать качество продукции, обновлять ассортимент товаров и др. Но даже самый совершенный рыночный механизм не может справиться со всеми проблемами экономического и социального характера. Поэтому то, что не может быть решено рыночным механизмом, берет на себя государство. Но вместе с этим при переходе к рыночным отношениям выполняемые государством функции должны объективно сокращаться.
В экономической науке выделяют так называемую пирамиду целей государственного регулирования. Высшей целью государственного регулирования является формирование благоприятных условий для поддержания социальной стабильности общества и экономического развития. Последующие цели вытекает из этой высшей цели.
Цели первого порядка включают в себя четыре основные цели государственного регулирования:
1)обеспечение роста ВВП;
2)минимизация безработицы;
3)стабильность уровня цен;
4)внешнеэкономическое равновесия, которое выражается в бездефицитном платежном балансе [11, с. 99].
Вышеперечисленные четыре цели называют магическим четырехугольником, так как они противоречат друг другу. Так, борьба с инфляцией путем «удорожания денег» ведет к росту безработицы и сокращению инвестиций. Стимулирование занятости с помощью увеличения государственных расходов ведет к росту бюджетного дефицита, который считается одной из наиболее важных причин инфляции. Поэтому во всех четырех направлениях следует двигаться равномерно.
Цели второго порядка направлены на создание благоприятствующих условий для развертывания конкуренции, увеличения прибыли, стимулирование экономического роста, сглаживание цикличности экономики и другие [12, с. 126].
Для воздействия на социально-экономические процессы и реализацию своих целей государство использует особую методологию, исходя из сложившейся ситуации, накопленного опыта, выбранных стратегических целей развития.
Таким образом, методы государственного регулирования принято делить на административные, правовые и экономические.
Несмотря на отказ от командно-административной системы (предоставление предприятиям возможности самим устанавливать цены, отмена плановых заданий по выпуску продукции,свободный выбор поставщиков и покупателей ),
в экономике все же применяются методы административного регулирования. Например, они используются как средство антимонопольной политики, как средство регулирования внешнеэкономической деятельности, а также как средство регулирования спада производства при переходе к рынку, когда за ними сохраняется контроль над тарифами и ценами на некоторые товары и услуги. Также административные методы широко применяются в сферах охраны окружающей среды и социальной защиты населения.
Правовое регулирование экономики – реализация законов, которые обеспечивают антимонопольное регулирование, защиту прав потребителей, посредничество между наемными работниками и предпринимателями, разработка соответствующего рыночным отношениям налогового законодательства.
Также государство широко применяет экономические методы регулирования, а именно денежно-кредитную, бюджетно-налоговую политики, ценовое регулирование, амортизационную политику.
Для понимания роли государства в трансформационной экономике нужно знать функции государства, так как именно через функции происходит конкретизация его роли.
Одной из важнейших функций государства является создание правовой базы экономической деятельности. Данная функция предполагает разработку, принятие и контроль государством за выполнением законов и норм, которые обеспечивают функционирование экономики.
Немаловажной функцией является проведение антимонопольной политики. Государство, опираясь на антимонопольное законодательство, борется с монополизмом, защищает принципы свободной конкуренции, что дает возможность реализовывать преимущества рыночной экономики.
Рыночная экономика не может существовать без общественных благ, поэтому их создание – еще одна важная функция государства. Главным образом, общественные блага создаются государством или негосударственными коммерческими организациями, которые пользуются его поддержкой. Уровень потребляемых общественных благ зависит от размера государственного бюджета.
Государство призвано регулировать внешние эффекты, поддерживая выгоды от положительных и минимизируя издержки от отрицательных.
Весьма важное значение придается такой функции государства, как макроэкономическая стабилизация экономики. С помощью бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик государство осуществляет меры по сглаживанию экономического цикла, а именно оживление экономики в условиях спада, торможение циклического падения производства, охлаждение при проявлениях перегрева, что может привести к кризису.
Государство создает благоприятные внешнеэкономические условия для функционирования национальной экономики. Меры государственной внешней политики подразделяются на тарифные, которые предполагают активное использование таможенных пошлин и нетарифные, которые включает лицензирование импорта, использование жестких норм и стандартов качества, введение таможенных пошлин.
В условиях информационного общества государство занимается проведением активной инновационной и научно-технической политики. Оно финансирует фундаментальные научные исследования, которые не приносят прибыли, но тем не менее необходимы для развития науки и расширения потенциала общества.
Государство обеспечивает экологическую безопасность. Хозяйственная деятельность наносит ущерб окружающей среде путем ее загрязнения, разрушения экосистем, исчерпания невосполнимых ресурсов, что, в свою очередь, приводит к негативным социальным, финансовым и экономическим последствиям для населения. Государство берет на себя организацию системы контроля за состоянием окружающей среды путем принятия природоохранного законодательства, налоговой политики, принуждения соблюдать природоохранные правила [7, c. 156].
Таким образом, государство играет важную роль в трансформационной экономике. Оно стабилизирует экономическое развитие, сглаживает колебания деловой активности, сдерживает инфляцию и безработицу, регулирует процессы производства общественных благ и перераспределения ресурсов. Но несмотря на значимую роль, государственное вмешательство в экономику не должно быть беспредельным. Границей регулирования является эффективность рыночной экономики. Чрезмерное участие государства в экономике и выполнение не характерных ему функций ведет к огосударствлению экономики, снижению предпринимательских основ хозяйствования и повышению социального иждивенчества.
3. Особенности белорусской модели социально-экономического развития
В настоящее время в государствах, возникших на постсоветском пространстве, формируется собственная, во многом своеобразная модель социально-экономического развития. Собственную модель избрала и Беларусь. Социально-экономическое развитие белорусского государства – это экономики с развитой рыночной инфраструктурой, предпринимательством и действенным государственным регулированием. В отличие от большинства стран, избравших «шоковый» вариант перехода к рыночной системе, Беларусь избрала эволюционный путь рыночных преобразований.
Белорусский вариант формирования рыночной экономики имеет свои особенности, что позволяет говорить о белорусской модели социально ориентированной рыночной экономики, основными чертами которой являются:
1) принцип постепенности преобразований;
2) сильная и эффективная государственная власть, которая обеспечивает политическую стабильность, социальную справедливость;
3) четкая система законодательства, которая обеспечивает общность интересов государства и его граждан;
4) социальная направленность осуществляемых реформ;
5) активная интеграция со странами СНГ.
Переход к рыночным отношениям в экономике Беларуси начался в середине 80-х годов, когда она была в составе СССР. В тот период крупные промышленные предприятия, научные учреждения, объекты производственной и социальной инфраструктуры находились в подчинении союзных министерств и ведомств. Управление ими осуществлялось централизованно планово-распределительными командно-административными методами. Централизованно устанавливались размеры доходов населения, масштабы развития социальной сферы, которые во многом определяли показатели развития человеческого потенциала. Но существовавшая уравнительная система распределения доходов не способствовала росту производительности труда и повышению экономической эффективности. Все это в конечном итоге привело к углублению экономического кризиса в СССР и в результате каждая республика стала искать пути выхода из кризиса.
В декабре 1989 г. было принято постановление Верховного Совета Республики Беларусь «О первоочередных мерах по переходу Белорусской ССР с 1990г. на новые условия хозяйствования на основе самоуправления и самофинансирования», которое предусматривало решение таких задач, как оздоровление экономики и ее стабилизацию, повышение эффективности производства, улучшение демографической ситуации, предотвращение падения уровня жизни. Решение этих задач предполагалось путем развития рыночных отношений. Однако реализовать поставленные задачи первого этапа перехода в Беларуси не удалось, так как начались бурные дезинтеграционные процессы на территории бывшего СССР и в то же время большая часть экономической власти сохранялась у союзного правительства.
Второй этап перехода начался с приобретения Республикой Беларусь государственного суверенитета и ее вхождения в состав СНГ. Беларусь, располагавшая высокоразвитым промышленным комплексом, была одной из преуспевающих республик. Однако ее экономика с распадом Советского Союза, разрывом связей и значительным сокращением рынков сбыта пережила глубокие потрясения, среди которых резкий рост цен на энергоносители и на другие важные импортные материалы и сырье. Произошло падение жизненного уровня населения, падение производства и безудержно росла инфляция. Так, темпы инфляции в Беларуси в 1993-1994гг. превышали 2000%, а в 1995г. объем ВВП составил только 65% от уровня 1990г [13, с. 15-24].