Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 00:05, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – трансформационная экономика и роль государства в трансформационной экономике, национальная экономика Республики Беларусь.
Предмет исследования – особенности белорусской модели перехода к рыночным отношениям.
В соответствии с целью исследования, определяются следующие задачи:
- раскрыть сущность понятия трансформационной экономики;
-определить основные направления рыночных преобразований;
-выявить основные концепции перехода к рынку;

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1.Трансформационная экономика: понятие, основные черты, особенности………………………………………………………………………….5
2.Основные направления рыночных преобразований и роль государства в трансформационной экономике
2.1 Основные направления рыночных преобразований………………………….9
2.2 Основные концепции перехода к рынку……………………………………...12
2.3 Роль государства в трансформационной экономике………………………...14
3.Особенности белорусской модели социально-экономического развития…………………………………………………………………………….18
Заключение…………………………………………………………………………23
Список использованных источников……………

Работа содержит 1 файл

трансформационная экономика.doc

— 231.50 Кб (Скачать)

Седьмая черта – на начальном этапе коренное изменение форм хозяйствования, отношений собственности, существующей структуры производства сопровождается значительными социально-экономическими издержками: падением уровня жизни населения, спадом производства, инфляционными процессами и др.

Восьмая черта – качественное изменение системных отношений в трансформационной экономике. Распадаются и исчезают старые планово-директивные связи между экономическими субъектами, расчищая пространство для формирования новых рыночных отношений.

Девятая черта – существование в переходной экономике особого характера противоречий в развитии: расхождение старой централизованно управляемой экономической системы и новой формирующейся рыночной экономики [5, с. 352-354].

Отличительной чертой переходной экономики являются масштабность и глубина идущих преобразований. Они захватывают основы существующего строя; отношения собственности, политическую и правовую системы общества, общественное сознание. Таким образом, переход к рыночной экономике требует глубоких изменений в институциональной структуре общества, институциональной трансформации: преобразования отношений собственности (приватизацию) и введения института частной собственности, либерализацию экономики, создания пакета рыночных законов и ограничения роли государства, формирования новых субъектов хозяйствования (коммерческих банков, различных бирж, инвестиционных и пенсионных фондов и др.).

Таким образом, трансформационная экономика представляет собой длительный период трансформации плановой экономической системы в рыночную. Это сложное образование, которое представляет собой особое сочетание элементов командно-административной системы и современной рыночной.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Основные направления рыночных преобразований и роль государства в трансформационной экономике

 

 

2.1 Основные направления рыночных преобразований

 

 

Все постсоциалистические страны должны были решить одну и ту же задачу – переход от командно-административной к рыночной экономике. В каждой стране существовали свои концепции и направления перехода к рынку, однако во всех государствах можно выделить общие тенденции, или направления.

Первое направление перехода – либерализация экономики. Под либерализацией понимают совокупность мер, которые направлены на резкое сокращение или на отмену ограничений и запретов, а также сокращение государственного контроля во всех сферах общественной жизни. Она предполагает либерализацию цен, дерегулирование бизнеса, либерализацию внутренней и внешней торговли, демонтаж институтов планово-распределительной системы, а также снятие ограничений на доходы и заработную плату. Либерализация подразделяется на внутреннюю и внешнюю.  Внутриэкономическая либерализация предполагает расширение сферы свободно устанавливаемых цен и доходов, условий предоставления кредитов, процентных ставок, приватизация государственных предприятий.

Под внешнеэкономической либерализацией понимают расширение беспрепятственного движения товаров, услуг, капиталов, информации, размывание таможенных барьеров, снятие количественных ограничений в торговле между странами.

В настоящее время процесс либерализации экономики приобретает глобальный характер, который охватывает все большое число стран. Уменьшается вмешательство государства в формах прямого государственного регулирования, в административных формах. Главной задачей государства становится создание конкурентной среды путем принятия гражданского и хозяйственного законодательства, упрощения новых частных предприятий, поддержка среднего и малого бизнеса.

Главный элемент либерализации – переход к свободному ценообразованию. С него начинается запуск рыночной экономики, так как именно свободные цены определяют поведение рыночных агентов.В странах СНГ после либерализации цен был сделан акцент на антимонопольной политике. В большинстве стран СНГ, как отмечают исследователи, комитеты по антимонопольной политике не способствовали развитию конкуренции, вводя ограничения на цены сравнительно небольших фирм, иногда в угоду настоящим монополистам.

Во многих странах СНГ либерализация цен была осуществлена неполно. Долгое время государства регулируют цены на отдельные виды продовольствия, услуги ЖКХ и транспорта, что препятствует развитию конкуренции в производстве этих товаров и услуг и снижению их стоимости для общества [6, с. 304-308].

Однако в большинстве стран СНГ, в том числе и в Беларуси, после установления свободного ценообразования наблюдались высокий уровень инфляции, взаимные неплатежи, производственный спад, усиление социального неравенства. Поэтому государство было вынуждено проводить политику стабилизации, в основном финансовой. В систему мер макроэкономической стабилизации входят ограничение денежной эмиссии, минимизация дефицита госбюджета, обеспечение положительной процентной ставки, устранение резких колебаний освобожденных цен, формирование устойчивых финансовых отношений и снижение инфляции.

Главными средствами макроэкономической стабилизации являются:

1) сокращение (в лучшем случае ликвидация) дефицита консолидированного государственного бюджета до уровня ниже 5% ВВП;

2) проведение жесткой денежно-кредитной политики (прекращение льготного кредитования центральным банком дефицита госбюджета, установление процентных ставок по кредитам центрального банка коммерческим банкам выше уровня инфляции и т.д.);

3) установление «монетарного (номинального) якоря», под которым понимаются макроэкономические показатели, которые фиксируются на определенном уровне при осуществлении финансовой стабилизации (обменный курс валюты, номинальная денежная масса, номинальная заработная плата и т.п.). Эти показатели позволяют снизить инфляционные ожидания бизнеса и домашних хозяйств и удерживают на определенном уровне цены;

4) сдерживание роста доходов населения путем неполной индексации оплаты труда в бюджетной сфере и социальных трансфертов;

5)      либерализация цен с целью уничтожения избыточной денежной массы через повышение общего уровня цен.

Ввиду жесткости стабилизационной политики условиями ее проведения становятся: отсутствие иных способов остановить дальнейшее углубление экономического кризиса; поддержка (хотя бы пассивная) наиболее экономически значимых категорий населения; проведение этих мер политическим руководством, пользующимся доверием общества или, по меньшей мере, политически активных его слоев [7, с. 598-601].

Ключевой момент переходного периода – реформирование отношений собственности. Необходимость проведения такого рода мер была обусловлена различиями отношений собственности в рыночной и командной экономике. В командной экономике существует один субъект собственности – государство, и только одна форма собственности – государственная. Рыночная экономика предполагает наличие различных форм собственности и множество субъектов. Таким образом, для того, чтобы перейти к рыночной системе, следовало совершить перестройку отношений собственности, для чего следовало провести приватизацию и разгосударствление экономики.

Основными целями реформирования являются рост эффективности производства, привлечение инвестиций и формирование конкурентной среды.

Процесс приватизации предполагает решение группы задач:

1)               обеспечение последовательности процесса разгосударствления, соблюдая условия повышения эффективности хозяйствующих субъектов

2)               создание благоприятствующих условий для привлечения отечественного и зарубежного капитала

3)               обеспечение сохранности прав собственности владельцев приватизированных объектов

4)               формирование полноценного фондового рынка

5)               ускорение процессов создания корпоративных структур и акционирования

     В различных странах масштабы и темпы приватизации неодинаковы. Например, в России и Казахстане была проведена полномасштабная приватизация, причем зачастую население не было подготовлено к ее темпам. Намного медленнее данный процесс происходит в Беларуси.

Немаловажным направлением становления рыночных отношений является  реструктуризация экономики. Под структурной перестройкой понимают перестройку экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, требованиями рыночной экономики и потребностями страны.

Прежде всего, фирмы осуществляют организационную перестройку, то есть создают новые функциональные подразделения, осуществляют децентрализацию управленческих функций. Также происходит разделение активов – выделение в самостоятельные юридические лица или передача уже существующим организациям непрофильных подразделений.

Реструктуризация проходит более успешно, если государство одновременно с либерализацией экономики устанавливает жесткие ограничения для хозяйствующих субъектов(либерализация цен, отмена субсидий, сжатие кредита, конкуренция в условиях импорта).

Одно из наиболее главных направлений переходного периода – интеграция национальной экономики в мирохозяйственные связи, становление экономики открытого типа. Для осуществления данного направления требуется провести внешнеторговую либерализацию, а также дать иностранным инвестициям широкую экономическую и правовую защиту. Способствовать интеграции национальных экономик в мировое хозяйство может создание зон свободной торговли, в которых предприятиям предоставляются таможенные и налоговые льготы и действуют стимулы для привлечения иностранных инвестиций.

Изоляция советской экономики от внешнего мира является одной из главных причин отставания промышленности и ее технологического уровня. Экономика была закрытой, что сопровождалось автаркией системы, т.е. страна опиралась на собственные ресурсы, хотя многое можно было купить за рубежом дешевле. У советских предприятий не было стимулов к улучшению качества своей продукции по той причине, что они не сталкивались с конкуренцией. Таким образом, закрытая экономика ведет к отсталости экономики в целом.

В настоящее время значение интеграции особенно усиливается в связи с интернационализацией науки и повышением роли знаний и информации как источника развития экономики.

Таким образом, во всех постсоциалистических странах, не исключая и Беларусь, процесс перехода к рыночным отношениям осуществляется по нескольким основным направлениям: либерализация и стабилизация экономики, реформирование отношений собственности, структурная перестройка и интеграция национальной экономики в систему мирохозяйственных связей.

 

 

         2.2 Основные концепции перехода к рынку

 

 

Существует две основных противоречивых концепции перехода от командно-административной системы к рыночным отношениям. Первая – эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов или «градуализм»; вторая – «шоковая терапия». Второй термин используется для обозначения радикальных рыночных реформ.

Градуализм – это концепция проведения последовательных реформ, отводящая главную роль в формировании рынка государству. Используя данную концепцию, как считают ее сторонники, можно избежать резкого снижения производства и смягчить отрицательные социальные последствия преобразования рынка.

Характерными чертами эволюционного перехода к рыночной экономике являются:

1)Проведение государством на основе долгосрочной стратегии реформ последовательной, пошаговой замены рыночными отношениями.

2) изначально рыночные отношения охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров и только потом инвестиционные отрасли.

3)Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, причем зачастую, в целях избежания резкого падения уровня жизни населения, с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с монополистическими тенденциями.

4)Недопущение высокой инфляции с помощью жесткой финансовой политики.

5)активное формирование инфраструктуры рынка, поощрение частного предпринимательства.

Одной из стран, которая успешно реализует данный вариант перехода к рынку, является Китай. Китай стремительно превращается в ведущую индустриальную страну с относительно низкими темпами инфляции. К наиболее важным достижениям проведения данной реформы в стране является стабильность политической и экономической жизни, рост жизненного уровня населения, решение проблемы продовольствия [6, с. 310-313].

Вторая концепция, противоречащая градуализму, «шоковая терапия» основана на неолиберальной теории, согласно которой рыночная экономика является саморегулирующейся системой, поэтому основная задача преобразований является сведение экономической роли государства до минимума. За государством сохраняется важная функция – поддержание устойчивости финансовой системы, а для этого следует подавить инфляцию, которая препятствует регулирующей роли рынка. Стратегия радикального перехода предполагает:

1)одномоментную либерализацию цен на основные товары и услуги, а также переход от государственного материально-технического снабжения к свободной торговле предметами потребления и средствами производства. Данная мера приводит к устранению товарного дефицита и запускает механизм рыночного саморегулирования;

2)быстрое разрушение системы централизованного планирования и замена административных способов государственного регулирования экономическими, среди которых наиболее значимыми являются ограничение эмиссии денег и ужесточение условий получения кредита;

3) ускоренную приватизацию государственной собственности, переход к частной собственности на землю;

Информация о работе Трансформационная экономика: основные черты и особенности. Роль государства в трансформационной экономике