Трансфер технологий

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 22:58, реферат

Описание работы

Качественный перелом в негативных тенденциях научно-промышленного комплекса Республики Беларусь может быть обеспечен только на инновационном пути развития и потребует, помимо инвестиций, создания новых рыночных механизмов инновационной экономики. Одним из таких механизмов является технологический трансфер.
В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау и научных данных, а описывает передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических процессов, в том числе и путем введения новых технологий или путем разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.

Работа содержит 1 файл

Содержание и особенности технологического трансфера.docx

— 73.64 Кб (Скачать)

      Введение 
 

      Качественный  перелом в негативных тенденциях научно-промышленного комплекса  Республики Беларусь может быть обеспечен  только на инновационном пути развития и потребует, помимо инвестиций, создания новых рыночных механизмов инновационной  экономики. Одним из таких механизмов является технологический трансфер.

      В основном, под технологическим трансфером понимают передачу технологического ноу-хау  от одного учреждения другому. Строго говоря, это понятие не касается передачи технологии или ноу-хау  и научных данных, а описывает  передачу соответствующих технологий или оптимизацию конкретных технических  процессов, в том числе и путем  введения новых технологий или путем  разрешения существующих и выявленных технических проблем, которые были скрыты на ранних стадиях.

      Все меры, подходящие для улучшения конкурентоспособности  продукции, увеличения производительности или показателей деятельности предприятия, вместе взятые, определяют продвижение  инноваций (вне зависимости от их фокуса). С технологической точки  зрения инновация определяется как  введенное в практику изобретение, такое, например, как новый вид  товара или производственный процесс. Таким образом, технологический  трансфер должен рассматриваться как  один из аспектов инновационного процесса.

      Технологическое ноу-хау часто приобретается учреждением, которое само не способно перевести  полученное знание в продукцию или  инновационные процессы, например, из-за незнания рынка, недостаточности  производственных фондов, отсутствия каналов дистрибуции, дефицита капитала и по другим причинам. Тем не менее, для использования ноу-хау необходимы механизмы, продвигающие идею его приобретения и эффективной дистрибуцией последнего.

           На современном  этапе развития мировой экономики  трансфер технологий является одним  из источников экономической независимости  региона, поскольку предоставляет  хозяйствующим субъектам ряд  стратегических возможностей, а именно: развитие внутреннего рынка, развитие восходящих отраслей, адаптацию и  перенос достижений развитых стран  и встраивание в транснациональную  инфраструктуру. 

  1. Содержание  и особенности технологического трансфера
 
 

   Диффузия  инноваций в рамках различного рода хозяйственных систем (отраслей, кластеров, национальных экономик и т.д.) осуществляется на основе механизмов технологического трансфера.

   В общем случае под технологическим  трансфером принято понимать систему  экономических отношений, посредством  которых осуществляется передача объектов НМА, связанных с результатами различных  инновационных разработок, от одного субъекта рынка к другому.

   В качестве субъектов технологического трансфера могут выступать коммерческие предприятия (фирмы) и их объединения, научно-исследовательские организации  и университеты, общественные и государственные  организации, а также отдельные  физические лица, являющиеся авторами различных технических изобретений.

     Объектами технологического трансфера являются различного рода НМА, существующие в  формализованной (новое оборудование, агрегаты, инструменты, патенты или  лицензии) и неформализованной (знания, опыт, ноу-хау) формах.

     В большинстве своих секторов рынок  интеллектуальной собственности, обслуживаемый  системой технологического трансфера, является рынком покупателей, т.е. рынком, спрос на котором значительно  доминирует над предложением. Организации-реципиенты (получатели технологий) на таком рынке  обычно располагают сведениями лишь об отдельных точечных предложениях и практически никогда не осведомлены  о полном наборе доступных технологических  разработок, который позволил бы сделать  лучший выбор. В связи с этим, важным направлением действий таких организаций  в системе технологического трансфера  является поиск и получение доступа  к максимально возможному числу  различных источников информации о  предлагаемых технологических разработках.

     Основными из таких источников являются:

1.Специализированные посредники (технологические брокеры), профессионально обслуживающие рынок интеллектуальной собственности;

2.Торгово-промышленные палаты;

3.Национальные представительства международных ассоциаций по обмену интеллектуальной собственностью (например, представительства исполнительного лицензионного общества (Licensing Executive Society));

4. Специализированные отраслевые журналы и бизнес-справочники;

5. Электронные базы данных;

6. Центры национальных систем научно-технической информации.

     Другим  важным компонентом действий организаций-получателей  новых технологий является выбор  оптимальной формы технологического трансфера. Такой выбор определяется двумя основными факторами: типом  выбранной предприятием общей стратегии  технологического трансфера и объемом  располагаемых финансовых ресурсов. В общем случае, технологический  трансфер может осуществляться в  двух основных формах — коммерческой и некоммерческой.

     Передача  объектов интеллектуальной собственности  на некоммерческой основе не предполагает реализацию каких-либо договоров купли-продажи  и может осуществляться по следующим  основным направлениям:

1. Обучение и взаимная стажировка специалистов;

2. Миграция инженерно-технического персонала из научных в коммерческие структуры и обратно;

3.Размещение данных о результатах выполненных исследований в специализированных журналах, справочниках и на сайтах сети Internet;

4. Публикация докладов в материалах различных научных конференций;

5. Участие в работе различных клубов промышленных компаний и т.д.

     Основная  доля технологического трансфера в  некоммерческой форме приходится на непатентуемую информацию, характеризующую  результаты фундаментальных исследований, накопленного производственного опыта  и т.д., которые не могут быть непосредственно  коммерциализованы[1, с.105].

     Технологический трансфер на коммерческой основе предполагает осуществление конкретных рыночных сделок по купле-продаже формализованной  или неформализованной интеллектуальной собственности, а также проектов инвестирования объектов НМА в совместные производства. Основной отличительной  чертой коммерческой формы технологического трансфера является установление товарно-денежных отношений между субъектами соответствующих  трансакций. Осуществление каждой конкретной сделки по передаче интеллектуальной собственности в первую очередь определяется характером стратегий технологического трансфера, принятых субъектами трансакции.

     Существуют  следующие типовые стратегии  технологического трансфера:

1.  стратегия передачи/получения патентов на инновационную разработку — является наиболее радикальной и предполагает реализацию сделок по купле-продаже всех исключительных прав, устанавливаемых патентом;

2.  стратегия передачи/получения лицензий на патентуемые виды промышленной собственности — предполагает реализацию сделок по купле-продаже лицензий на право использования к производственно-хозяйственной деятельности предприятия-реципиента изобретений, промышленных образцов, полезных моделей и т.д. предприятия-патентообладателя;

3.  стратегия передачи/получения лицензий на непатентуемые виды промышленной собственности (ноу-хау);

4.  стратегия передачи/получения технологий в материализованном виде — предполагает реализацию сделок по купле-продаже оборудования, агрегатов, средств технологического оснащения, в которых воплощены результаты выполненных предприятием-патентообладателем инновационных разработок;

5.  стратегия перекрестного лицензирования — основана на взаимном (бартерном) обмене предприятий-участников трансакции лицензиями на использование принадлежащих им запатентованных технологических разработок;

6. стратегия  технологического инвестирования  — предполагает инвестирование  объектов НМА в создаваемые  филиалы материнской компании  или совместные предприятия;

7. стратегия научно-производственного кооперирования — предполагает участие предприятий в выполнении совместных НИОКР или в процессах некоммерческого технологического трансфера.

     Выбор стратегии технологического трансфера  предприятиями-разработчиками новых  технологий в наибольшей степени  определяется динамикой жизненного цикла соответствующего нововведения. Действия предприятий разработчиков  при этом в большинстве случаев  строятся по следующей схеме:

1. На  стадии зарождения новой технологии  основной стратегией технологического  трансфера для предприятия разработчика  является стратегия научно-производственного  кооперирования, которая дает возможность  с минимальными затратами создавать  сопутствующие нововведения, позволяющие  быстро повышать эксплуатационные  характеристики базовой разработки  и тем самым — формировать  условия для ее успешной коммерциализации.

2. На  стадии роста технологический  трансфер преимущественно строится  на различных вариантах стратегии  технологического инвестирования, реализация которых дает возможность  предприятию открыть новые рынки  коммерциализации своей разработки  и одновременно с этим —  обеспечить экономию на оплате  труда и других производственных  издержках.

3. На  стадии зрелости технологии трансфер  осуществляется на основе стратегий  перекрестного лицензирования, передачи  лицензий и материализованных  результатов технологической разработки. Реализация данных стратегий  позволяет предприятию одновременно  сохранять за собой основную  часть исключительных прав, обеспечиваемых  патентом на соответствующую  разработку (и тем самым — поддерживать  поток доходов от реализации  создаваемой с ее помощью новой  продукции), и одновременно с этим  — получать дополнительные доходы  по лицензионным соглашениям.

4. На  стадии старения разработки основной  стратегией технологического трансфера  предприятия-разработчика становится  стратегия передачи патентов (т.е.  стратегия продажи технологии  «под ключ»), благодаря которой  предприятие извлекает остаточную  часть той потенциальной прибыли,  которую способен обеспечит рынок  в отношении соответствующей  технологической разработки. Для  максимизации такой прибыли продажа  патента на технологию должна  осуществляться в смежные отрасли,  покупательский спрос в рамках  которых еще имеет резервы  своего роста, однако к рынкам  которых предприятие не может  получить самостоятельного доступа[4].

     Помимо  прочего, важным компонентом стратегий  технологического трансфера предприятий-разработчиков  также является выработка оптимального алгоритма движения объектов ИС на международном рынке. Основой такого алгоритма в большинстве случаев является т.н. «многоступенчатая» передача новой технологии с рынков экономически более развитых стран на рынки стран менее развитых. Такой подход позволяет в максимальной степени «растянуть» во времени «жизненный цикл» технологии, тем самым увеличивая объемы получаемых разработчиком прибылей.

     Наиболее  распространенным видом коммерческого  технологического трансфера является купля-продажа лицензий на использование  новых технологий. Осуществление  таких сделок предполагает заключение специальных контрактов (лицензионных договоров) между сторонами трансакции, регламентирующих механизм всех дальнейших взаимоотношений этих сторон.

     В большинстве случаев в подобные контракты включаются статьи по следующим  основным темам:

1. Эксклюзивность. Данный пункт договора устанавливает,  является ли покупатель лицензии  эксклюзивным (единственным) пользователем  технологии, и фиксирует договорные  ограничения на сроки, сферу  и региональные границы такого  использования.

2. Конфиденциальность. В данном пункте обычно фиксируются  обязанность покупателя лицензии  сохранять в секрете те знания, которые предоставляются ему  в запатентованной форме, та  также непатентованные знания, непосредственно  связанные с применением новой  технологии (различные ноу-хау).

3. Неконкуренция.  Данный пункт лицензионного договора  необходим для разграничения  сегментов рынка, на которых  планируется деятельность покупателя  лицензии и ее продавца для  недопущения конкуренции между  ними. В данной статье оговариваются  обязательства продавца и покупателя  лицензии не производить или  не продавать произведенную с  помощью новой технологии продукцию  на определенных региональных  рынках.

Информация о работе Трансфер технологий