Торговля товарами и услугами в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель работы - проанализировать состояние внешнеторговой деятельности между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэлой, а также разработать практические рекомендации по развитию и повышению эффективности внешнеторговой деятельности между исследуемыми странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности внешней торговли товарами и услугами в России на современном этапе 6
2. Формирование торговых отношений между Россией и Венесуэлой 13
3 Развитие торговых отношений Российской Федерации с Боливарианской Республикой Венесуэла 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, в результате анализа внешней торговли Российской Федерации и Боливарианской Республики Венесуэла, отметим следующее. Экономика России всегда была ориентирована на внешние рынки. В последние годы в Россию отмечается рост интереса к странам латиноамериканского региона. Одним из таких государств является Венесуэла, которая около десяти лет выступает одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации.

     Конкурентоспособность продукции российских предприятий обеспечивается, в первую очередь, созданием наукоемкой продукции с применением новых материалов, современных ресурсосберегающих технологий и оборудования. Многие российские предприятия в условиях жесточайшей конкурентной борьбы сохраняют завоеванные экспортные позиции и эффективно пробиваются в новые регионы (страны). Это происходит за счет постоянного обновления выпускаемой продукции, зачастую не имеющей аналогов в мире или в СНГ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 Развитие торговых  отношений Российской Федерации с Боливарианской Республикой Венесуэла

     Развивающиеся страны значительно улучшили свои позиции в мировой торговле. С середины 80-х годов их доля в мировом экспорте непрерывно росла, увеличившись примерно с четверти до приблизительно трети. Этот подъем был связан с резким изменением структуры экспорта - переходом от аграрного и минерального сырья к мануфактуре и услугам, так что теперь экспорт из развивающихся стран на 4/5 состоит из промышленных товаров. В прежней модели мировой экономики Север-Юг, в рамках которой страны третьего мира преимущественно обменивали первичные ресурсы на продукты переработки, произошли коренные перемены. Эта смена парадигм является также причиной того, что развивающиеся страны сегодня намного активнее, чем прежде, участвуют в системе многосторонней торговли.

     Итоги многолетнего сотрудничества России и Венесуэлы впечатлят любого, если подсчитать количество проведенных заседаний всевозможных двусторонних комиссий и подписанных за это время протоколов и меморандумов. Однако, качество от всей этой активности оставляет желать лучшего, в том числе и в сфере нефтедобычи.

     Особое  внимание следует уделить вопросам диверсификации взаимной торговли, наращивания объемов товарооборота, продвижения перспективных инвестиционных проектов. "Локомотивом" экономического сотрудничества призван стать топливно-энергетический комплекс, считают в российском руководстве. "Наращивают свое присутствие на венесуэльском рынке такие ведущие российские компании, как ОАО "Газпром", ОАО "Лукойл", Группа компаний "Разноимпорт-Венесуэла", ОАО "ВО "Технопромэкспорт", другие фирмы и предприятия, - сказал источник в Кремле в интервью ИТАР-ТАСС6.

     В стадии проработки - ряд совместных проектов в области горнодобычи  и электроэнергетики Венесуэлы, железнодорожного и воздушного транспорта, машиностроения, инфраструктуры, в  инвестиционно-финансовой сфере".

     "Успешно  развивается двустороннее военно-техническое  сотрудничество. Оно осуществляется  на базе соответствующего межправительственного  соглашения в строгом соответствии  с международными обязательствами  сторон и нормами международного  права", - продолжил источник в Кремле7.

     Следует отметить, что Венесуэла уделяет  вопросу сотрудничества с Россией гораздо больше внимания, чем Москва. Тема постоянно поднимается венесуэльскими СМИ и заявлениями высокопоставленных представителей этой страны. В Каракасе ревностно следят за успехами (пиаром) своих конкурентов на белорусском направлении. Венесуэла предложила Москве принять участие в разведке и добыче природного газа на 5-ти венесуэльских месторождениях.

     Газовое сотрудничество также предполагает создание СП по газификации Каракаса и штата Баринас и предприятия по производству установок для выработки сжиженного нефтяного газа с участием российской компании "НоваГаз".

     Вместе  с тем, российская сторона весьма прохладно отнеслась к газовому предложению Венесуэлы. Вряд ли, такой ответ российской стороны обусловлен тем, что в Москве уже потеряли счет подобного рода юрлицам (хотя и не без этого). Причина скепсиса – тяжелая ситуация в экономике Венесуэлы, вызванная мировым кризисом: резкое падение валютной выручки из-за снижения цен на экспортируемую венесуэльскую нефть, высокая инфляция под 30%, ограничения на валютном рынке, национализация крупных предприятий, банков и объектов недвижимости.

     Но, пожалуй, главная причина кроется  в том, что передача России 5-ти газовых месторождений является не столько доказательством великой дружбы, сколько вынужденным шагом со стороны Каракаса. Венесуэла уже давно испытывает огромные трудности в расчетах с подрядчиками – сервисными предприятиями иностранных государств, осуществляющих разработку (разведку) многочисленных нефтегазовых месторождений этой латиноамериканской страны.

     Для того, чтобы идти в ногу с мировыми тенденциями, необходимо максимально  эффективно использовать конкурентные преимущества страны, производить качественную современную продукцию и уметь с выгодой ее продавать. Именно поэтому обеспечение стабильного роста и эффективности экспорта определено Президентом Российской Федерации одним из главных приоритетов социально-экономического развития государства.

     С другой стороны, экспорт может не только дать дополнительные ресурсы, но также стать инструментом активизации имеющихся и потенциальных конкурентных преимуществ российской экономики, средством содействия выходу страны на путь стабильного и ускоренного экономического роста в целях преодоления разрыва с развитыми государствами по основным социально-экономическим параметрам.

     В этой связи решение задачи развития и диверсификации экспортного потенциала страны будет определять направление  количественного и качественного  роста внешней торговли в перспективе, масштабы и эффективность участия России в международном разделении труда в условиях быстро развивающегося процесса глобализации мировой экономики.

     В результате намечаемых мер по структурной  перестройке экономики в ближайшей  перспективе предполагается изменение отраслевой структуры экспорта товаров. Лидирующее положение в отраслевой структуре экспорта товаров по-прежнему будут занимать машиностроение и металлообработка, черная металлургия, целлюлозно-бумажная, легкая промышленность и промышленность строительных материалов. Перед Россией по-прежнему стоит сложная задача завоевания своей ниши на мировом рынке высокотехнологичной машиностроительной продукции.

     В то же время важнейшим фактором увеличения экспортных объемов страны является наращивание экспорта услуг, прежде всего транспортных, как наименее капиталоемкого пути развития экспортного потенциала.

     Недостаточный уровень развития экономического сотрудничества России и Венесуэлы объясняется рядом причин. Прежде всего это связано с тем, что механизм управления этим сотрудничеством был довольно сложным и малоэффективным. Кроме того, свой негативный отпечаток на развитие двусторонней торговли накладывали значительная территориальная удаленность России и Венесуэлы, загруженность транспортных путей (пропускная способность железнодорожных пунктов на границе недостаточна), отсутствие информации о возможностях рынков двух стран и соответствующего правового регулирования.

     Причиной, препятствующей притоку инвестиций, является несовершенство законодательства, инвестиционного кодекса.

     Другой  группой причин, затрудняющих приток иностранных инвестиций в страну, являются обстоятельства, связанные  с системой налогообложения и  контроля за деятельностью бизнеса. Многие респонденты оценивают систему  налогообложения как сложную, а уровень налоговой нагрузки – как высокий (три четверти представителей бизнеса считают систему исчисления и уплаты налогов в России сложной.

     Желательно, чтобы законодательные акты были приведены в порядок, в том  числе и в сфере налогообложения, работали продолжительное время  без изменений и дополнений, которые  зачастую противоречат друг другу. Помимо законодательства высказывались пожелания, связанные с уменьшением налоговой нагрузки, упрощением, в первую очередь, таможенных процедур, а также заинтересованностью государства в привлечении иностранных инвестиций. Среди наиболее эффективных способов решения возникающих проблем респондентами названы: личная договоренность с конкретным чиновником и обращение в вышестоящий орган. Поэтому иностранные инвесторы не слишком активно участвуют в создании предприятий на территории Российской Федерации.

     Итак, для достижения краткосрочных целей  изменения инвестиционного имиджа России за рубежом в лучшую сторону и создания большего числа совместных предприятий необходимо реализовать в ближайший период следующие рекомендации:

     - финансирование. Улучшение кредитования, чтобы иметь достаточно денежных средств на проекты;

     - маркетинговые исследования. Нужна четкая информация о состоянии рынков двух стран и мирового рынка, долгосрочная стратегия, и четкий бизнес-план;

     - законодательство. Совершенствование и стабилизация законодательной базы – разработка нормативных правовых актов, которые могли бы работать без внесения регулярных изменений и дополнений;

     - регистрация. Упрощение процедуры регистрации предприятия, сокращение перечня документов для регистрации;

     - проверки. Переход от сплошного осуществления проверок к избирательным проверкам, унификация процедуры проверок, улучшение координации контролирующих органов;

     - налогообложение. Введение в действие изменений в налоговое законодательство только с нового финансового года или предусмотрение определенного адаптационного периода для организаций, согласование нормативных актов разных учреждений (например, Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам).

     Все это говорит о хороших перспективах создания белорусско-венесуэльских  совместных предприятий. Для их реализации необходимо проводить оптимизацию структуры производства, развивать приоритетные отрасли, реформировать систему управления государственным капиталом и поддерживать экономическую стабильность.

     Создание  российско-венесуэльских совместных предприятий будет способствовать социальному развитию страны, повышению экономической эффективности производств, что будет благоприятно влиять на укрепление международного авторитета России и Венесуэлы.

     Анализ сотрудничества Российской Федерации и Боливарианской Республикой Венесуэлы в торгово-экономической сфере свидетельствует, что этому приоритетному направлению сотрудничества обе стороны уделяют должное внимание. Результатом активной совместной работы сторон по развитию торгово-экономических отношений стала их положительная динамика.

     Таким образом, взаимный интерес России и Венесуэлы, взаимодополняемости экономик двух стран при наличии высокого уровня политического сотрудничества является важным условием для динамичного развития торгово-экономических связей между этими государствами.

     Для российской Федерации с ее высокой степенью открытости внешнему миру успех внешнеэкономической деятельности во многом будет зависеть от решения главной проблемы: экспорт должен стать выгоден экспортерам. Выполнение этого условия зависит не только от самих экспортеров, но и от продуманной, целенаправленной политики государства по поддержанию и стимулированию экспортной деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 
 

      Проблемы  эффективного развития экономики Российской Федерации влияют на выбор модели внешнеэкономического о развития в современных условиях хозяйствования и носят наиболее острый и дискуссионный характер, от своевременного и рационального решения которых в определяющей роли зависит дальнейшее социально-экономическое развитие любой страны мира.

      Экономическое развитие Российской Федерации во многом обусловлено эффективной внешнеторговой деятельностью. При неэффективных экспортно-импортных отношениях, наблюдается ситуация, когда между отраслями экономики увеличивается регрессионный разрыв, неизбежно ведущий экономику страны к кризису. В связи с этим определяющее значение будет иметь внутреннее содержание понятия «внешнеэкономической модели развития», теоретическая разработанность данной проблематики, несомненно, поможет обосновать на практике управленческие решения в развитии интеграционных связей небольших стран с мировым сообществом.

Информация о работе Торговля товарами и услугами в России