Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:22, реферат
Цель работы - проанализировать состояние внешнеторговой деятельности между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэлой, а также разработать практические рекомендации по развитию и повышению эффективности внешнеторговой деятельности между исследуемыми странами.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности внешней торговли товарами и услугами в России на современном этапе 6
2. Формирование торговых отношений между Россией и Венесуэлой 13
3 Развитие торговых отношений Российской Федерации с Боливарианской Республикой Венесуэла 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31
Отрицательное
сальдо баланса текущих
трансфертов возрос на 43,1% и составил
4,1 млрд. долларов США, чему способствовал
возобновившийся рост денежных переводов
домашних хозяйств за рубеж. Кроме того,
начиная с сентября 2010 года, трансфертные
платежи включают перечисления Казахстану
и Белоруссии как членам Таможенного союза
причитающихся им сумм таможенных пошлин,
уплаченных на территории России.
После распада Советского Союза молодые независимые государства были вынуждены в короткие сроки определить основные векторы экономического сотрудничества. Для Российской Федерации ими стали СНГ и страны Западной Европы. Определение приоритетов основывалось на критериях близости государств, а также их экономической развитости. В данной геополитической парадигме роль стран Латинской Америки была незначительной, поэтому на высшем уровне не принималось практически никаких шагов для наращивания сотрудничества. Однако, как показала практика, современный интегрирующийся мир, в котором как никогда раньше высока роль взаимопроникновения экономик, требует соответствующего глобального мышления. В связи с этим был сделан ряд попыток частично возвратить утраченные в связи с распадом СССР позиции, а в некоторых случаях (например, с Венесуэлой) завоевать новые.
В последние годы в России отмечается рост интереса к странам латиноамериканского региона. Одним из таких государств является Венесуэла, которая около десяти лет выступает одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации. Сближение двух государств предопределили ряд факторов, в первую очередь – политических. Приход к власти У. Чавеса, активного проводника «левого» поворота во внешней политике стран континента, встретил достаточно мощное противодействие США. Россия с конца 1990-х гг. также находилась в непростых отношениях с Соединенными Штатами. Отчасти поэтому установление и развитие сотрудничества между двумя странами носило вынужденный характер. Тем не менее, развитие отношений с Венесуэлой, а также другими ключевыми странами Движения неприсоединения, имеющими схожее видение миропорядка, позволило России открыть для себя другие векторы результативного политического и экономического сотрудничества.
Развитие
сотрудничества обуславливается фактором
взаимодополняемости экономик обеих
стран. Президент Венесуэлы
Перспективы
военно-технического сотрудничества Венесуэлы
с Россией определились с приходом
к власти правительства Уго Чавеса.
До этого времени Венесуэла
14
мая 2001 года в Москве министры
обороны России и Венесуэлы
подписали соглашение о военно-
26
ноября 2004 года в рамках визита
в Москву президента Уго
По данным экспертов, всего за период 2005 – 2007 годов было подписано 12 контрактов на поставку в Венесуэлу российского оружия на сумму от 2 до 4 млрд долларов. Каракас закупил за это время 24 истребителя Су-30 МК2, более 50 вертолетов Ми-17В, Ми-35М, Ми-26Т, 12 зенитных ракетных систем "Тор-М1", а также 100 тысяч автоматов Калашникова. Кроме того, в 2006 году был отдельно заключен контракт на строительство в Венесуэле завода по производству автоматов АК-103 и патронов калибра 7,62 миллиметра.
Ведутся также переговоры о поставке в Венесуэлу создаваемых на базе Ил-114 патрульных самолетов. Согласно предварительным договоренностям, Каракас планирует закупить до 20 самолетов этого типа. Кроме того, Россия получила от Венесуэлы заявку на приобретение вертолетов Ми-28Н. По оценке независимых экспертов, на первом этапе Каракасу может быть поставлено 10 боевых вертолетов Ми-28Н.
Россия неоднократно заявляла, что примет активное участие в модернизации вооруженных сил Венесуэлы на период до 2013 года. По данным СМИ, российской стороной принято решение о выделении Венесуэле кредита в размере 1 млрд долларов на цели реализации программы ВТС. Кредит будет использован на закупку средств ПВО "Тор-М1", ПЗРК "Игла-С", самолетов Ил‑-78 и Ил-76.
В феврале 2006г. в Москве в рамках двусторонних консультаций с главами дипломатических миссий ряда латиноамериканских стран российская сторона провела консультации с венесуэльской стороной. Обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества в сфере политики, экономики, науки, вопросы результативного взаимодействия в ООН и других международных организациях, развития договорно-правовой базы отношений.
Визиты
на высоком уровне способствовали значительному
росту товарооборота между двумя странами.
Если в 1998 г. он составлял 3,6 млн дол. США,
в 2005 г. — 15,6 млн дол., то в 2007 г. — уже 100
млн дол., с прогнозируемым увеличением
до 650 млн дол., что ставит Венесуэлу на
второе место в регионе по объему экономического
сотрудничества (напомним, первое место
сохраняет Бразилия c товарооборотом в
1,3 млрд дол.) (таблица 1).
Таблица
1 – Торговые отношения
России с Венесуэлой,
млн дол. США
Экспорт | % к общему объему экспорта | Импорт | Оборот | Сальдо | |
1992 | 5,5 | 0,52 | 0,0 |
5,5 | 5,5 |
1993 | 1,1 | 0,15 | 1,1 | 1,1 | |
1994 | 3,5 | 0,36 | 3,5 | 3,5 | |
1995 | 0,0 | 0,00 | 0,0 | 0,0 | |
1996 | 3,7 | 0,07 | 3,7 | 3,7 | |
1997 | 5,1 | 0,07 | 5,1 | 5,1 | |
1998 | 3,5 | 0,05 | 3,5 | 3,5 | |
1999 | 1,9 | 0,03 | 1,9 | 1,9 | |
2000 | 1,9 | 0,03 | 1,9 | 1,9 | |
2001 | 4,8 | 0,06 | 4,8 | 4,8 | |
2002 | 2,2 | 0,03 | 2,2 | 2,2 | |
2003 | 1,2 | 0,01 | 1,2 | 1,2 | |
2004 | 15,2 | 0,11 | 15,2 | 15,2 | |
2005 | 15,6 | 0,10 | 15,6 | 15,6 | |
2006 | 6,0 | 0,03 | 6,0 | 6,0 | |
2007 | 42,7 | 0,18 | 42,7 | 42,7 | |
2008 | 173,1 | 0,53 | 173,1 | 173,1 |
Примечание
– Источник: Росстат
Оценивая результаты российско-венесуэльского сотрудничества, интересы и потенциальные возможности двух стран, можно полагать, что одним из перспективных направлений взаимодействия могут стать инвестиции, включая совместные, в реализацию различных проектов в обеих странах, в том числе в нефтяную промышленность, энергетику, разведку и добычу полезных ископаемых, транспорт, автомобильную промышленность. Значительный резерв сотрудничества имеется в сфере научно-технического обмена, в том числе в обмене патентами и лицензиями, "ноу-хау", специалистами.
Немалые
возможности связаны именно с
нефтяной промышленностью. Учитывая высокий
уровень применяемой в
В сотрудничестве с Венесуэлой перед РФ и ее деловыми кругами открываются в настоящее время неординарные перспективы, что заметно выделяет эту страну на латиноамериканском направлении нашей внешней политики. Однако для реализации благоприятных предпосылок необходимы серьезные усилия, в том числе: дальнейшее развитие договорно-правовой базы взаимодействия, включая подписание соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций, создание адекватного механизма взаиморасчетов, более широкое подключение к сотрудничеству предпринимательских кругов, их целенаправленная поддержка со стороны соответствующих государственных органов.
Дальнейшее развитие мировой экономики будет определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.
В этой связи на экономику России в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий.
Учитывая высокую экспортную ориентированность российской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: Германии, Беларуси, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта российских товаров.
С тех пор как Россия и Венесуэла установили дипломатические отношения, развитие экономические взаимоотношений находятся в сложном лабиринте противоречивых тенденций. Внешнеэкономические отношения между двумя странами развиваются по трем направлениям: внешнеторговой, инвестиционной и миграционной деятельности.
В структуре торговли между Российской Федерации и Боливарианской Республикой Венесуэла межотраслевая специализация составляет более 60%, которая ориентирована на различия в относительной обеспеченности ресурсов. Внешняя торговля продуктами отраслей машиностроения и химической промышленности развивается на принципах экономии на масштабе, и определятся эффективной контрактной технологией. Что касается важнейшей продукции внешней торговли - нефти, то определенное значение имеет не только обеспеченность ресурсами, но и экономия от масштаба производства по технологическим факторам.
Положительными
факторами для
Открытие транспортных путей и развитие внешнеторговой инфраструктуры будет способствовать развитию внешнеторговых связей между хозяйствующими субъектами двух стран, что значительно увеличит внешнеторговый оборот.
До решения вопросов с развитием транспортной инфраструктуры, Венесуэле целесообразно экспортировать те товары, в цене которых транспортные издержки имеют относительно невысокий удельный вес или транспортировка которых возможно авиационным транспортом.
Нормативно-правовая
база Боливарианской Республикики не
соответствует международно-