Торговля товарами и услугами в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 19:22, реферат

Описание работы

Цель работы - проанализировать состояние внешнеторговой деятельности между Российской Федерацией и Боливарианской Республикой Венесуэлой, а также разработать практические рекомендации по развитию и повышению эффективности внешнеторговой деятельности между исследуемыми странами.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Особенности внешней торговли товарами и услугами в России на современном этапе 6
2. Формирование торговых отношений между Россией и Венесуэлой 13
3 Развитие торговых отношений Российской Федерации с Боливарианской Республикой Венесуэла 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

Реферат.doc

— 314.50 Кб (Скачать)

      Отрицательное сальдо баланса текущих трансфертов возрос на 43,1% и составил 4,1 млрд. долларов США, чему способствовал возобновившийся рост денежных переводов домашних хозяйств за рубеж. Кроме того, начиная с сентября 2010 года, трансфертные платежи включают перечисления Казахстану и Белоруссии как членам Таможенного союза причитающихся им сумм таможенных пошлин, уплаченных на территории России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Формирование торговых отношений между Россией и Венесуэлой

 

      После распада Советского Союза молодые  независимые государства были вынуждены  в короткие сроки определить основные векторы экономического сотрудничества. Для Российской Федерации ими стали СНГ и страны Западной Европы. Определение приоритетов основывалось на критериях близости государств, а также их экономической развитости. В данной геополитической парадигме роль стран Латинской Америки была незначительной, поэтому на высшем уровне не принималось практически никаких шагов для наращивания сотрудничества. Однако, как показала практика, современный интегрирующийся мир, в котором как никогда раньше высока роль взаимопроникновения экономик, требует соответствующего глобального мышления. В связи с этим был сделан ряд попыток частично возвратить утраченные в связи с распадом СССР позиции, а в некоторых случаях (например, с Венесуэлой) завоевать новые.

     В последние годы в России отмечается рост интереса к странам латиноамериканского региона. Одним из таких государств является Венесуэла, которая около десяти лет выступает одним из приоритетов внешней политики Российской Федерации. Сближение двух государств предопределили ряд факторов, в первую очередь – политических. Приход к власти У. Чавеса, активного проводника «левого» поворота во внешней политике стран континента, встретил достаточно мощное противодействие США. Россия с конца 1990-х гг. также находилась в непростых отношениях с Соединенными  Штатами. Отчасти поэтому установление и развитие сотрудничества между двумя странами носило вынужденный характер. Тем не менее, развитие отношений с Венесуэлой, а также другими ключевыми странами Движения неприсоединения, имеющими схожее видение миропорядка, позволило России открыть для себя другие векторы результативного политического и экономического сотрудничества.

     Развитие  сотрудничества обуславливается фактором взаимодополняемости экономик обеих  стран. Президент Венесуэлы неоднократно отмечал потребность своего государства  в российских технологиях. Для России же Венесуэла является прекрасной возможностью реализации своего экономического и научного потенциала, а также представляет интерес как государство с огромными энергетическими ресурсами, где российские специалисты уже принимают участие в нефтеразработках.

     Перспективы военно-технического сотрудничества Венесуэлы  с Россией определились с приходом к власти правительства Уго Чавеса. До этого времени Венесуэла ориентировалась  в своих закупках вооружений и  военной техники в основном на США, Европу и Израиль. В настоящее время Россия для Венесуэлы является фактически безальтернативным поставщиком широкого спектра современного вооружения5.

     14 мая 2001 года в Москве министры  обороны России и Венесуэлы  подписали соглашение о военно-техническом сотрудничестве. На Венесуэлу приходится 14% экспорта российского вооружения и военной техники.

     26 ноября 2004 года в рамках визита  в Москву президента Уго Чавеса  впервые были заключены контракты  о поставках российского вооружения  и военной техники. Было подписано два контракта. Один – на сумму 500 млн долларов – между компанией "Рособоронэкспорт" и Минобороны Венесуэлы о поставке 40 боевых вертолетов Ми-35, их сервисном обслуживании и обучении летного и технического персонала. Второй – о приобретении Каракасом 100 тысяч автоматов Калашникова (АК-103) за 54 млн долларов.

     По  данным экспертов, всего за период 2005 – 2007 годов было подписано 12 контрактов на поставку в Венесуэлу российского  оружия на сумму от 2 до 4 млрд долларов. Каракас закупил за это время 24 истребителя Су-30 МК2, более 50 вертолетов Ми-17В, Ми-35М, Ми-26Т, 12 зенитных ракетных систем "Тор-М1", а также 100 тысяч автоматов Калашникова. Кроме того, в 2006 году был отдельно заключен контракт на строительство в Венесуэле завода по производству автоматов АК-103 и патронов калибра 7,62 миллиметра.

     Ведутся также переговоры о поставке в  Венесуэлу создаваемых на базе Ил-114 патрульных самолетов. Согласно предварительным  договоренностям, Каракас планирует  закупить до 20 самолетов этого типа. Кроме того, Россия получила от Венесуэлы заявку на приобретение вертолетов Ми-28Н. По оценке независимых экспертов, на первом этапе Каракасу может быть поставлено 10 боевых вертолетов Ми-28Н.

     Россия  неоднократно заявляла, что примет активное участие в модернизации вооруженных сил Венесуэлы на период до 2013 года. По данным СМИ, российской стороной принято решение о выделении Венесуэле кредита в размере 1 млрд долларов на цели реализации программы ВТС. Кредит будет использован на закупку средств ПВО "Тор-М1", ПЗРК "Игла-С", самолетов Ил-78 и Ил-76.

     В феврале 2006г. в Москве в рамках двусторонних консультаций с главами дипломатических  миссий ряда латиноамериканских стран  российская сторона провела консультации с венесуэльской стороной. Обсуждались вопросы развития двустороннего сотрудничества в сфере политики, экономики, науки, вопросы результативного взаимодействия в ООН и других международных организациях, развития договорно-правовой базы отношений.

     Визиты  на высоком уровне способствовали значительному  росту товарооборота между двумя странами. Если в 1998 г. он составлял 3,6 млн дол. США, в 2005 г. — 15,6 млн дол., то в 2007 г. — уже 100 млн дол., с прогнозируемым увеличением до 650 млн дол., что ставит Венесуэлу на второе место в регионе по объему экономического сотрудничества (напомним, первое место сохраняет Бразилия c товарооборотом в 1,3 млрд дол.) (таблица 1). 
 
 

Таблица 1 – Торговые отношения России с Венесуэлой, млн дол. США 

  Экспорт % к общему  объему экспорта Импорт Оборот Сальдо
1992 5,5 0,52  
 
 
 
 
 
 
 
0,0
5,5 5,5
1993 1,1 0,15 1,1 1,1
1994 3,5 0,36 3,5 3,5
1995 0,0 0,00 0,0 0,0
1996 3,7 0,07 3,7 3,7
1997 5,1 0,07 5,1 5,1
1998 3,5 0,05 3,5 3,5
1999 1,9 0,03 1,9 1,9
2000 1,9 0,03 1,9 1,9
2001 4,8 0,06 4,8 4,8
2002 2,2 0,03 2,2 2,2
2003 1,2 0,01 1,2 1,2
2004 15,2 0,11 15,2 15,2
2005 15,6 0,10 15,6 15,6
2006 6,0 0,03 6,0 6,0
2007 42,7 0,18 42,7 42,7
2008 173,1 0,53 173,1 173,1

Примечание  – Источник: Росстат 

     Оценивая  результаты российско-венесуэльского сотрудничества, интересы и потенциальные  возможности двух стран, можно полагать, что одним из перспективных направлений  взаимодействия могут стать инвестиции, включая совместные, в реализацию различных проектов в обеих странах, в том числе в нефтяную промышленность, энергетику, разведку и добычу полезных ископаемых, транспорт, автомобильную промышленность. Значительный резерв сотрудничества имеется в сфере научно-технического обмена, в том числе в обмене патентами и лицензиями, "ноу-хау", специалистами.

     Немалые возможности связаны именно с  нефтяной промышленностью. Учитывая высокий  уровень применяемой в Венесуэле  технологии разведки, добычи и переработки  нефти (приобретенной у ведущих ТНК), а также использование Венесуэлой новых форм сотрудничества с иностранными нефтяными компаниями, венесуэльский опыт мог бы быть полезен российской стороне. В частности, для России может представлять интерес технология добычи и переработки тяжелой и сверхтяжелой нефти, запасы которой особенно велики в Венесуэле.

     В сотрудничестве с Венесуэлой перед  РФ и ее деловыми кругами открываются  в настоящее время неординарные перспективы, что заметно выделяет эту страну на латиноамериканском направлении  нашей внешней политики. Однако для реализации благоприятных предпосылок необходимы серьезные усилия, в том числе: дальнейшее развитие договорно-правовой базы взаимодействия, включая подписание соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций, создание адекватного механизма взаиморасчетов, более широкое подключение к сотрудничеству предпринимательских кругов, их целенаправленная поддержка со стороны соответствующих государственных органов.

     Дальнейшее  развитие мировой экономики будет  определяться ростом напряженности между мировыми центрами и накоплением диспропорций в мировой торговле и финансовой системе. Мировой финансовый кризис привел к усилению дифференциации между странами. В то время как европейский рынок растет относительно медленными темпами, заметно выросла активность развивающихся рынков. Динамичными центрами роста стали не только Китай, но и Индия, Бразилия. Значительными темпами растет спрос на иностранные товары в странах Латинской Америки, в то время как в США и странах Европейского союза он снижается.

     В этой связи на экономику России в предстоящем пятилетии значительно будут влиять глобальные тенденции мирового экономического развития, что потребует повышения конкурентоспособности национальных товаропроизводителей, внедрения новых технологий.

     Учитывая высокую экспортную ориентированность российской экономики, темпы ее роста будут взаимосвязаны с динамикой развития стран – основных торговых партнеров: Германии, Беларуси, Китая, Венесуэлы, Украины, на долю которых приходится более половины экспорта российских товаров.

      С тех пор как Россия и Венесуэла установили дипломатические отношения, развитие экономические взаимоотношений находятся в сложном лабиринте противоречивых тенденций. Внешнеэкономические отношения между двумя странами развиваются по трем направлениям: внешнеторговой, инвестиционной и миграционной деятельности.

      В структуре торговли между Российской Федерации и Боливарианской Республикой Венесуэла межотраслевая специализация составляет более 60%, которая ориентирована на различия в относительной обеспеченности ресурсов. Внешняя торговля продуктами отраслей машиностроения и химической промышленности развивается на принципах экономии на масштабе, и определятся эффективной контрактной технологией. Что касается важнейшей продукции внешней торговли - нефти, то определенное значение имеет не только обеспеченность ресурсами, но и экономия от масштаба производства по технологическим факторам.

      Положительными  факторами для внешнеэкономической  деятельности между Россией и Венесуэлой является благоприятные политико-экономические отношения, сложившиеся торговые обычаи и традиции, закрепленные в правовых актах, одинаковый уровень развития рыночных реформ.

      Открытие  транспортных путей и развитие внешнеторговой инфраструктуры будет способствовать развитию внешнеторговых связей между хозяйствующими субъектами двух стран, что значительно увеличит внешнеторговый оборот.

     До  решения вопросов с развитием  транспортной инфраструктуры, Венесуэле  целесообразно экспортировать те товары, в цене которых транспортные издержки имеют относительно невысокий удельный вес или транспортировка которых возможно авиационным транспортом.

    Нормативно-правовая база Боливарианской Республикики не соответствует международно-правовой базе и ограничивает некоторые абсолютные преимущества страны в мировом сообществе. Для решения этих вопросов перспективным является сотрудничество Венесуэлы с Евразийским экономическим сообществом, куда входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Было правильным для развития внешнеэкономической деятельности Венесуэлы сосредоточить ее активные экспортно-импортные отношения с вышеназванными странами, что способствовало бы расширению внешнеэкономического сотрудничества на основе рационального экспорта.

Информация о работе Торговля товарами и услугами в России