Торговая политика. Демпинг

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 14:57, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы – исследовать понятия торговой политики и демпинга.

Основные задачи контрольной работы:
- исследовать понятие «Свобода торговли» и «Протекционизм»: доводы за и против;
- рассмотреть инструменты торговой политики;

Содержание

Введе-ние..................................................................................................................3
1. Свобода торговли и протекционизм: доводы за и про-тив...................................6
2. Инструменты торговой полити-ки..........................................................................9
3. Демпинг. Антидемпинговые пошлины и их примене-ние.................................13
Заключе-ние...........................................................................................................19
Список использованных источников и литерату-ры....................................20

Работа содержит 1 файл

Александра Воскресенская Торговая политика. Демпинг.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

              Основные экономические институты, регулирующие международную торговую политику: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, ЮНСИГРАЛ.

              Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ/ВТО). Это многостороннее соглашение, включающее международные правовые нормы, принципы и правила, в соответствии с которыми регулируются торговоэкономические отношения между странами-участницами. ГАТТ вступило в силу в январе 1948 года. С января 1995 года ГАТТ трансформировалось во Всемирную торговую организацию (ВТО). ВТО как правопреемник ГАТТ имеет собственный институциональный механизм, основным назначением которого является:

              - осуществление контроля над странами-участницами, которые взяли на себя определённые обязательства;

              - организация и проведение многосторонних торговых переговоров, на которых рассматриваются проблемы международной торговли.

              Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Орган Генеральной Ассамблеи ООН, создан в 1964 г. В неё входят все государства – члены ООН. Высшим органом ЮНКТАД является её Сессия, которая созывается не реже, чем раз в 4 года. Совет по торговле и развитию является постоянным органом Конференции, обеспечивающий непрерывность её работы в период между сессиями ЮНКГАД (Сессия совета собирается раз в 2 года). Штаб-квартира ЮНКГАД находится в г. Женева (Швейцария).

              ЮНКТАД в отличие от других организаций занимается изучением и разрешением проблем международной торговли в связи с ускорением экономического развития мирохозяйственной системы в целом и с учётом интересов всех групп стран.

              К основным задачам ЮНКТАД следует отнести:

               содействие развитию равноправного и всестороннего торгового сотрудничества между странами, находящимися на различных уровнях развития, имеющих различные социально-экономические системы;

              установлению принципов и политик международной торговли, адекватных разрешению проблем экономического роста;

              выработки комплексных рекомендаций, организационно-правовых условий и механизмов международной торговли, увязывающих мировую торговую политику с промышленным сотрудничеством, с мировыми валютно-финансовыми проблемами;

              согласование политики правительств и региональных экономических группировок в области торговли и связанного с ней развития;

              создание нового международного экономического порядка, выработка прогрессивных концепций международного торгово-экономического сотрудничества.

              Комиссия ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ). ЮНСИТРАЛ утвержден Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 1966 г. с целью содействия прогрессивному согласованию и унификаций права международной торговли.

              К основным задачам Комиссии относятся:

              координация работы международных организаций, занимающихся вопросами права международной торговли;

              привлечение к более широкому участию государств в существующих международных конвенциях и разработка новых международных конвенций, относящихся к праву международной торговли;

              подготовка кадров и оказание помощи в области прав международной торговли с учётом нужд развивающихся стран.

              Особое внимание в работе ЮНСИТРАЛ уделено подготовке единообразных норм права в областях международной купли-продажи товаров, международных платежей, международного арбитража, международных морских перевозок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ДЕМПИНГ. АНТИДЕМПИНГОВЫЕ ПОШЛИНЫ И

ИХ ПРИМЕНЕНИЕ

 

              Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам. Демпинговые цены существенно ниже рыночных цен, а иногда даже ниже, чем себестоимость товара или услуги. Демпинг проводится с различными целями: проникновение или укрепление на новом рынке, вытеснение конкурентов. Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчёте на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счёт демпинга будет достигнуто желаемое положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию: монетизируют складские запасы, реализуют неликвидную продукцию; при острой и срочной потребности в денежных средствах, когда существует угроза больших убытков, чем потери при демпинге. В некоторых странах принято считать демпинг негативным явлением и бороться с ним, применяя антидемпинговые законы, хотя в случае демпинга потребитель может выиграть, заплатив более низкую цену.

              Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

              ценовой демпинг — или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке.

              стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

              В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

              Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объёмы производства товара превышают ёмкость внутреннего рынка, и перед компанией встаёт дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

              Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

              Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости.

              Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

              Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определённого товара в каждой из стран.

              Демпинг запрещён как международными правилами в рамках ВТО, так и национальными антидемпинговыми законами многих стран, которые позволяют применять антидемпинговые пошлины в случае обнаружения факта демпинга. Торгующие страны могут находиться в различных договорно-политических отношениях, т.е. являться членами таможенного или экономического союза, иметь подписанный договор о предоставлении им режима наибольшего благоприятствования или, наконец, не иметь никаких специальных соглашений в сфере торговли.

              В зависимости от режима и устанавливаются пошлины, взимаемые с поставляемого товара. Они соответственно бывают преференциальными (особо льготными), договорными (минимальными) и генеральными (автономными), т.е. максимальными.

              Особо следует выделить преференциальные таможенные пошлины. Ставки этих пошлин ниже минимальных и зачастую равны нулю, т.е. товар ввозится беспошлинно. Право использования преференциальных пошлин получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки: зоны свободной торговли, таможенные и экономические союзы и т. д.

              Например, страны «Общего рынка» предоставляют друг другу преференциальные пошлины по импорту товаров (равные нулю), которые не распространяются на другие развитые страны, такие, как США или Япония.

              Договор, в котором принимается решение о предоставлении договорных или минимальных пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования» (РНБ) и формулирует обязательство подписавших его стран не взимать с импортируемых товаров пошлины, превышающие по размерам величину пошлин, взимаемых с товаров любых третьих стран. Такое положение называется режимом недискриминации. Государства, подписавшие подобные договоры, берут на себя обязательство облагать одинаковыми пошлинами товары всех стран-контрагентов.

              Истоки создания «режима наибольшего благоприятствования» связываются с эпохой развития капитализма, периодом свободной конкуренции конца восемнадцатого столетия.

              Первоначально договора о предоставлении «режима наибольшего благоприятствования» подписывались на двусторонней основе, однако в конце 40-х годов они были заменены многосторонним Генеральным соглашением о тарифах и торговле (ГАТТ).

              Генеральная (максимальная) пошлина в 2-3 раза выше всех остальных и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны. Примером использования генеральных (автономных) пошлин может быть их взимание при ввозе товаров из СССР в США в период холодной войны.

              В конце 1993 г. ряд стран СНГ (Россия, Беларусь) предприняли попытку создания интеграционного союза в рамках СНГ, предусматривающего ликвидацию таможенных пошлин.

              В 60-е годы право на получение односторонних преференциальных пошлин получили развивающиеся страны, поставляющие свои товары в развитые страны с рыночной экономикой.

              Применение карательных и антидемпинговых пошлин направлено на решение следующей задачи: не допустить на национальный рынок товары, не желательные по политическим или экономическим причинам. Проблемой при введении карательных или антидемпинговых пошлин является нахождение доказательств наличия демпинга или субсидирования экспорта. Причём демпинг определяется так: продажа товара по ценам ниже издержек производства. Однако фирмы неохотно предоставляют документацию, касающуюся издержек производства.

              Поэтому на практике используются косвенные доказательства демпинга. Например, международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже цены на мировом или внутреннем рынке.

              В 30-е годы массовые обвинения в демпинге сельскохозяйственной продукции производителями в Восточной Европе заставили ряд стран ввести количественные ограничения на импорт. В 70-е годы США обвинили западногерманскую компанию «Фольксваген» в заниженных ценах на поставляемую модель малолитражного автомобиля.

              Для принятия решения о введении антидемпинговых пошлин немаловажно определение целей и характера демпинга, который может быть подразделён на постоянный (агрессивный) и разовый (пассивный).

              Условием постоянного демпинга является сегментация рынка, т. е. разделение его на несколько частей. Выделяя один внутренний сегмент рынка (за счёт транспортных расходов, таможенных тарифов и т. д.), монополии поднимают на нём цены, получая монопольные прибыли. Последние позволяют продавать часть товара на внешнем рынке по заниженным ценам. Постоянный демпинг связан с проведением политики вытеснения конкурента за счёт низких цен; впоследствии фирма обычно снова повышает цены, доводя их до величины, превышающей первоначальную цену разорённых конкурентов. Разовый демпинг возникает в связи с необходимостью избавиться от случайного избытка товара путём его распродажи на внешнем рынке по низким ценам.

              Для национальной экономики наиболее опасен постоянный демпинг, поскольку он ведет к разорению национальных производителей с последующей «перекачкой» монопольной прибыли иностранным производителям.

              На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно чётко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны учитывают, прежде всего, нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности.

              Выявление демпинга выступает причиной наложения карательной или антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объёма товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя её размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг.

              Международные организации рассматривают проведение антидемпинговых мероприятий в качестве одной из приемлемых форм борьбы с нарушением принципа свободной конкуренции. Это санкционировано, в частности, международным антидемпинговым законодательством, подписанным большинством стран-членов ГАТТ в 1967 г. («антидемпинговый кодекс»). Антидемпинговые меры — это сильный экономический инструмент, применяемый импортирующей страной против нежелательного, с её точки зрения, импорта. Для экспортера фактически закрывается доступ на рынок данной страны. Известно, что любое государство мира защищает, прежде всего, свои интересы на международном рынке, старается поддержать своего производителя и создать все условия для расширения рынков сбыта продукции, производимой в государстве.

Информация о работе Торговая политика. Демпинг