Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 12:02, контрольная работа
Актуальность темы исследования. Анализу местного самоуправления как правового института посвящено значительное число вышедших в последние годы научных работ. Однако их авторы обычно рассматривают вопросы организационных, правовых, финансово-экономических основ местного самоуправления и крайне редко затрагивают проблемы, связанные с территориальными основами местного самоуправления. Вместе с тем, недостатки территориальной организации местного самоуправления нередко являются препятствием для целостного и эффективного решения задач местного самоуправления, комплексной реализации государственной политики.
Введение
1. Территориальные основы местного самоуправления в РФ
1.1 Понятие территориальных основ в системе местного самоуправления
1.2 Вопросы реформирования территориальной организации местного самоуправления
2. Международное законодательство о местном самоуправлении
2.1 Европейская Хартия Местного самоуправления, как международно-правовой договор
2.2 Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления
2.3 Значение Европейской Хартии местного самоуправления для законодательства РФ
Заключение
Список использованной литературы
2) Закон исключает возможность
существования муниципальных
Исторически миссией города
всегда было и остается инфраструктурное
обеспечение, освоение и развитие окружающей
его территории. Не отрицая роли
городов как точек
Следует признать, что реальная
жизнь далеко не всегда вписывается
в стандартные рамки
3) Одной из самых сложных
проблем территориальной
4) В ряде субъектов РФ
при установлении границ
5) Серьезной проблемой
при установлении границ
6) Чрезмерно усложнен в
Федеральном законе № 131-ФЗ
порядок формирования
Представляется, что межселенные территории могут существовать и в муниципальных районах, средняя плотность сельского населения в которых выше норматива, установленного Правительством РФ.
7) Еще одна проблема
– сверхмалые муниципальные
Скорейшее решение перечисленных
проблем территориальной
2. Международное
2.1 Европейская Хартия Местного самоуправления, как международно-правовой договор
Для решения международно-правовых проблем развития местного самоуправления в Европе создан Конгресс местных и региональных органов, который входит в структуру органов Совета Европы. Конгресс состоит из двух палат: Палаты местных органов власти и Палаты регионов. Заседания Конгресса проводятся один раз в год во Дворце Европы в Страсбурге. Конгресс является совещательным органом, а его решения носят рекомендательный характер. Российская Федерация является членом Совета Европы с 1996 г. и с этого же времени принимает участие в работе Конгресса местных и региональных органов власти Европы.
Европейская Хартия местного самоуправления является основным международным источником правового регулирования сферы местного самоуправления. По своей юридической природе она является международно-правовым договором, и поэтому Хартию следует применять, учитывая особенности такой формы нормативно-правового акта.
В частности, следует иметь в виду особую важность Преамбулы Хартии, поскольку по общему правилу все сомнения, возникающие при толковании конкретных положений, содержащихся в тексте международно-правового договора, должны толковаться с учетом Преамбулы толкуемого договора. А именно:
Ни одно толкование не должно противоречить ни одному из принципов, сформулированных в Преамбуле.
Если возможно толкование, прямо соответствующее одному из принципов, сформулированных в Преамбуле, то именно такое толкование и следует предпочесть всем прочим.
В случае с Европейской Хартией местного самоуправления такой подход к толкованию тем более обоснован, что сама Хартия является юридической конкретизацией другого документа – Декларации принципов местного самоуправления, датируемой 1968 годом. Последовавшие многолетние и много раундовые консультации привели в 1981 году к выработке текста Хартии. Еще 4 года ушли на его доработку. И только в июне 1985 года в Страсбурге Европейская Хартия местного самоуправления была принята Комитетом министров Совета Европы в форме конвенции 15 октября 1985 года.
Открытый характер конвенции позволил ряду стран присоединиться к Хартии. В частности, от имени России Хартия была подписана 28 февраля 1996 года, ратифицирована федеральным законом в 1998 году и вступила в силу с 1 сентября 1998 года.
Из факта ратификации
Хартии и вступления ее в силу на
территории РФ нередко делается вывод
о необходимости
А во-вторых, в тексте самой Хартии указано, что ее участники должны выполнять отнюдь не все требования, а только определенное их количество. И сами нормы в значительной части относятся к так называемому мягкому международному праву. Отметим, что такой подход характерен для не самоисполнимых договоров вообще и для «проектных» документов Единой Европы в частности Сокол-Номоконов Э.Н. О некоторых аспектах формирования территориальных основ местного самоуправления в Российской Федерации в условиях правовой реформы; // Сокол-Номоконов Э. Н., Макаров А. А/ «Государственная власть и местное самоуправление» - 2004 - № 6 - С. 19-24..
Важно подчеркнуть, что Комитет
министров Совета Европы, принявший
Хартию, сознательно и целенаправленно
создал ее не как свод императивных
норм, но как инструмент формирования
и реализации единой юридической
политики в сфере местного самоуправления,
оставляя за присоединившимися
2.2 Структура и основное содержание Европейской Хартии местного самоуправления
Европейская Хартия местного самоуправления представляет собой относительно небольшой по объему документ, состоящий из Преамбулы и 18 статей, сгруппированных в три части. Статьи озаглавлены, части заглавий не имеют. Статья 1 не включена ни в одну из частей и размещена непосредственно после Преамбулы.
В Преамбуле изложены общие принципы местного самоуправления, разделяемые органами государственной власти договаривающихся государств. Первыми названы цели формирования Единой Европы, причем «заключение соглашений в области управления» называется одним из средств, служащих достижению цели объединения Европы.
Остальные формулировки Преамбулы
характеризуют местное
Органы местного самоуправления видятся авторам Хартии как «пользующиеся значительной самостоятельностью в отношении полномочий, порядка их осуществления и средств, необходимых для выполнения своих функций».
Основное содержание местного самоуправления раскрывается в части I характеризуемого документа, состоящей из десяти статей (ст. 2 – 11). Статья 2 устанавливает, что «принцип местного самоуправления должен быть признан во внутреннем законодательстве и, по возможности, в Конституции государства».
Статья 3 (ч.1) содержит определение местного самоуправления, под которым понимается «право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения» ФЗ от 11 апреля 1998 года «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 36. Ст. 4466..
Статья 3 (ч.2) дает больше всего поводов для политических споров, поскольку устанавливает, что местное самоуправление «осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут иметь подотчетные им исполнительные органы. Это положение не исключает обращения к собраниям граждан, референдуму или любой другой форме прямого участия граждан, если это допускается законом».
Статья 4 требует установить
основные полномочия органов местного
самоуправления в конституционном
или ином законодательном порядке.
Допускается делегирование
Статья 5 специально посвящена защите границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, и в частности устанавливает, что «изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом».