Теория потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:19, контрольная работа

Описание работы

Принимая во внимание положение о том, что рыночная экономика должна быть ориентирована на потребителя, чрезвычайно важно и для производителя, и для потребителя знать основные тенденции и законы поведения потребителя на рынке. Теория потребления является важной составной частью микроэкономики, так как позволяет объяснить формирование спроса, его структуру, динамику, взаимосвязь с ценами.

Работа содержит 1 файл

экономический анализ.doc

— 218.50 Кб (Скачать)

Из уравнения бюджетной линии вытекают также следующие свойства бюджетных ограничений потребителя:

  • при одновременном увеличении в n раз и цен P1, P2, и дохода R положение бюджетной прямой не меняется, и следовательно, область бюджетных ограничений останется прежней.
  • увеличение цен в n раз равносильно сокращению дохода потребителя в то же количество раз.

Карта безразличия представляет собой  графическое отображение вкусов и предпочтений потребителя.

Бюджетная область показывает совокупность доступных потребителю товаров, то есть его покупательную способность. Объединение этих графиков позволяет ответить на вопрос, какой товарный набор является лучшим для потребителя.

Товарный  набор, максимизирующий совокупную полезность потребителя, называется точкой потребительского равновесия (точкой оптимума) и лежит в точке касания бюджетной линии и кривой безразличия (при условии, что товар желателен для потребителя то есть имеет положительную предельную полезность).

Условия оптимума

Для оптимального потребительского набора выполняются следующие условия:

  • равновесная комбинация товаров (х*1,х*2) всегда лежит на бюджетной линии, а не под нею. Это означает, что для максимизации полезности потребитель должен полностью использовать имеющийся доход  (сбережения тоже рассматриваются как доступный для "покупки" товар);
  • в точке равновесия угол наклона кривой безразличия равен углу наклона бюджетной линии, или

  угла наклона кривой безразличия  = МRS = — Δх2/ Δх1,

  угла наклона бюджетной линии  = — Р1/Р2.

Следовательно, второе условие максимизации полезности предполагает такое распределение дохода потребителем, при котором предельная норма замещения одного товара другим равно обратному отношению их цен

МRS = — Р1/Р2,

или

Δх2/ Δх1=Р1/Р2.

Экономический смысл данного условия — МRS товара 2 товаром 1 определяет уровень, при котором потребитель желает заменить один товар на другой. Отношение цен (Р1/Р2) определяет уровень, при котором потребитель может заменить товар 2 товаром 1. Пока эти уровни не сравняются, возможны обмены, увеличивающие совокупную полезность потребителя.

Для анализа  поведения потребителя используются кривые доход-потребление и

доход-расходы. При каждом уровне дохода потребитель будет выбирать оптимальный набор благ.

При соединении точек касания бюджетных линий с кривыми безразличия получим кривую доход-потребление. Чаще всего эта кривая имеет положительный наклон. Такие товары называются нормальными. Однако она может иметь и отрицательный наклон. Это характерно, когда с увеличением дохода потребитель начинает больше покупать один товар Y (качественный) за счет снижения объема потребления другого товара X (некачественного). 

    

 Линия  доход потребление     Линия доход-потребление

для качественных товаров.       для низкокачественных  товаров. 

При отложении  на оси абсцисс дохода, а на оси  ординат – величину расхода,

получим кривую доход-расходы (кривая Энгеля). Энгель впервые подметил, что чем меньше доходы, тем большая часть тратится на питание. Это положение вошло в историю экономической науки как закон Энгеля.

    

 Зависимость  расходов на питание от суммарных расходов потребителя.

На данном графике пунктирной линией изображены общие расходы, а сплошной –расходы на питание.

На поведение  потребителя влияют также эффект субституции и эффект дохода.

Эффект  замещения измеряется той частью прироста величины спроса на подешевевший товар, которая образовалась вследствие замены этим товаром других благ.

Эффект  дохода – результат воздействия  изменения цены на реальный доход потребителя и соответственно на количество покупаемого блага. Эффект дохода определяется той частью прироста величины спроса, которая возникла в

результате  увеличения реального дохода потребителя  при снижении цены на благо.

Эффект  замены при снижении цены всегда будет  выражаться в росте объема спроса на этот товар. Также с ростом дохода увеличивается объем потребительского спроса. Таким образом, величина спроса находится в обратной зависимости от цены. Однако при повышении цены на низкокачественные товары при условии невозможности найти товар-заменитель с таким же полезным эффектом на одну денежную единицу, затрачиваемую на его покупку, имеет место обратный эффект.

Потребитель с низким уровнем дохода будет  вынужден увеличить его потребление.

Такие товары получили название «товары Гиффена». Это можно объяснить тем, что цена данного товара, несмотря на повышении, все же остается ниже цен на другие товары, и потребитель вынужден увеличить его покупку за счет снижения потребления других товаров. Здесь имеет место эффект замены, если он превысит отрицательный эффект дохода, то спрос индивида не сократится, а возрастет. 

     Заключение.

Ограничения потребителя в потреблении благ можно выразить при помощи бюджетной линии, характеризующей уровень его дохода, который равняется сумме количества потребленных благ с учетом цен этих благ. Отношение цен данных благ определяет наклон бюджетной линии.

Точка касания бюджетной линии и максимально высокой кривой безразличия характеризует равновесие потребителя. Любая кривая безразличия, которая находится выше этой точки касания, недосягаема для данного уровня дохода потребителя. Любая кривая безразличия, которая находится ниже, будет неоптимальна для данного потребителя, потому что он может себе позволить и более высокий уровень полезности. Частные случаи равновесия возникают в случаях товаров-субститутов и комплементов.

Увеличение  дохода потребителя характеризуется  параллельным сдвигом бюджетной линии вправо и вверх. Соответственно, точка равновесия потребителя также смещается вправо и вверх, потому что потребитель может себе позволить «переместиться» с одной кривой безразличия на более высокую, от одного уровня полезности к более высокому. Если соединить эти точки одной линии - мы получим кривую «доход-потребление» для данного потребителя. Эта кривая также называется кривой уровня жизни.

Кривые  Энгеля характеризуют потребление  благ первой необходимости (продовольственных) и благ вторичных (промышленных и высококачественных) в зависимости от уровня дохода потребителя. При повышении уровня дохода потребителя потребление вторичных благ начинает преобладать над потреблением благ первой необходимости.

Изменение цен на одно из потребляемых благ вызывает изменение наклона бюджетной линии, что также вызывает перемещение равновесной точки потребления. Если соединить эти точки - мы получим кривую «цена-потребление». На основании этой кривой формируется кривая спроса потребителя на данный товар. Теория потребления - важная составляющая теории микроэкономики. Поведение потребителя является одной из ключевых характеристик ситуации на рынке. 

Список литературы 

1. Авдашева С., Розанова Н. Подходы к классификации рыночных 
структур в экономике России // Вопр. Эконом. – 2005.

2. Козырев В.М. Основы 
современной экономики: учебник для вузов. – 2-е издание перераб. и дополненное. 
М., 2000 г.

3. Рыночная система и её функционирование. Макконелл К.Р., Брю С.Л. 
М., 2001.

4. Хейлбронер Р., Тороу Л. Экономика для всех. Новосибирск, 
2004.

5. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. 
наук проф. А.С. Булатова. - М.: Юристъ, 2005.

6. Экономическая теория: Учебник 
для вузов / Под. ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. - СПб.: Изд. СПбГУЭФ, 
Питер-Ком, 2003.

7.Макконел К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Т.2. – М.: Республика, 1992. – 400с. Микроэкономика: Учеб. пособие / М.И. Плотницкий, А.К. Корольчук, Л.В. Лемешевская, М.К. Радько; Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: Новое знание, 2002. 8.Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для ВУЗов. – М.: ”Дашков и Ко”,2003.

9.Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. – М.: Инфра – М., 2000.

10.Основы экономической теории: Учеб. пособие / В.Л. Клюня, М.Л. Зеленкевич, Н.В. Черченко и др.; Под ред. В.Л. Клюни. – Мн.: НКФ «Экоперспектива», 1996.

11.Экономическая теория: Пособие для преподавателей и аспирантов. / Под ред. Н.И. Базылева, С.П. Гурко. – Мн.: Экоперспектива, 2002 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                           Домашний адрес :

                       213510Могилевская обл,

                       Кричевский р-н,

                       д. Красная Буда

                    ул. Клубная д.8а кв.4 

Информация о работе Теория потребления