Основные теории потребления

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:36, курсовая работа

Описание работы

В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:1
- личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение;
- психологические факторы (например, избирательное запоминание);

Содержание

Введение 3 1.Сущность теории потребления 6
2.Равновесие в потреблении 17
3.Реакция потребления на изменение доходов и цен 20
4.Принцип рационального поведения потребителя 23
5.Потребительские предпочтения в России 25
Заключение 29
Список используемых источников

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ!!! Основные теории потребления.doc

— 1,010.00 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования  «Казанский (Приволжский)

федеральный университет»

 

 

 

 

Институт экономики и финансов

 

 

 

Кафедра микроэкономики

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Микроэкономика»

 

Тема «Основные теории потребления»

 

 

 

 

 

 

 

Автор курсовой работы  Гарайшина  Ю.А.

Группа                        129

Научный руководитель    Мингатин М.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2011

               Содержание

 

Введение                                                                                                     3 1.Сущность теории потребления                                                             6                                 

2.Равновесие в потреблении                                                                     17

3.Реакция потребления на изменение  доходов и цен                               20

4.Принцип рационального поведения  потребителя                                 23

5.Потребительские предпочтения  в России                                             25

Заключение                                                                                               29

Список используемых источников                                             31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

 

В процессе своей жизнедеятельности  человек приобретает товары и  услуги. Целью подобного потребления  является получение удовольствия и  удовлетворения потребностей.

Проблема выбора является одной  из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:1

- личностные факторы: возраст,  этап жизненного цикла, экономическое  положение;

- психологические факторы (например, избирательное запоминание);

- культурные факторы;

- социальные факторы. 

Данные вопросы с экономической  точки зрения решаются в рамках теории потребления. Теория потребления изучает  принципы рационального поведения  покупателей на рынке товаров  и услуг и объясняет, как он осуществляет выбор рыночных благ.

Основной целью функционирования экономики была и остается задача удовлетворения потребностей людей. Сегодня как никогда ясно, что без решения социальных проблем невозможно движение экономики современной России в поступательном направлении. Состояние потребления населения остается жестким ограничением в проведении радикальных реформ. Как сказано в недавнем послании президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, «Россия – это, прежде всего, люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти». Поэтому следует обратить особое внимание на потребление. Как главная и непосредственная цель любого производства оно является постоянным и непреходящим объектом внимания экономистов всех времен, а теория потребления постоянно требует своего дальнейшего развития. Глубина кризиса национальной экономики и его продолжительность демонстрируют необходимость переосмысления роли и места в экономике различных сфер воспроизводства, поиска экономической модели, соответствующей российским реалиям.

Между тем, основное внимание в последнее  время в российских научных исследованиях, как и в предшествующие годы, уделяется  вопросам развития производства и инвестированию как мотору экономического роста, становлению  и развитию рыночной инфраструктуры. Проблемы потребителей не находят достаточного теоретического объяснения. В то же время оказалось, что для современной России характерны нерациональное поведение потребителей, превышение расходов над доходами при ограниченности доходов, преобладание «поиска» над «выбором» в экономическом поведении, неустойчивость предпочтений, возрастающая натурализация потребления и другие явления, не находящие объяснения в рамках традиционной экономической теории. Резко сократился объем потребления общедоступных общественных благ, гарантированная социальная помощь свелась к критическому минимуму. Эти печальные обстоятельства требуют повышенного внимания как к теоретическим аспектам потребления, так и к анализу практики потребления в историческом и национальном контексте России. Предполагалось, что рыночные реформы позволят не только сохранить существовавший в предшествующий исторический период уровень потребления населения, но и существенно и в относительно короткие сроки его превзойти. Этого, однако, не произошло.

Приходится констатировать, что  состояние, в котором находится  потребление граждан России, свидетельствует  о том, что экономика, развивающаяся  на основе как прошлых, так и новейших теорий, не отличается высокой эффективностью, а имеющиеся теоретические заделы пока не дают ответа на вопросы о природе процессов, происходящих в сфере потребления. Поэтому представляется правомерным расширение рамок исследования и привлечение новых методов с целью поиска социально-экономической модели, адекватной исторической и национальной специфике России.

Учитывая сложность и системность  кризиса, поразившего Россию, применение одной, пусть даже и верной для  определенных условий теории, не может  достоверно объяснить происходящие в стране процессы. Принимая во внимание недостаточную теоретическую разработанность проблем потребления в условиях современной реформируемой России, их дискуссионный характер, в данной курсовой работе сделана попытка комплексной систематизации накопленных знаний и рассмотрения различных подходов к изучению потребления.

Необходимость исследования этих и  других проблем, большая значимость поднимаемых теоретических и  практических вопросов определили выбор  темы, формулировку цели и постановку задач курсовой работы.

Целью данной работы является анализ особенностей различных теорий потребления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ теории потребления  в экономической литературе;

- рассмотреть основание теории  потребления;

- выявить особенности кейнсианской  теории потребления;

- проанализировать альтернативные  теории потребления;

- охарактеризовать законы, объясняющие  поведение потребителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

         1.Сущность теории потребления

 

Потребление - последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, следовательно, в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления:2

- потребление для воспроизведения  новых благ, т.е. потребление различного  рода капиталов, которые уничтожаются  в процессе производства, но ценность, которых восстанавливается в создаваемом продукте. Непроизводительным такое потребление бывает тогда, когда какое-нибудь хозяйственное благо тратится в большем количестве, чем это требуется по принципу хозяйственности (достижения наибольших результатов при наименьших пожертвованиях) - например, употребление двух лошадей при пахании, когда достаточно одной;

- потребление для непосредственного  удовлетворения потребностей человека. При нормальном состоянии народного  хозяйства потребление имеет  тенденцию находиться в равновесии  с производством; все произведенные  блага должны выполнить свое  назначение - должны быть потреблены людьми.

Основной инструмент изучения разного  рода явлений – агрегирование. Это  является особенностью макроэкономики, т. е. здесь не рассматривается цена на отдельный вид товара, а берется  агрегированный показатель: уровень  цен или темп инфляции, дефлятор ВВП, индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции. Вместо спроса на отдельные товары будем рассматривать агрегированный показатель совокупного спроса, а вместо предложения – агрегированный показатель совокупного предложения.

 

Во всей экономике можно выделить 4 агрегированных субъекта:3

1. Сектор домашних хозяйств.

2. Предпринимательский сектор.

3. Государственный сектор.

4. Иностранный сектор.

Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы предельной полезности. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот начальный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена. При этом в основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека и мотивы его поведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своем анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.

В основе современной теории потребления  лежат следующие методологические принципы: во-первых, свобода выбора и суверенитет потребителя. На первый взгляд может показаться, что главными действующими субъектами в экономической системе являются производители, ведь именно они определяют объем и структуру производства, имеют возможность оказывать влияние на уровень цен на товары и услуги, а результатом их эффективной деятельности является возможность получения прибыли. В таких условиях допустимо производство лишь такого товара, который может быть продан на рынке по цене, превышающей издержки производства. Именно в этом моменте и смещается акцент со сферы производства к сфере потребления. Отдал потребитель за товар определенную сумму денег, да еще такую, что превысит издержки производства, значит, производитель получит прибыль и сможет продолжать свою деятельность. В ином случае он не реализует свой товар, потерпит убытки, и, в конце концов, разорится. Именно по этой причине экономисты говорят о суверенитете потребителя, то есть возможности влиять на объем и структуру производства посредством формирования спроса на конкретные товары и услуги.

Необходимым моментом суверенитета потребителя  выступает свобода потребительского выбора. В действительности часто встречаются ограничения такого рода свободы. Причем они могут быть весьма различными по масштабам и формам: от жесткого нормирования потребления определенных благ (то есть введения карточной системы) до законодательного запрещения производства и потребления какого-либо вида товаров. В основе этих ограничений могут лежать весьма разнообразные мотивы: чрезвычайные обстоятельства (голод, война), желание уберечь население от вредного блага (алкоголь, наркотики, сигареты), стремление обеспечить гражданам равенство в потреблении. Результатом же такого рода действий станет отказ от принципа суверенитета потребителя. Люди уже не смогут сигнализировать производителю о своем отношении к конкретным товарам и услугам, и передавать ему ту сумму денежных средств, которую сочтут нужной. Производитель же не сможет расширить производство тех благ, которые нужнее всего потребителю. Все решения о производстве будут приниматься административными органами, исходя из их собственных предпочтений.

Необходимо заметить, что свобода потребительского выбора является необходимым, но недостаточным условием суверенитета потребителя.4 Наиболее распространенными способами ограничения суверенитета являются потоварные налоги и дотации. Если, например, потребитель заплатил за товар 10 млн. р., из которых 3 млн. будут изъяты в бюджет, то в этом случае к производителю поступит гораздо меньшая сумма денег, чем в случае отсутствия указанного налога. К подобному результату приводит механизм дотаций производителю - производство осуществляется на прежнем уровне или даже на более высоком, однако это происходит не по решению потребителя, а по указанию административных органов.

Во-вторых, принцип рационального поведения человека в экономике. Считается, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, то есть знает, что ему нравится больше, а что меньше. Из множества товарной массы индивид стремится выбрать наиболее предпочтительный товар или их набор, а также объем этого выбора. Это предположение и носит название гипотезы рациональности. Термин «рациональность» не стоит толковать в таком плане, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов любимому человеку, нерационален, а индивид, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста они оба ведут себя рационально, если они только на самом деле самостоятельно выбрали для себя эти варианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как «полезность», то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.

Информация о работе Основные теории потребления