Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 07:36, курсовая работа
В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:1
- личностные факторы: возраст, этап жизненного цикла, экономическое положение;
- психологические факторы (например, избирательное запоминание);
Введение 3 1.Сущность теории потребления 6
2.Равновесие в потреблении 17
3.Реакция потребления на изменение доходов и цен 20
4.Принцип рационального поведения потребителя 23
5.Потребительские предпочтения в России 25
Заключение 29
Список используемых источников
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский)
федеральный университет»
Институт экономики и финансов
Кафедра микроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Микроэкономика»
Тема «Основные теории потребления»
Автор курсовой работы Гарайшина Ю.А.
Группа 129
Научный руководитель Мингатин М.Г.
Казань 2011
Содержание
Введение
2.Равновесие в потреблении
3.Реакция потребления на
4.Принцип рационального
5.Потребительские
Заключение
Список используемых источников
Введение
В процессе своей жизнедеятельности человек приобретает товары и услуги. Целью подобного потребления является получение удовольствия и удовлетворения потребностей.
Проблема выбора является одной из центральных в современной экономической науке. На выбор потребителя влияют:1
- личностные факторы: возраст,
этап жизненного цикла,
- психологические факторы (
- культурные факторы;
- социальные факторы.
Данные вопросы с
Основной целью функционировани
Между тем, основное внимание в последнее время в российских научных исследованиях, как и в предшествующие годы, уделяется вопросам развития производства и инвестированию как мотору экономического роста, становлению и развитию рыночной инфраструктуры. Проблемы потребителей не находят достаточного теоретического объяснения. В то же время оказалось, что для современной России характерны нерациональное поведение потребителей, превышение расходов над доходами при ограниченности доходов, преобладание «поиска» над «выбором» в экономическом поведении, неустойчивость предпочтений, возрастающая натурализация потребления и другие явления, не находящие объяснения в рамках традиционной экономической теории. Резко сократился объем потребления общедоступных общественных благ, гарантированная социальная помощь свелась к критическому минимуму. Эти печальные обстоятельства требуют повышенного внимания как к теоретическим аспектам потребления, так и к анализу практики потребления в историческом и национальном контексте России. Предполагалось, что рыночные реформы позволят не только сохранить существовавший в предшествующий исторический период уровень потребления населения, но и существенно и в относительно короткие сроки его превзойти. Этого, однако, не произошло.
Приходится констатировать, что состояние, в котором находится потребление граждан России, свидетельствует о том, что экономика, развивающаяся на основе как прошлых, так и новейших теорий, не отличается высокой эффективностью, а имеющиеся теоретические заделы пока не дают ответа на вопросы о природе процессов, происходящих в сфере потребления. Поэтому представляется правомерным расширение рамок исследования и привлечение новых методов с целью поиска социально-экономической модели, адекватной исторической и национальной специфике России.
Учитывая сложность и
Необходимость исследования этих и других проблем, большая значимость поднимаемых теоретических и практических вопросов определили выбор темы, формулировку цели и постановку задач курсовой работы.
Целью данной работы является анализ особенностей различных теорий потребления. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ теории
- рассмотреть основание теории потребления;
- выявить особенности
- проанализировать
- охарактеризовать законы, объясняющие поведение потребителя.
1.Сущность теории потребления
Потребление - последняя стадия в процессе движения всякого предмета, созданного человеческим трудом (т, е. хозяйственных благ); оно заключается в использовании человеком полезности, заключающейся в хозяйственном благе, и, следовательно, в уничтожении произведенного блага (но не материи, из которой оно состоит). Экономисты различают два вида потребления:2
- потребление для
- потребление для
Основной инструмент изучения разного рода явлений – агрегирование. Это является особенностью макроэкономики, т. е. здесь не рассматривается цена на отдельный вид товара, а берется агрегированный показатель: уровень цен или темп инфляции, дефлятор ВВП, индекс потребительских цен, индекс цен промышленной продукции. Вместо спроса на отдельные товары будем рассматривать агрегированный показатель совокупного спроса, а вместо предложения – агрегированный показатель совокупного предложения.
Во всей экономике можно выделить 4 агрегированных субъекта:3
1. Сектор домашних хозяйств.
2. Предпринимательский сектор.
3. Государственный сектор.
4. Иностранный сектор.
Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы предельной полезности. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот начальный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена. При этом в основе поведения хозяйствующих субъектов лежит психология конкретного человека и мотивы его поведения. Приоритет конкретного индивида привел к тому, что экономисты в своем анализе стали исходить из приоритета потребления над производством.
В основе современной теории потребления
лежат следующие
Необходимым моментом суверенитета потребителя
выступает свобода
Необходимо заметить, что свобода потребительского выбора является необходимым, но недостаточным условием суверенитета потребителя.4 Наиболее распространенными способами ограничения суверенитета являются потоварные налоги и дотации. Если, например, потребитель заплатил за товар 10 млн. р., из которых 3 млн. будут изъяты в бюджет, то в этом случае к производителю поступит гораздо меньшая сумма денег, чем в случае отсутствия указанного налога. К подобному результату приводит механизм дотаций производителю - производство осуществляется на прежнем уровне или даже на более высоком, однако это происходит не по решению потребителя, а по указанию административных органов.
Во-вторых, принцип рационального поведения человека в экономике. Считается, что каждый потребитель имеет свою субъективную шкалу предпочтений, то есть знает, что ему нравится больше, а что меньше. Из множества товарной массы индивид стремится выбрать наиболее предпочтительный товар или их набор, а также объем этого выбора. Это предположение и носит название гипотезы рациональности. Термин «рациональность» не стоит толковать в таком плане, что человек, истративший весь свой доход на покупку цветов любимому человеку, нерационален, а индивид, отложивший деньги на автомобиль, рационален. С точки зрения экономиста они оба ведут себя рационально, если они только на самом деле самостоятельно выбрали для себя эти варианты. Ученые не оценивают шкалу предпочтений потребителя, для них важен лишь тот факт, что она реально существует и человек пытается получить максимум удовлетворения в соответствии со своим доходом. Если мы обозначим это удовлетворение вслед за теорией предельной полезности как «полезность», то принцип рациональности потребителя можно сформулировать следующим образом: при заданных ценах и доходе потребитель стремится распределить свои денежные средства так, чтобы получить максимум полезности.