Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 12:29, реферат

Описание работы

Каждый из нас как потребитель ежедневно соприкасается с проблемой выбора: с какого набора блюд укомплектовать свой обед в студенческой столовой, ехать к академии троллейбусом, автобусом или маршрутным такси, какую приобрести книгу по экономике? Иногда мы делаем выбор, совсем не задумываясь, почему он оказался именно таким. Это происходит как бы подсознательно. На самом деле же потребительский выбор поддается достаточно эффективному моделированию; существует также целый раздел микроэкономики, который объясняет поведение потребителя, механизм выбора того или иного набора продуктов, что он готов приобрести на рынке. Задача этой темы - изложить основные положения теории потребительского выбора, то есть дать научные пояснения поэтому, как потребитель расходует свой доход для максимизации удовлетворения.

Работа содержит 1 файл

теория потребительского поведения.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

 

 

2.3. Бюджетные  ограничения

 

Как уже отмечалось, выбор  потребителя зависит не только от его вкусов и преимуществ, но и  от бюджета. Бюджет - это количество денег, доступное для расходования потребителю в определенный период времени. Доход потребителя и покупательная сила денег (то есть цены товаров) определяют бюджетные ограничения потребителя.

Для анализа влияния  бюджетных ограничений на выбор  потребителя введем некоторые ограничения:

- весь доход потребитель  расходует только на приобретение  товаров Х и Y. В нашем случае - это котлеты и пирожки;

- потребитель не делает  сбережений и не привлекает  к затратам предыдущие сбережения;

- потребитель не дает  и не берет кредиты.

В этом случае весь доход  потребителя (I) будет равен всем  его расходам:

 

                                      I = Px*Qx + Pу *Qy,                                                  (2.6)

 

где   Рx и Рy - цены, соответственно, котлет и пирожков.

Уравнение 2.6 позволяет обнаружить такие наборы товаров Х и Y, для приобретения которых потребитель израсходует одинаковые средства. При условии, что I = 10 грн., Рx = 1 грн., а Рy = 0,5 грн., варианты возможных наборов приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Наборы товаров, которые могут быть приобретенные при определенных бюджетных ограничениях

 

 

Наборы товаров

 

N1

 

N2

 

N3

 

N4

 

N5

 

N6

Котлеты

10

8

6

4

2

0

Пирожки

0

4

8

12

16

20


 

Эту зависимость можно изобразить графически (рис. 2.5). Линия бюджетных ограничений, представленная на этом графике, показывает все те наборы товаров Х и Y, которые бюджет потребителя позволяет ему приобрести. Если потребитель захочет приобрести набор, отвечающий координатам точки N7, то бюджет не позволит ему этого сделать; если же он остановится на наборе N8, то не израсходует все средства, которые в него есть.


                          Qy   

                       I/Рy  N1


 

 

                                         N2


 

                                  N8 ·        N3   · N7

                                                                                    


 

                                                       N4                              


 

                                                              N5

        I/Рx        Qx                        Рис. 2.5. Линия бюджетных ограничений


 

Поскольку линия бюджетных ограничений  прямая, то она имеет постоянный наклон, что можно выразить через  предельную норму замещения (MRS):

 

                                    MRS = - DQy/DQx = Px/Py .                                    (2.7)

 

Чем круче линия бюджетного ограничения, тем большим количеством  товара Y нужно пожертвовать для получения дополнительной единицы товара Х.

Изменение дохода и изменение цен  на товары изменяет положение линии бюджетного ограничения. Если изменяется доход, то кривая передвигается вправо (увеличение дохода) или влево (уменьшение дохода). При этом угол наклона линии остается неизменным. Наоборот, если изменяется цена на продукт, то это приводит к изменению угла наклона линии: он увеличивается при возрастании  цен на товар Х и уменьшении цен на товар Y и уменьшается, если на рынке складывается противоположная ситуация (рис. 2.6 ).

Построение кривой безразличия  потребителя и линии его бюджетных  ограничений позволяет определиться с положением равновесия потребителя.

 

2.4. Равновесие потребителя

 

Потребитель максимизирует полезность при наличии определенных бюджетных  ограничений. Поэтому задачей модели поведения потребителя выступает  пояснение того, как на его выбор влияют вкус, доход и цены на товары. Для наглядной демонстрации процесса выбора совместим на одном графике карту кривых безразличия и линию бюджетных ограничений какого-то потребителя.

 

Qy                                      Qy                                   Qy







 


                                      Qх                                  Qx                                     Qx

    а) изменение дохода;                            б) уменьшение цен                 в) возрастание цен

                                                                  на товар Х                             на товар Y

                      Рис. 2.6 Влияние изменений дохода  и цен на положение

                                          линии бюджетных ограничений

 

Как видим (рис. 2.7 ), линия бюджетных  ограничений пересекает кривую безразличия, отвечающую полезности U1 в точках А1 и А2. Это означает, что доход потребителя при максимальном использовании позволяет приобрести как первый, так и второй наборы.  Будет ли это означать, что в точках А1 и А2 потребитель получит максимальную полезность, доступною для него при существующих бюджетных ограничениях. Вероятнее всего, что нет. Ведь любая точка, которая лежит на отрезке А1А2, будет доступная для потребителя и будет иметь полезность большую, чем U1, поскольку больше отдалена от начала координат. Максимальная полезность, доступная при заданном бюджете, достигается тогда, когда потребляется комбинация товаров, отвечающая точке, где бюджетная линия касается наиболее отдаленной  от начала координат кривой безразличия.

 

                          Qy


                          


                                      А1


 

 

                                                  А3                              

                                                                               U3     

                                                                               U2  

                                                                А2           U1     

 


                                                                  І1                          Qx

                                    Рис. 2.7. Равновесие потребителя

Равновесие потребителя отвечает такой комбинации приобретенных товаров, которая максимизирует полезность при заданном бюджетном ограничении. Как только потребитель получает такой набор, у него исчезают стимулы менять его на другой.

Равновесию потребителя можно  дать геометрическое толкование. Если равновесие достигается в точке  соприкосновения линии бюджетных ограничений І1 с кривой безразличия U2, то это означает,  что в точке А3 наклон этих двух линий совпадает (справочно: наклон кривой в любой точке отвечает наклону касательной, проведенной к ней в этой точке). Тогда можно составить такое уравнение:

                                      

                                           MUx / MUy= Px / Py .                                       (2.8 )

Или

 

                                            MUx / Px=MUy / Py.                                       (2.9 )

 

Потребитель, максимизирующий свою полезность, будет покупать два вида товара таким образом, чтобы их предельные полезности в расчете на денежную единицу цены были равны. Этот подход получил название эквимаржинального принципа.

Равновесие потребителя, при котором он приобретет оба товара, называется внутренним. Однако может случиться, что потребитель будет максимизировать свою полезность, остановившись на приобретении лишь одного товара. Такое равновесие считается угловым. Например, кто-то из студентов решил ограничить потребление мучных изделий. Тогда угол наклона кривой безразличия значительно возрастет, и ни в одном месте линия бюджетных ограничений не сможет быть касательной к ней. Равновесие будет достигаться в точке, отвечающей максимально возможному объему котлет, который позволяет приобрести бюджет студента (рис. 2.8).

 

                            Qy


                                           U1      U2

 

                             I1                                                                                                                                

  


                             I2

         


 

                                                                                   Qx


 

                               Рис. 2.8. Угловое равновесие потребителя

 

В приведенном примере угловое  равновесие может превратиться во внутреннее, если  значительно  уменьшатся цены на пирожки или значительно возрастут  цены на котлеты. Если же потребитель  вообще не будет хотеть отказываться от котлет ради пирожков, то кривая безразличия будет иметь вид вертикальной прямой, и переход от  углового равновесия ко внутреннему будет вообще невозможный.

Исключительно угловой равновесие потребителя будет и в том  случае, когда один с товаров является антиблагом, то есть имеющим отрицательное значение полезности для потребителя. В этом случае изменится сам характер кривой безразличия: вместо убывающей она станет возрастающей. Например, какое-либо заболевание вообще не позволяет потреблять мясо. Тогда для потребителя предпочтительнее будет тот набор, где меньше котлет, а равновесие (максимизация полезности) будет достигаться в точке, отвечающей максимальному количеству пирожков, которое позволяет приобрести его бюджет. Ведь потребитель никогда добровольно не приобретет антиблаго. Заметим, что практически каждый товар может превратиться на антиблаго, когда он становится доступным в таком количестве, что полностью удовлетворяет потребности потребителя. Точка, в которой потребитель перестает рассматривать дополнительное потребление как такое, что приносит ему пользу, называется точкой насыщения.

Нужно обратить особое внимание на случай потребления товаров, которые идеально дополняют друг друга, то есть, когда эффективное потребление одного товара без определенного количества другого вообще невозможное. Это могут быть автомобили и номерные знаки, ботинки и шнурки к ним и тому подобное. В этом случае ни изменение соотношения цен, ни доход потребителя не будут влиять на соотношение этих товаров в наборе, который избирает потребитель (рис. 2.9 ).

 

 


                      Qy


 

 

                                                                           U3



                                                                          U2


                                                                          U1


 

                                           I1                   I2          I3      Qx


                                                                                 

                Рис. 2.9. Равновесие потребителя для идеально комплементарных благ

 

Теория потребительского выбора имеет  широкое практическое применение. Самой  распространенной сферой ее использования  выступают маркетинговые исследования. Прогнозирование поведения потребителя, понимание механизма принятия ним решение о выборе того или иного набора товаров позволят разрабатывать более эффективную стратегию фирмы и принимать больше обоснованные экономические решения.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

 

Потребительские предпочтения                Предельная норма замещения    

Транзитивность                                           Предельна полезность    

Полезность                                                   Бюджетные ограничения    

Порядково измеримый  продукт                 Линия бюджетных ограничений

Функция полезности                                   Равновесие потребителя

Кривая безразличия                                     Еквимаржинальный принцип         

Карты кривых безразличия                        Угловое равновесие

 

 

 

 

 




Информация о работе Теория потребительского поведения