Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:07, реферат
Экономическая теория и модели потребительского выбора
30 июня 1906 года Президент Рузвельт подписал два билля, ставшие законами: один о пищевых продуктах и медикаментах, запрещающий торговлю между штатами неправильно маркированными и фальсифицированными продуктами, напитками и лекарствами, другой – о санитарной инспекции мяса.
С 1906 по 1927 год за проведением в жизнь закона следило Химическое бюро Министерства сельского хозяйства. В 1927 году Конгресс учредил отдельное агентство с той же функцией: Управление по санитарному надзору за пищевыми продуктами, медикаментами и инсектицидами. Через четыре года название изменилось. В 1940 году Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (ФДА) перешло от Министерства сельского хозяйства к Федеральному агентству социального обеспечения, которое в 1953 году стало Министерством здравоохранения, образования и социального обеспечения.
Хотя принятый в 1906 году Закон о
пищевых продуктах и
В феврале 1936 года в США был создан Союз потребителей – группа профессиональных лидеров, экономистов и юристов выработала устав и согласилась в том, что основной задачей организации будет "снабжение потребителей информацией и советами о товарах и услугах" и "содержание лаборатории для проведения исследований и испытаний". Организация также брала на себя задачу сообщать об условиях работы, при которых эти товары производятся и распространяются.
Успешно развиваются и другие движения, например, в конце 60—х годов возникло направление, связанное с именем юриста Ральфа Нейдера и названное "новым консюмеризмом". Входящие в это направление организации предпочитают методы политической борьбы. Они добиваются принятия законов в пользу потребителей, публикуют разоблачительные материалы в печати, организуют демонстрации, бойкоты недоброкачественных товаров, возбуждают в судах иски против монополий, оказывают юридическую помощь потребителям. 15марта 1962 году Президент США Джон Ф. Кеннеди, выступая перед Конгрессом США, сформулировал последовательный ряд прав потребителей. Он сказал: "Потребители - это все мы. Это крупнейший экономический слой, который воздействует на любое частное или государственное экономическое решение. Но это единственный голос, которого зачастую не слышно".
Американский Президент провозгласил:
В 70-х годах Р. Нейдер основал несколько групп, самая внушительная из них – "Общественный деятель" – насчитывает 50 тысяч платящих взносы членов. Ее исследовательское подразделение по проблемам здравоохранения поддерживает компанию против курения, применения неэффективных лекарств, недобросовестной рекламы медикаментов и химических добавок в пищевых продуктах.
К 80-м годам в США обрело широкую социальную базу экологическое движение. Оно все более вбирает в себя задачи защиты потребителей, поскольку для населения борьба с загрязнением окружающей среды и снижением экологического риска означает не угрожающие здоровью условия труда и отдыха, чистые продукты питания и безопасные потребительские товары. Деятельность потребительских организаций заставляет производителей не только давать более правдивую информацию о товарах и видах обслуживания, но и предлагать свои экологические программы.
В настоящее время
Потребительское движение в странах ЕЭС.
Европейским экономическим сообществом накоплен большой опыт по защите прав потребителей. Этот опыт представляется весьма полезным для стран, в которых как в России, законодательство о защите прав потребителей появилось совсем недавно.
Первой организацией потребителей
был Потребительский Совет
Договор о создании ЕЭС 1957года (Римский
договор) практически не содержал положений,
которые прямо касались бы защиты
прав потребителей. В наиболее общей
форме потребность в
Идея защиты прав потребителей на уровне Сообщества, а не только на национальном уровне стран-участниц возникла в 1961году, когда впервые, четыре года спустя после заключения Договора о создании ЕЭС, представители национальных обществ потребителей собрались в помещении Комиссии Европейских сообществ. В 1973 г. в рамках Комиссии ЕЭС был создан специальный орган – Консультативный комитет по защите прав потребителей. Официально политика защиты прав потребителей в рамках ЕЭС была создана одновременно с принятием в 1975 г. Первой программы действий по защите прав потребителей. Основные принципы и нормы Римского договора дополнены положениями, содержащимися в Едином европейском акте, ратифицированном парламентами всех стран-участниц и вступившими в силу с 1июля 1987года. Расширение ЕЭС до объединенного рынка без границ ставит задачу совершенствовать национальное законодательство в направлении повышения уровня защиты прав своих граждан, включая защиту прав граждан – потребителей.
На международном уровне защита
прав потребителей привела к созданию
в 1960 году Международной организации
потребительских союзов. МОПС был
создан пятью потребительскими союзами
(СЩА, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия)
и её членами могут быть частные
независимые организации и
Общемировое признание права потребителей получили в резолюции Генеральной ассамблеи ООН № 39/248 от 9 апреля 1985 г., которая закрепила 8 прав потребителей:
Защита прав потребителей в СССР и России. 22 мая 1991года был принят Закон СССР "О защите прав потребителей", который, однако, в связи с распадом СССР так и не вступил в силу. В условиях образования Содружества независимых государств в ряде республик были приняты законы о защите прав потребителей, для которых союзный закон стал моделью. К таким республиканским законам можно отнести:
В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации целенаправленной политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 г. Закона «О защите прав потребителей». В законе нашла отражение тенденция усиления законодательного регулирования отношений, направленных на охрану прав граждан. Закон закрепил важнейшие международно признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и другие.
Национальная политика в сфере
защиты прав потребителей заняла прочные
позиции в социально-
В России под национальной системой
защиты прав потребителей принято понимать
совокупность федеральных органов
исполнительной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений
потребителей, полномочия которых в
рассматриваемой области
Главным федеральным органом по защите прав потребителей является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Российской Федерации (МАП РФ).В министерстве действует Управление по защите прав потребителей. МАП РФ имеет территориальные управления, расположенные в областных и краевых центрах. МАП России осуществляют государственный контроль соблюдения законов и иных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей. Министерство и его территориальные органы имеют право по определенной процедуре рассматривать дела о нарушениях прав потребителей, выдавать предписания об устранении этих нарушений и налагать на нарушителей штрафы, предъявлять в суд иски в интересах потребителей, принимать решения об отзыве товаров, которые могут быть опасны для жизни и здоровья потребителей.
Департамент
потребительского рынка и услуг
города Москвы является отраслевым органом
исполнительной власти г. Москвы, подведомственным
Правительству Москвы, обеспечивающим
проведение политики города Москвы в
сфере розничной торговли, общественного
питания и бытового обслуживания
населения. Департамент в своей
деятельности руководствуется Конституцией
Российской Федерации, международными
договорами Российской Федерации, федеральными
законами, иными федеральными нормативными
правовыми актами, Уставом города
Москвы, другими законами города Москвы,
иными нормативными правовыми актами
города Москвы. Департамент осуществляет
свою деятельность во взаимодействии
с федеральными органами исполнительной
власти, органами исполнительной власти
города Москвы, органами местного самоуправления,
организациями и общественными
объединениями. Департамент координирует
деятельность других органов власти
города Москвы, в том числе префектур
и управлений районов, контролирующих
органов в сфере
Библиографический список
1. Бартенев С.А. История экономических учений.-М.: Юристь, 2005
2. Ф.А. Хайек. Карл Менгер.- М.: Территория будущего. 2007
3. Гальперин В.М. Микроэкономика. В 2-х томах. Институт "Экономическая школа", Санкт-Петербург, 2004
4. В.С. Автономслз. История экономических учений. 2002
5
Информационно-аналитический
6
Конституция Российской
7. http://potrebitel-khv.ru/
8. Райзберг Б.А.,Лозовский Л.Ш. "словарь современных экономических терминов" М.:Айрис - пресс, 2008
9.
Нуреев Р.М. Курс
10. Экономический журнал ВШЭ. Пени