Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:07, реферат
Экономическая теория и модели потребительского выбора
Свой анализ Джевонс начинает с того случая, когда во взаимоотношения вступают два "торговых партнера" или два индивидуума, а запас благ является неизменным; раз обмен между ними начался, они будут вести торг до тех пор, пока не достигнуто равновесие. Исходя из этого, Джевонс заключил, что сложившееся в процессе обмена соотношение между товарами равно обратному отношению конечных полезностей соответствующих товаров. Но само понятие торговых партнеров содержало определенные теоретические проблемы. Уравнения Джевонса, подразумевают для группы лиц, участвующих в обмене, некую коллективную предельную полезность - понятие, явно невразумительное. Далее, отношения партнеров предполагают ситуацию бесконечного двухстороннего торга, при этом совершенно не учитывается существующая в действительности всеобщая конкуренция, которая выступает в качестве краеугольного камня теории, когда она распространяется на всех участник обмена.
Основной постулат теории Джевонса гласит, что стоимость порождается предельной полезностью. Другими словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства, как утверждали представители классической школы. Но, добавлял Джевонс, стоимость воплощает в себе конечную степень полезности, на которую влияют и масштабы предложения, а они в свою очередь зависят от издержек производства. Это определенно означает, что субъективные соображения играют определяющую роль лишь в том случае, когда предложение представляет собой определенную фиксированную величину. В результате этого теория, конечно, была применима лишь к кратковременным периодам и оказывалась статичной. Очерчивая основные контуры системы обмена и распределения, Джевонс отвлекается от изменений в численности населения, политических институтах, вкусах потребителей и накоплении капитала.
Однако основным фактором, определяющим стоимость, является полезность, а представление о полезности в свою очередь основывается на бентамовской психологической теории наслаждения и страдания. Наслаждение, писал Джевонс, имеет два измерения: интенсивность и продолжительность. Можно даже различать валовое и чистое наслаждение; для того чтобы определить чистое наслаждение, нужно из валового наслаждения вычесть валовое страдание . С течением времени наслаждение уменьшается, его величина зависит, понятно, от наличного предложения товара, который приносит соответствующий вид наслаждения. Джевонс максимально использовал бентамовскую концепцию измерения наслаждения (хотя и очень сильно ее урезал в плане измерения свойств наслаждения), ему представлялось, что понять мотивы человеческой деятельности фактически можно только исходя из понятий наслаждения и страдания. Но Бентам полагал, что он может на практике измерить комплекс испытываемых наслаждений и страданий, тогда как Джевонс признавал, что это фактически невозможно, поскольку не существует единицы измерения наслаждения или страдания.
Джевонса интересовали ощущения "самого низшего порядка"; исчисление полезности затрагивало обычные человеческие желания. Ему нужна была полезность как таковая, которая служила бы основанием меновой стоимости, а сама определялась бы предельной степенью полезности, то есть самой низшей точкой по шкале убывающей удовлетворенности. Такое понятие в действительности означало то же самое, что и предельная полезность. Джевонс стремился использовать понятие полезности для количественных расчетов. Такое использование понятий наслаждения и полезности, лишено всякого смысла. Наслаждение в лучшем случае можно обнаружить интроспективным путем, его следует учитывать как один из элементов человеческого поведения, однако оно непригодно для экономических расчетов.
Тем не менее, по Джевонсу, порядковое сопоставление наслаждения и страдания представляет достаточно простой способ определения стоимости. Полезность, определяемая как отношение потребителя к потребляемому товару, уменьшается подобно наслаждению, по мере того как количество товара увеличивается. Однако с указанным положением можно согласиться лишь как с некой моментальной фотографией потребления; оно, разумеется, не распространяется на случай повторного использования товара в течение данного промежутка времени. В последнем случае проблема насыщения, по-видимому, может не иметь места, и при повторном потреблении полезность последующих единиц не уменьшается. Представители маржиналистской теории стремились опровергнуть такую интерпретацию; они настойчиво указывали, что даже в таких случаях все же должно происходить насыщение. Проявляя осторожность, Джевонс подчеркивал, что существует различие между общей полезностью и конечной степенью полезности, и определял последнюю как соотношение между приростом полезности, обеспечиваемым последней единицей блага, и приростом общего запаса благ. Мысль Джевонса об отношении двух величин позволяла использовать более гибкий математический аппарат для сравнения результатов потребления при наличии различного запаса благ.
Исходя из сказанного, нетрудно
прийти к следующему заключению: максимум
полезности достигается в том
случае, когда потребитель расходует
свои средства так, что во всех случаях
обеспечивается одна и та же конечная
степень полезности. Допуская вероятность
насыщения в последующий
Хотя Джевонс использовал понятия полезности и редкости для того, чтобы показать, что стоимость определяется различными факторами, все же он по-прежнему как-то выделял труд в качестве "первой цены, первоначальной покупки", с помощью которой расплачиваются за все предметы; труд образует начало всех процессов, которыми, по-видимому, должны заниматься экономисты. Но Джевонс быстро терял из виду "труд", и вскоре снова брало верх первоначальное стремление автора рассматривать психологические факторы в качестве определяющей экономической силы. Создавалось впечатление, что, по Джевонсу, индивидуум действует в одиночку и на него не оказывают влияния общественные отношения, существующие в связи с наличием рынка. Общественное влияние, которому подвергается человек, многообразно и сложно, оно обусловливает такое явление, как потребительский выбор. Последний не носит нейтрального характера, как это предполагается в теории Джевонса, ибо потребительский выбор в значительной мере зависит от одной из важнейших социально-экономических сил - существующей структуры распределения доходов. Стало быть, проблема мотивации хозяйственной деятельности должна корениться в институциональных условиях. В противном случае теория попросту формальна и лишена своего содержания. [4, с. 65]
2 Анализ потребительского поведения в России и развитых странах
2.1 Потребительская корзина в России
Что такое потребительская корзина в России? Потребительская корзина (состав потребительской корзины, товары потребительской корзины, перечень потребительской корзины) – это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Так определяет понятие российской потребительской корзины Федеральный Закон Российской Федерации от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. Потребительская корзина и прожиточный минимум: в соответствие с данным законом стоимостная оценка потребительской корзины (стоимость потребительской корзины) является величиной прожиточного минимума. Необходимо отметить, что определение величины прожиточного важно для установления минимального размера оплаты труда.[5]
Как отметил Конституционный Суд РФ в своем Определении от 22.01.2004 N 12-О, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из необходимости удовлетворения минимальных жизненных потребностей и имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. [6,c 4,9]
Для определения минимального набора продуктов питания (продуктов потребительской корзины), непродовольственных товаров и услуг в субъектах Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления.
Потребительская корзина
в целом по Российской Федерации
устанавливается федеральным
Что входит в потребительскую
корзину в 2011 году в России? Структура
потребительской корзины
Таблица 1Основные составляющие потребительской корзины это продукты питания:
1. Продукты питания | ||||
Наименование |
Единица измерения |
Объем потребления (в среднем на одного человека в год) | ||
Трудоспособное население |
пенсионеры |
Дети | ||
Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые) |
Кг |
133,7 |
103,7 |
84,0 |
Картофель |
Кг |
107,6 |
80,0 |
107,4 |
Овощи и бахчевые |
Кг |
97,0 |
92,0 |
108,7 |
Фрукты свежие |
Кг |
23,0 |
22,0 |
51,9 |
Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар |
Кг |
22,2 |
21,2 |
25,2 |
Мясопродукты |
Кг |
37,2 |
31,5 |
33,7 |
Рыбопродукты |
Кг |
16,0 |
15,0 |
14,0 |
Молоко и молокопродукты в пересчете на молоко |
Кг |
238,2 |
218,9 |
325,2 |
Яйца |
Штука |
200,0 |
180,0 |
193,0 |
Масло растительное, маргарин и другие жиры |
Кг |
13,8 |
11,0 |
10,0 |
Прочие продукты (соль, чай, специи) |
Кг |
4,9 |
4,2 |
3,6 |
Российская потребительская корзина на 2011 год осталась прежней.
Федеральный закон Российской
Федерации от 8 декабря 2010 года N 332-ФЗ
«О потребительской корзине в
целом по Российской Федерации в
2011 - 2012 годах» вновь установил
Несмотря на то, что нормативы
прожиточного минимума должны утверждаться
не реже одного раза в пять лет, показатели
потребительской корзины на 2011-2012
годы не изменились. По заявлениям экспертов,
это связано с тем, что Правительством
Российской Федерации разрабатывается
новая методика расчета. Страна будет
переходить от нормативного метода к
нормативно-статистическому
2.2 Потребительское движение в США, ЕС, России
Потребительское движение в США.
Потребительское
движение зародилось в США в начале
ХХ века. Особая роль в защите прав потребителей
принадлежит различным
В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели социального и экономического характера. В Лиге были выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый Белый список.
В 1905 году Президент США Теодор Рузвельт направил в Конгресс послание:
"Я рекомендую принять закон,
который бы касался межштатной
торговли неправильно