Теория потребительского поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 16:07, реферат

Описание работы

Экономическая теория и модели потребительского выбора

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 83.74 Кб (Скачать)

Свой анализ Джевонс начинает с того случая, когда во взаимоотношения вступают два "торговых партнера" или два индивидуума, а запас благ является неизменным; раз обмен между ними начался, они будут вести торг до тех пор, пока не достигнуто равновесие. Исходя из этого, Джевонс заключил, что сложившееся в процессе обмена соотношение между товарами равно обратному отношению конечных полезностей соответствующих товаров. Но само понятие торговых партнеров содержало определенные теоретические проблемы. Уравнения Джевонса, подразумевают для группы лиц, участвующих в обмене, некую коллективную предельную полезность - понятие, явно невразумительное. Далее, отношения партнеров предполагают ситуацию бесконечного двухстороннего торга, при этом совершенно не учитывается существующая в действительности всеобщая конкуренция, которая выступает в качестве краеугольного камня теории, когда она распространяется на всех участник обмена.

Основной постулат теории Джевонса гласит, что стоимость порождается предельной полезностью. Другими словами, главным фактором, определяющим меновую стоимость, является спрос, а не издержки производства, как утверждали представители классической школы. Но, добавлял Джевонс, стоимость воплощает в себе конечную степень полезности, на которую влияют и масштабы предложения, а они в свою очередь зависят от издержек производства. Это определенно означает, что субъективные соображения играют определяющую роль лишь в том случае, когда предложение представляет собой определенную фиксированную величину. В результате этого теория, конечно, была применима лишь к кратковременным периодам и оказывалась статичной. Очерчивая основные контуры системы обмена и распределения, Джевонс отвлекается от изменений в численности населения, политических институтах, вкусах потребителей и накоплении капитала.

Однако основным фактором, определяющим стоимость, является полезность, а представление о полезности в свою очередь основывается на бентамовской психологической теории наслаждения и страдания. Наслаждение, писал Джевонс, имеет два измерения: интенсивность и продолжительность. Можно даже различать валовое и чистое наслаждение; для того чтобы определить чистое наслаждение, нужно из валового наслаждения вычесть валовое страдание . С течением времени наслаждение уменьшается, его величина зависит, понятно, от наличного предложения товара, который приносит соответствующий вид наслаждения. Джевонс максимально использовал бентамовскую концепцию измерения наслаждения (хотя и очень сильно ее урезал в плане измерения свойств наслаждения), ему представлялось, что понять мотивы человеческой деятельности фактически можно только исходя из понятий наслаждения и страдания. Но Бентам полагал, что он может на практике измерить комплекс испытываемых наслаждений и страданий, тогда как Джевонс признавал, что это фактически невозможно, поскольку не существует единицы измерения наслаждения или страдания.

Джевонса интересовали ощущения "самого низшего порядка"; исчисление полезности затрагивало обычные человеческие желания. Ему нужна была полезность как таковая, которая служила бы основанием меновой стоимости, а сама определялась бы предельной степенью полезности, то есть самой низшей точкой по шкале убывающей удовлетворенности. Такое понятие в действительности означало то же самое, что и предельная полезность. Джевонс стремился использовать понятие полезности для количественных расчетов. Такое использование понятий наслаждения и полезности, лишено всякого смысла. Наслаждение в лучшем случае можно обнаружить интроспективным путем, его следует учитывать как один из элементов человеческого поведения, однако оно непригодно для экономических расчетов.

Тем не менее, по Джевонсу, порядковое сопоставление наслаждения и страдания представляет достаточно простой способ определения стоимости. Полезность, определяемая как отношение потребителя к потребляемому товару, уменьшается подобно наслаждению, по мере того как количество товара увеличивается. Однако с указанным положением можно согласиться лишь как с некой моментальной фотографией потребления; оно, разумеется, не распространяется на случай повторного использования товара в течение данного промежутка времени. В последнем случае проблема насыщения, по-видимому, может не иметь места, и при повторном потреблении полезность последующих единиц не уменьшается. Представители маржиналистской теории стремились опровергнуть такую интерпретацию; они настойчиво указывали, что даже в таких случаях все же должно происходить насыщение. Проявляя осторожность, Джевонс подчеркивал, что существует различие между общей полезностью и конечной степенью полезности, и определял последнюю как соотношение между приростом полезности, обеспечиваемым последней единицей блага, и приростом общего запаса благ. Мысль Джевонса об отношении двух величин позволяла использовать более гибкий математический аппарат для сравнения результатов потребления при наличии различного запаса благ.

Исходя из сказанного, нетрудно прийти к следующему заключению: максимум полезности достигается в том  случае, когда потребитель расходует  свои средства так, что во всех случаях  обеспечивается одна и та же конечная степень полезности. Допуская вероятность  насыщения в последующий период, этот принцип можно применять  также и к потреблению благ в будущем, хотя такой процесс  обычно представляется далеким и  неопределенным. Джевонс полагал, что максимальное удовлетворение человек получит при потреблении запаса товаров в настоящее время, тем самым сравнительно большая полезность связывается с немедленным их использованием. Эту особенность Джевонс считал универсальным свойством, которое он приписывал человеческому нетерпению. Однако теория полезности в трактовке Джевонса содержала так много двусмысленностей, а ее исходные посылки носили столь очевидный гедонистический (ибо использовался расчет для «низших человеческих желаний) характер, что впоследствии экономисты стремились избегать расчетов наслаждения и страдания, они использовали технику Джевонса, но отсекали при этом ее психологическую основу.

Хотя Джевонс использовал понятия полезности и редкости для того, чтобы показать, что стоимость определяется различными факторами, все же он по-прежнему как-то выделял труд в качестве "первой цены, первоначальной покупки", с помощью которой расплачиваются за все предметы; труд образует начало всех процессов, которыми, по-видимому, должны заниматься экономисты. Но Джевонс быстро терял из виду "труд", и вскоре снова брало верх первоначальное стремление автора рассматривать психологические факторы в качестве определяющей экономической силы. Создавалось впечатление, что, по Джевонсу, индивидуум действует в одиночку и на него не оказывают влияния общественные отношения, существующие в связи с наличием рынка. Общественное влияние, которому подвергается человек, многообразно и сложно, оно обусловливает такое явление, как потребительский выбор. Последний не носит нейтрального характера, как это предполагается в теории Джевонса, ибо потребительский выбор в значительной мере зависит от одной из важнейших социально-экономических сил - существующей структуры распределения доходов. Стало быть, проблема мотивации хозяйственной деятельности должна корениться в институциональных условиях. В противном случае теория попросту формальна и лишена своего содержания.  [4, с. 65]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                   2 Анализ потребительского поведения в России и развитых странах

         

                            2.1 Потребительская корзина в России

 

Что такое потребительская  корзина в России? Потребительская  корзина (состав потребительской корзины, товары потребительской корзины, перечень потребительской корзины) – это  минимальный набор продуктов  питания, непродовольственных товаров  и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения  его жизнедеятельности. Так определяет понятие российской потребительской корзины Федеральный Закон Российской Федерации от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации. Потребительская корзина и прожиточный минимум: в соответствие с данным законом стоимостная оценка потребительской корзины (стоимость потребительской корзины) является величиной прожиточного минимума. Необходимо отметить, что определение величины прожиточного важно для установления минимального размера оплаты труда.[5]

 

Как отметил Конституционный  Суд РФ в своем Определении  от 22.01.2004 N 12-О, Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными  в ее статье 7 (часть 1), гарантирует  каждому социальное обеспечение  по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей  и в иных случаях, установленных  законом (статья 39, часть 1). Правовые основания предоставления социальной помощи, круг лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры устанавливаются законом (статья 39, часть 2, Конституции Российской Федерации), в том числе исходя из необходимости удовлетворения минимальных жизненных потребностей и имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей. [6,c 4,9]

 

Для определения минимального набора продуктов питания (продуктов  потребительской корзины), непродовольственных  товаров и услуг в субъектах  Российской Федерации они распределяются по зонам, сформированным исходя из природно-климатических  условий, национальных традиций и местных  особенностей потребления.

 

Потребительская корзина  в целом по Российской Федерации  устанавливается федеральным законом. В субъектах Российской Федерации  потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

 

Что входит в потребительскую  корзину в 2011 году в России? Структура  потребительской корзины включает в себя следующее.

 

Таблица 1Основные составляющие потребительской корзины это продукты питания:

 

1. Продукты питания

Наименование

Единица измерения

Объем потребления (в среднем на одного человека в  год)

Трудоспособное  население

пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете  на муку, мука, крупы, бобовые)

Кг

133,7

103,7

84,0

Картофель

Кг

107,6

80,0

107,4

Овощи и бахчевые

Кг

97,0

92,0

108,7

Фрукты свежие

Кг

23,0

22,0

51,9

Сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар

Кг

22,2

21,2

25,2

Мясопродукты

Кг

37,2

31,5

33,7

Рыбопродукты

Кг

16,0

15,0

14,0

Молоко и молокопродукты  в пересчете  на молоко

Кг

238,2

218,9

325,2

Яйца

Штука

200,0

180,0

193,0

Масло растительное,  маргарин  и другие жиры

Кг

13,8

11,0

10,0

Прочие продукты  (соль, чай,  специи)

Кг

4,9

4,2

3,6


 

Российская потребительская  корзина на 2011 год осталась прежней.

Федеральный закон Российской Федерации от 8 декабря 2010 года N 332-ФЗ «О потребительской корзине в  целом по Российской Федерации в 2011 - 2012 годах» вновь установил потребительскую  корзину для основных социально-демографических  групп населения в целом по Российской Федерации на 2011 - 2012 годы в составе и объемах, которые  предусмотрены Федеральным законом  от 31 марта 2006 года N 44-ФЗ "О потребительской  корзине в целом по Российской Федерации".

Несмотря на то, что нормативы  прожиточного минимума должны утверждаться не реже одного раза в пять лет, показатели потребительской корзины на 2011-2012 годы не изменились. По заявлениям экспертов, это связано с тем, что Правительством Российской Федерации разрабатывается  новая методика расчета. Страна будет  переходить от нормативного метода к  нормативно-статистическому методу расчетов. Это обусловлено тем, что  запланированный корзиной и фактический  набор продуктов, промышленных товаров  и услуг, востребованный населением сегодня, сильно разнятся. Новая методика позволит соотнести эти показатели, даст большую свободу субъектам  Федерации при расчете прожиточного регионального минимума и, соответственно, определении потребительской региональной корзины. Принять и внедрить новый  метод планируется к 2013 году. [5]                     

                             2.2 Потребительское движение в США, ЕС, России

Потребительское движение в США.

Потребительское движение зародилось в США в начале ХХ века. Особая роль в защите прав потребителей принадлежит различным объединениям и обществам потребителей, которые  начали создаваться еще в XIX веке.

В 1890 году в Нью-Йорке была основана Лига покупателей, которая, кроме чисто  воспитательного воздействия на покупателей, преследовала цели социального  и экономического характера. В Лиге были выработаны формы аттестации изделий, выпущенных при благоприятных условиях производства – так называемые лейблы (Label – ярлык, этикетка, прикрепленная к товару), которые Лига стала выдавать фирмам, обеспечившим благоприятные условия труда и выпускавшим наиболее качественные товары. Эти фирмы были внесены в так называемый Белый список.

В 1905 году Президент США Теодор Рузвельт направил в Конгресс послание:

"Я рекомендую принять закон,  который бы касался межштатной  торговли неправильно маркированными  и фальсифицированными продовольственными  продуктами, напитками и лекарственными  средствами. Такой закон защищал  бы интересы честных промышленников  и коммерсантов, а также способствовал  бы охране здоровья потребителей. Торговля порченными и фальсифицированными  пищевыми продуктами, вредными для  здоровья или вводящими покупателя  в заблуждение, должна быть запрещена".

Информация о работе Теория потребительского поведения