Теория конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают «совершенную конкуренцию», когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и «несовершенную конкуренцию», когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью.

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа. Микроэкономика.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

        Наконец, на рынке олигополии  предприятие является , скорее всего,  ценоискателем. Хотя олигополист и обладает в известной степени рыночной властью, он не может установить цену столь простым образом, как это делает монополист. Ему приходиться думать о том, как на его ценовое решение будет реагировать соперник. Мир олигополии подобен играм, в котором за каждым ходом одного игрока, следует ответный ход соперника, так что, в конечном счете, исход игры не предопределен. Отсюда множество моделей олигополии, использование при её изучении теории игр.

        Предприятиям, работающим на рынке  монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать, принимая свои решения,

12

предполагаемые  реакции на них со стороны множества  конкурентов. В отличие от олигополистов  монополистические конкурентные предприятия  не являются взаимозависимыми. Их поведение  ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем поведение олигополистов. Неоднородность продукции дает таким определенную степень рыночной власти при назначении цен. Таким образом, различия между монополистической и совершенной конкуренцией не сводится лишь к однородности-неоднородности товара в глазах покупателя, а предполагает отсутствие в первом и наличие во втором рыночной власти. 

          

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26

3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ

3.1. Рынки напитков «Кола» и кофе.

        Каждый рынок напитков и кофе заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт напитков «Кола», например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных. (Почти никто не может указать разницу между «Кокой» и «Пепси», между «Кокой» и «Колой-лайт».).

        А все сорта молотого кофе  слегка различаются по запаху, аромату и содержанию кофеина.  Большинство потребителей имеют  свои вкусы. Некоторые предпочитают  кофе «Максвелл Хаус» другим  сортам и регулярно покупают его. Однако приверженность тому или иному сорту имеет свои пределы. Так если цена на «Максвелл Хаус» значительно возрастет по сравнению с ценами других сортов, то большинство любителей этого сорта кофе, вероятно, перейдет на другой, более дешевый.

        Постараемся определить на сколько  эластичен спрос на «Максвелл  Хаус» или какую монопольную  власть получает «Дженерал Фудс»  (производитель данного кофе). Результаты исследований обычно являются коммерческой тайной компаний, но в ходе изучения спроса на различные марки напитков «Кола» и молотого кофе эксперимент проводился в розничной торговле, чтобы определить, как измениться доля каждого сорта на рынке в результате изменения цен. В таблице 3.1. обобщены результаты исследований, показывающие эластичность спроса на различные марки товаров. (В проведенных экспериментах потребители должны были выбрать марки товаров, которые они предпочитают из множества различных сортов. Эти эксперименты повторялись несколько раз при различных ценах товара.). 
 

27

Таблица 3.1.

Эластичность  спроса на некоторые  виды напитков «Кола» и кофе

  Сорт продукции Коэфф. эластичности
Напитки

«Кола»

«Кола-лайт» -2,4
«Кока» -5,2 до-5,7
Молотый

кофе

«Хиллс Бразерз» -7,1
«Максвелл Хаус» -8,9
«Чейз и Сенборн» -5,6
 

       Во-первых, отметим, что среди напитков «Кола» и «Кола-лайт» значительно менее эластичен по цене чем «Кока». Хотя на рынке напитков «Кола» он занимает небольшую долю, по вкусу он заметно отличается от «Коки», «Пепси» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие «Колу-лайт», пристрастны к нему. Но хотя «Кола-лайт» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это еще не означает, что первый более рентабелен. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. При более низкой средней прибыли «Кока» принесет большую совокупную прибыль, так как имеет большую долю на рынке.

        Во- вторых, отметим, что спрос  на кофе более эластичен по  цене, чем спрос на напитки  «Кола». Среди потребителей кофе  меньше любителей той или иной  марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками напитков «Кола», потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Хиллз Бразерз» и «Максвелл Хаус».

        За исключением «Колы-лайт», спрос  на все сорта напитков «Кола»  и кофе очень эластичен по  цене. При эластичности от -5 до -9 каждая марка обладает лишь  ограниченной монопольной властью.

        Чтобы определить к какому  типу рынка относится рынок  напитков и кофе воспользуемся таблицей 1.1. Продавцов-много, покупателей-много.

28

Получается, что наш рынок принадлежит  двусторонней полиполии. Значит это  либо монополистическая, либо совершенная  конкуренция. Но товар на данном рынке дифференцирован, т.е. представлены различные сорта напитков и молотого кофе, что позволяет сделать вывод: строение рынка соответствует монополистической конкуренции.

3.2. Рынок мобильной связи

        Сотовые сети вышли из стадии научно-технических разработок на коммерческий рынок, привлекая различные слои пользователей. Уже сейчас в мире беспроводной связью пользуются сотни миллионов человек. Сотовый телефон перестал быть символом престижа и стал инструментом, позволяющим более эффективно использовать рабочее время, оперативно управлять технологическими, экономическими и другими процессами.

        Бурно развивающийся рынок сотовой  связи привлекает внимание многих  компаний. В России в этот бизнес  вовлечено около двухсот фирм-операторов, несколько холдинговых компаний и каждый стремиться быстрее окупить свои затраты и получить прибыль.

    Сервис и услуги. Современная конкуренция вынуждает компании диверсифицировать свою деятельность в сторону предоставления богатого и качественного ассортимента сервисных услуг. Ведь клиента интересует не  только стоимость минуты эфирного времени, но и зона охвата данной сотовой сети, возможность использования мобильного телефона при поездках по России и за рубеж (роуминг) и др. Поэтому основная борьба компаний ведется в этой сфере.

        Сегодня пользователю предоставляются всевозможные тарифные планы, возможность выхода в Интернет для передачи данных- мобильный офис, SMS, голосовая почта и т.д. Практически все компании позволяют пользователям навести справки, вызвать службу спасения, заказать авиационные и железнодорожные билеты и даже записать на прием к любому врачу. Некоторые компании предоставляют гибкую систему

29

тарифных планов, что немаловажно для регионального пользователя, не обремененного московскими доходами.

         Анализ развития современных средств связи показывает, что уже сегодня мы стали свидетелями повсеместного и повседневного применения мобильной связи. Рынок подвижной радиосвязи переживает во всем мире стремительное развитие. Глобальной стратегией совершенствования мобильной связи является внедрение единых международных стандартов и создание на их основе региональных, федеральных, международных сетей общего пользования.

        Для определения типа рыночной  структуры обратимся к таблице  1.1. 75 % рынка контролируют три  крупных компании (т.е. несколько продавцов), сервисными услугами которых пользуются большое количество покупателей. Тип строения рынка- олигополия.

        Отличительной чертой олигополии  является то, что несколько крупных  компаний удовлетворяют основную  долю спроса и они велики по сравнению с размером совокупного рынка, который они обслуживают. Данное утверждение, подтверждается данными, представленными в таблице 3.2. и в таблице 3.1.

                      Таблица 3.2.

Крупнейшие  операторы сотовой  связи России

Компания Город Количество

абонентов

МТС Москва 1190000
Вымпелком Москва 81000
NW-GSM С.-Петербург 253329
Кубань-GSM Краснодар 106233
МСС Москва 100500
Дельта  Телеком С.-Петербург 78000
 

30

СМАРТС Самара 91000
Би-Лайн Самара Самара 37900
Татинком Казань 30500
НСС Н.-Новгород 32000
Таиф-Телком Казань 32340

Источник:www.sotovik.ru: крупнейшие операторы России  по размеру абонентской базы.

        Ключевым признаком олигополии  является то, что действия одной  фирмы прямо влияют на остальные.  Это простирается на все сферы конкуренции: услуги покупателям ( роуминг, переадресация, определение номера, голосовая почта и т.п.), инновационная деятельность (видеотелефония, беспроводной доступ в интернет), объем продаж, долю рынка, стратегию стимулирования сбыта.

        Приведенные выше факты доказывают, что рынок мобильной связи является олигополией.

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Зарождение теории конкуренции  произошло в девятнадцатом веке. Основоположниками данной теории были известные ученые- экономисты А.Курно, Л.Вальрас, занимавшиеся организацией теории, Дж.Робинсон, Г.фон Штакельберг, Э.Чемберлин и др.

        Теория развивалась и без претензий  по поводу отрыва от практики, просуществовала вплоть до 50-60 гг. На данный момент чистая теория конкуренции существует в качестве необходимого инструмента экономического анализа, который используется для решения широкого круга задач.

        В какой мере можно применять  теорию на практике и в какой  мере она соответствует реальной  действительности и являлось целью работы.

        Для этого рассмотрели теоретические  положения и проследили становление  теории конкуренции, проанализировали  типы рынков несовершенной конкуренции  и пришли к выводу, что  монополистическая  конкуренция и олигополия наиболее реальные типы строения рынков. И большинство примеров, которые были рассмотрены, действительно описывают эти рынки. В работе были проанализированы рынки напитков и кофе и рынок мобильной связи, так как они наиболее точно удовлетворяют теоретическим положениям.

        На мой взгляд, такой тип рыночной  структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются  предложить потребителю что-то  лучшее. С развитием технологии  спектр предлагаемых услуг расширяется,  а цены снижаются. Это возможно  лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка. Важно отметить, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

Информация о работе Теория конкуренции