Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 09:20, курсовая работа
В экономической теории принята следующая классификация типов рыночных структур. Самая простая и важная классификация отражает степень влияния отдельного продавца (покупателя) на рыночную цену. По этому признаку различают «совершенную конкуренцию», когда ни один из производителей не способен повлиять на изменение рыночной цены, и «несовершенную конкуренцию», когда это условие не соблюдается и фирма (или группа фирм) обладает в той или иной степени рыночной (монопольной) властью.
Наконец, на рынке олигополии предприятие является , скорее всего, ценоискателем. Хотя олигополист и обладает в известной степени рыночной властью, он не может установить цену столь простым образом, как это делает монополист. Ему приходиться думать о том, как на его ценовое решение будет реагировать соперник. Мир олигополии подобен играм, в котором за каждым ходом одного игрока, следует ответный ход соперника, так что, в конечном счете, исход игры не предопределен. Отсюда множество моделей олигополии, использование при её изучении теории игр.
Предприятиям, работающим на рынке монополистической конкуренции, нет необходимости учитывать, принимая свои решения,
12
предполагаемые
реакции на них со стороны множества
конкурентов. В отличие от олигополистов
монополистические конкурентные предприятия
не являются взаимозависимыми. Их поведение
ближе к поведению совершенно
конкурентных предприятий, чем поведение
олигополистов. Неоднородность продукции
дает таким определенную степень рыночной
власти при назначении цен. Таким образом,
различия между монополистической и совершенной
конкуренцией не сводится лишь к однородности-неоднородности
товара в глазах покупателя, а предполагает
отсутствие в первом и наличие во втором
рыночной власти.
26
3 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЕ НА ПРАКТИКЕ
3.1. Рынки напитков «Кола» и кофе.
Каждый рынок напитков и кофе заполнен разнообразными марками товаров, которые слегка различаются, но вполне взаимозаменяемы. Каждый сорт напитков «Кола», например, по вкусу чуть-чуть отличается от остальных. (Почти никто не может указать разницу между «Кокой» и «Пепси», между «Кокой» и «Колой-лайт».).
А все сорта молотого кофе
слегка различаются по запаху,
аромату и содержанию кофеина.
Большинство потребителей
Постараемся определить на
27
Таблица 3.1.
Эластичность спроса на некоторые виды напитков «Кола» и кофе
Сорт продукции | Коэфф. эластичности | |
Напитки
«Кола» |
«Кола-лайт» | -2,4 |
«Кока» | -5,2 до-5,7 | |
Молотый
кофе |
«Хиллс Бразерз» | -7,1 |
«Максвелл Хаус» | -8,9 | |
«Чейз и Сенборн» | -5,6 |
Во-первых, отметим, что среди напитков «Кола» и «Кола-лайт» значительно менее эластичен по цене чем «Кока». Хотя на рынке напитков «Кола» он занимает небольшую долю, по вкусу он заметно отличается от «Коки», «Пепси» и других сортов, и поэтому потребители, покупающие «Колу-лайт», пристрастны к нему. Но хотя «Кола-лайт» обладает большей, чем «Кока», монопольной властью, это еще не означает, что первый более рентабелен. Прибыли зависят от постоянных издержек, объема производства и цены. При более низкой средней прибыли «Кока» принесет большую совокупную прибыль, так как имеет большую долю на рынке.
Во- вторых, отметим, что спрос на кофе более эластичен по цене, чем спрос на напитки «Кола». Среди потребителей кофе меньше любителей той или иной марки, потому что разница между сортами кофе менее ощутима, чем разница между напитками. По сравнению с различными марками напитков «Кола», потребители меньше обращают внимание на разницу между сортами кофе «Хиллз Бразерз» и «Максвелл Хаус».
За исключением «Колы-лайт»,
Чтобы определить к какому типу рынка относится рынок напитков и кофе воспользуемся таблицей 1.1. Продавцов-много, покупателей-много.
28
Получается, что наш рынок принадлежит двусторонней полиполии. Значит это либо монополистическая, либо совершенная конкуренция. Но товар на данном рынке дифференцирован, т.е. представлены различные сорта напитков и молотого кофе, что позволяет сделать вывод: строение рынка соответствует монополистической конкуренции.
3.2. Рынок мобильной связи
Сотовые сети вышли из стадии научно-технических разработок на коммерческий рынок, привлекая различные слои пользователей. Уже сейчас в мире беспроводной связью пользуются сотни миллионов человек. Сотовый телефон перестал быть символом престижа и стал инструментом, позволяющим более эффективно использовать рабочее время, оперативно управлять технологическими, экономическими и другими процессами.
Бурно развивающийся рынок
Сервис и услуги. Современная конкуренция вынуждает компании диверсифицировать свою деятельность в сторону предоставления богатого и качественного ассортимента сервисных услуг. Ведь клиента интересует не только стоимость минуты эфирного времени, но и зона охвата данной сотовой сети, возможность использования мобильного телефона при поездках по России и за рубеж (роуминг) и др. Поэтому основная борьба компаний ведется в этой сфере.
Сегодня пользователю предоставляются всевозможные тарифные планы, возможность выхода в Интернет для передачи данных- мобильный офис, SMS, голосовая почта и т.д. Практически все компании позволяют пользователям навести справки, вызвать службу спасения, заказать авиационные и железнодорожные билеты и даже записать на прием к любому врачу. Некоторые компании предоставляют гибкую систему
29
тарифных планов, что немаловажно для регионального пользователя, не обремененного московскими доходами.
Анализ развития современных средств связи показывает, что уже сегодня мы стали свидетелями повсеместного и повседневного применения мобильной связи. Рынок подвижной радиосвязи переживает во всем мире стремительное развитие. Глобальной стратегией совершенствования мобильной связи является внедрение единых международных стандартов и создание на их основе региональных, федеральных, международных сетей общего пользования.
Для определения типа рыночной структуры обратимся к таблице 1.1. 75 % рынка контролируют три крупных компании (т.е. несколько продавцов), сервисными услугами которых пользуются большое количество покупателей. Тип строения рынка- олигополия.
Отличительной чертой
Таблица 3.2.
Крупнейшие операторы сотовой связи России
Компания | Город | Количество
абонентов |
МТС | Москва | 1190000 |
Вымпелком | Москва | 81000 |
NW-GSM | С.-Петербург | 253329 |
Кубань-GSM | Краснодар | 106233 |
МСС | Москва | 100500 |
Дельта Телеком | С.-Петербург | 78000 |
30
СМАРТС | Самара | 91000 |
Би-Лайн Самара | Самара | 37900 |
Татинком | Казань | 30500 |
НСС | Н.-Новгород | 32000 |
Таиф-Телком | Казань | 32340 |
Источник:www.sotovik.ru: крупнейшие операторы России по размеру абонентской базы.
Ключевым признаком олигополии
является то, что действия одной
фирмы прямо влияют на
Приведенные выше факты доказывают, что рынок мобильной связи является олигополией.
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Зарождение теории конкуренции
произошло в девятнадцатом
Теория развивалась и без
В какой мере можно применять
теорию на практике и в какой
мере она соответствует
Для этого рассмотрели
На мой взгляд, такой тип рыночной
структуры приносит выгоду