Теория экономического развития: взаимодействие государства,рынка и гражданского общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:27, реферат

Описание работы

Цель исследования диктует необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить существующие понятия «экономическое развитие», выбрать и дополнить то, которое наиболее отвечает современному его пониманию;
- проанализировать известные теории экономического развития с целью выявления новых движущих сил инновационного развития экономики России;
- дать общую характеристику государственным, рыночным, общественным институтам, уяснить присущие им институциональные издержки;
- обобщить накопленный статистический материал, характеризующий состояние экономики и социальной сферы России периода реформ, раскрыть причины потерь и перспективы нового социально–экономического подъема, лежащие в плоскости не только практики, но и экономической теории;
- теоретически обосновать механизмы взаимодействия между тремя сегментами экономического процесса: государством - рынком - гражданским обществом, выявить формы и принципы взаимодействия;
- разработать теоретическую модель «государство-рынок-гражданское общество»;
- рассмотреть тенденции развития триады «государство-рынок-гражданское общество».

Работа содержит 1 файл

Козубенко Автореферат (1).doc

— 394.00 Кб (Скачать)
ign="justify">     Противники  свободного рынка, приводят обычно такие аргументы: рынок вносит хаос, например, создает проблемы экологические, а монополии, возникшие в результате его действия, ведут рынок к собственному уничтожению. Сторонники «социально-ориентированной рыночной экономики» доказывают, что государство должно вмешиваться в рынок тогда, когда рынок не может самостоятельно обеспечить нужды его участников.

       Взаимодействие рынка и государства в экономическом процессе лучше всего доказывается с помощью синергетического подхода к проблеме на основе теории о «самоорганизующихся» системах, заимствованной из естественных наук. Эту точку зрения высказывает профессор Н.Н.Думная. Самоорганизующаяся система, по определению Н.Н.Думной, - « один из видов адаптивной системы, которая в процессе функционирования способна изменять свои внутренние взаимосвязи, порядок и организацию в зависимости от воздействующих на нее факторов, если они не превышают некоторые критические для нее пределы»12. Государство с сильно развитой вертикалью власти  относится к несамоорганизующимся системам, т.е. оно не может быстро реагировать на измененный порядок, противостоять деструктивным процессам, быть открытым для информации и инновационных схем.

       Рыночные механизмы, в отличие  от государственных, относятся к самоорганизующимся системам, поскольку основаны на конкуренции, законах спроса и предложения. Они формируют обратные связи, способны к маневренности, быстрой реорганизации, обмену информацией, сосуществованию с другими экономическими системами. Рынку не присуща устойчивость, он лучше развивается в условиях кризиса. Рынку в целом присущи как вертикальные, так и горизонтальные отношения внутри себя и вовне. Однако «саморегулирующийся» рынок (А.Смит), как уже отмечалось выше, в современных условиях уже не существует.

     В теоретических работах последних  лет все чаще выдвигается идея  о том, что на рубеже ХХ и ХХI в.в. связь между государством и рынком размывается. Йоханнес Линн13 утверждает, что следует смириться со сложившейся ситуацией и анализировать и признавать те процессы, которые реально происходят. Он предлагает выделить несколько моделей экономических организаций в современном мире. В первой - рынок превалирует в производственной и социальной сферах. Достоинства такой модели в конкурентоспособности, высоких темпах роста, недостатки  - в социальном неравенстве, пренебрежении к экологии, возможности финансовых кризисов (Гонконг, США). Вторая модель – социально- рыночная экономика (Западная Европа), при которой рынок развивается в сфере производства и потребления, государство направляет усилия на улучшение социального положения граждан. В такой системе больше равенства, нет резких экономических стрессов, однако высока стоимость социальных программ, неэффективный рынок труда из-за высоких налогов, а также страдает предпринимательство. Третью модель он называет  «государственный капитализм» (Китай, Россия), при которой государство сильно влияет на производство (сырьевое, оборонное, высокотехнологичное), на банковскую сферу, но слабо в решении социальных программ. На определенный срок такое государственное влияние обеспечит экономический рост, но не решатся проблемы социального равенства, экологические проблемы  и др.14 

     Гражданское общество играет немаловажную роль в  переходе от экстенсивной экономики  к интенсивной, который, как показывает практика,  с помощью одного рынка  или государственного регулирования  не достигается.  В таком случае гражданское общество, т.е. инициатива  снизу, капитал и труд, вступают во взаимодействие с государством, а государство в свою очередь вынужденно перераспределяет свои функции между гражданским обществом и рынком. Институциональные вертикальные связи дополняются горизонтальными связями между участниками рынка и гражданского общества.

     Можно выделить несколько главных принципов  совместной деятельности государства  и гражданского общества (рис.1).

      

Рис. 1. Принципы совместной деятельности государства  и гражданского общества15 

     Существует неразрывная связь и взаимодействие в триаде «государство - рынок - гражданское общество». Моделируя процесс этой взаимосвязи, логично будет представить весь процесс в виде треугольника (рис.2). Стороны треугольника замыкают то экономическое пространство, в котором и происходит экономическое развитие.

     Развитие  гражданского общества ведет за собой более эффективное развитие рыночных отношений, но одновременно и развитие рынка способствует более динамичному развитию гражданского общества. Так, создание новых форм хозяйствования неизменно приведет к образованию новых социальных институтов, которые будут влиять на дальнейшее состояние функционирования этих же новых форм хозяйствования. Если теоретически считать точку А (рис. 2) началом развития этих двух элементов триады, то видно одновременное движение векторов развития гражданского общества и рынка в сторону увеличения.

     

     Рис.2. Графическая интерпретация триады «государство - рынок - гражданское общество» 

     Важно также отметить, что развитие и  гражданского общества, и рынка не происходит бесконтрольно, в данном случае его (развитие) администрирует государство. Главная роль государства  – объединять социальное общество и рынок и благоприятствовать их эффективному развитию, тогда в идеале влияние государства ложится на гипотенузу прямоугольного треугольника. Если роль государства не выполняется полностью, то тенденции развития государства отклоняются от гипотенузы в сторону «а», или «b». И в идеальном варианте должно происходить сужение площади эллипса, образованной полуосями эллипса  «а» и «b», т.е.:

              0.

     Чем более развито гражданское общество, тем динамичнее и эффективнее развивается рынок и рыночные отношения. Государство выступает своего рода сдерживающим фактором, то есть ограничивает бесконтрольное развитие рынка и гражданского общества. Но, в то же время, рынок и общество ведут к развитию государства.

     Данная  теоретическая гипотеза триады «государство - рынок - гражданское общество» была подкреплена факторным анализом, а также предложена бальная оценка расчета факторов.

     Каждый  из этих факторов рынка и гражданского общества предложено охарактеризовать следующими ступенями развития: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий (шкала Харрингтона).

     Оценка  уровня развития характеризуется пониманием субъектами каждого элемента структуры важности функционирования внутри систем, желанием (нежеланием) взаимодействовать между собой, профессиональным уровнем этих субъектов, их активностью (пассивностью), уровнем их консолидации,  инициативности, совершенством (несовершенством) форм, механизмов взаимодействия и правовой базы.

     Для наглядности предлагается применить балльную оценку развития анализируемых элементов, основанную на основе методики априорного ранжирования факторов. Результаты чего представлены в таблице 2.

     Таблица 2. Балльная оценка развития гражданского общества-рынка-государства.

Элементы Низ

кий

Ниже  среднего Средний Выше  среднего Высо

кий

Гражданское общество, баллы 0-25 25-40 40-50 50-75 75-100
институт  семьи и отношения, обусловленные  ее существованием 0-3 3-4 4-4,5 4,5-6,5 6,5-9
отношения человека с человеком как непосредственно, так и в различных коллективах (клубах, общественных объединениях и т.п.) 0-2 2-3 3-4 4-6,5 6,5-9
отношения между большими социальными общностями людей (группами, слоями, классами) 0-2 2-3 3-4 4-6,5 6,5-8
отношения собственности 0-2 2-3 3-4 4-6,5 6,5-8
отношения производства материальных и нематериальных благ 0-2 2-3 3-4 4-6 6-8
отношения распределения, обмена, потребления  общественного совокупного продукта 0-2 2-3 3-4 4-6 6-8
отношения по поводу власти 0-2 2-3 3-4 4-6,5 6,5-9
политические отношения, охватывающих проблемы объединения граждан в общественно-политические организации и т.д. 0-3 3-4 4-4,5 4,5-6,5 6,5-9
отношения, связанные с образованием 0-2 2-3 3-4 4-6 6-8
отношения, обусловливающие возникновение  и развитие науки, культуры, религии 0-2 2-4 4-4,5 4,5-6 6-8
общения людей друг с другом непосредственно 0-3 3-4 4-4,5 4,5-6 6-8
граждане  и их объединения, осуществляющие производство и выпуск средств массовой информации 0-2 2-3 3-4 4-6 6-8
Рынок, баллы 0-25 25-40 40-50 50-75 75-100
рынок потребительских товаров и услуг 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5

 

      Окончание табл.2

1 2 3 4 5 6
рынок товаров и услуг производственного  характера 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
банковская  система 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
инвестиционные  и паевые инвестиционные фонды 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
пенсионные  фонды 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
страховые компании 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
система подготовки кадров 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
система найма, контрактную систему 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
фонд  поддержки безработных 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
система переподготовки и переквалификации 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
биржи труда 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
правовое  регулирование занятости 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
фондовый  рынок 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
валютный  рынок 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
кредитный рынок 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
рынок драгоценных металлов 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
рынок информационных ресурсов 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
рынок покупателей информации 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
издательский  рынок 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
рынок потребителей информации 0-1,25 1,25-2 2-2,5 2,5-3,75 3,75-5
Государство 0 -35,4 35,4 -56,6 56,6 -70,7 70,7- 106,1 106,1-141,4

      

     Например, развитие государства, согласно приведенной теории, при бальной оценке развития рынка, например, 36 и гражданского общества – 49 баллов, равно 60,8.

     

(1)

     То  есть, при развитии рынка «ниже  среднего» и при «среднем»  развитии гражданского общества, государство  имеет бальную оценку «выше среднего».

     Гражданское общество так же, как и рынок,  должно пройти трудный путь становления  и развития, чтобы стать действенным агентом социально- экономических процессов. К основным причинам, которые не позволяют достичь в России гражданского общества западного типа в кратчайшие сроки, можно отнести следующие:

       во-первых, психологическая, - инертность, даже лень в созидательной деятельности себе во благо, привычка перекладывать свои проблемы на чужие плечи (государственные органы, начальника и т.д.);

     во-вторых, отсутствие доверия, понимания партнерства  и ответственности в решении  общественных проблем (именно доверие - главная черта западного общества);

     в-третьих, неясность механизма работы сообщества, понимания его реальной роли в  изменении негативных действий как  рынка, так и государства;

     в-четвертых, слишком большая опека государства, вмешательство в общественную деятельность, ее регламентация, а отсюда неверие в собственные возможности и силы большинства граждан.

     Под «гражданским менталитетом» можно понимать умение выстраивать  взаимоотношения между государством и обществом на переговорной основе, с выработкой особой культуры и этики таких отношений. К этому следует отнести коренное изменение в понимании  каждым отдельным индивидуумом своей причастности к происходящим в стране и мире процессам, уровня его информированности и возможности активного влияния на них, т.е. выработке четкой гражданской позиции, от которой напрямую зависит решение широкого спектра социально-экономических проблем отдельного человека.

     Рост  гражданского общества напрямую связан и с качественным улучшением человеческого  капитала, повышением его уровня образованности и информированности, что во многом определяет и качество социального капитала страны. На государство в современной России возлагаются  три важнейших функции: 1. защита национальных интересов; 2. защита экономических интересов; 3. сохранение и приумножение человеческого капитала.

Информация о работе Теория экономического развития: взаимодействие государства,рынка и гражданского общества