Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 19:27, реферат
Цель исследования диктует необходимость постановки и решения следующих задач:
- изучить существующие понятия «экономическое развитие», выбрать и дополнить то, которое наиболее отвечает современному его пониманию;
- проанализировать известные теории экономического развития с целью выявления новых движущих сил инновационного развития экономики России;
- дать общую характеристику государственным, рыночным, общественным институтам, уяснить присущие им институциональные издержки;
- обобщить накопленный статистический материал, характеризующий состояние экономики и социальной сферы России периода реформ, раскрыть причины потерь и перспективы нового социально–экономического подъема, лежащие в плоскости не только практики, но и экономической теории;
- теоретически обосновать механизмы взаимодействия между тремя сегментами экономического процесса: государством - рынком - гражданским обществом, выявить формы и принципы взаимодействия;
- разработать теоретическую модель «государство-рынок-гражданское общество»;
- рассмотреть тенденции развития триады «государство-рынок-гражданское общество».
6) разработана теоретическая модель «государство-рынок-гражданское общество», сформированы тенденции развития этой триады, как важнейшей движущей силы инновационного развития экономики России.
Теоретическое и практическое значение исследования состоит в том, что некоторые аспекты работы, особенно касающиеся разработки вопроса о роли государства и гражданского общества в условиях рыночной экономики и взаимодействия этих субъектов, могут использоваться в процессе преподавания теории экономического развития в высших учебных заведениях, при разработке научных исследований.
Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертационного исследования докладывались на Международных Плехановских чтениях, на научно-практических конференциях преподавателей, научных сотрудников и аспирантов.
По результатам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 2,54 п.л., из которых две работы опубликованы в изданиях, рекомендованных ВАК РФ.
Основные результаты диссертационного исследования используются в учебном процессе кафедры экономической теории ГОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова» в преподавании дисциплин «Микроэкономика» и «Макроэкономика».
Структура и объем диссертации обусловлены целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, восьми параграфов, заключения, библиографии и приложений.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ диссертационной РАБОТЫ
Во введении обоснована актуальность выбранной темы диссертационного исследования, сформулированы цель и задачи его проведения, определена теоретико-методологическая основа, показаны научная новизна и практическая значимость полученных результатов.
В первой главе «Теоретические основы и типология изменений в теории экономического развития» показано, что экономическое развитие - это структурная перестройка экономики в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса. Иными словами, экономическое развитие – это процесс функционирования и эволюции экономической системы в длительном периоде, который происходит под влиянием экономических противоречий, потребностей и интересов. Однако в современной науке это понятие получает дополнительный смысл, становится основополагающим в целом ряде западных экономических теорий ушедшего и нынешнего веков.
Понятие «экономического
Автор предлагает свою трактовку понятия «экономическое развитие». Экономическое развитие - это система изменений в составе элементов и структуре экономики, функционирование которой организует хозяйственные связи в воспроизводственной деятельности при переходе от стремления сохранить исторически сложившуюся эффективность к ее росту. Экономическое развитие - это достижение качественного изменения экономических отношений при условии существования развернутой институциональной системы, т.е. государственных, рыночных и общественных институтов, способных эффективно взаимодействовать между собой.
Для западных ученых, представляющих разные школы и направления, краеугольным камнем всегда оставались работы классиков экономической науки и их последователей, поскольку проблема «экономического развития» в широком научном плане поднималась в работах этих авторов.
Первые неоклассики главное внимание в теории экономического развития сосредоточили на проблемах распределения дохода, теории стоимости и общего равновесия, т.е проблемах краткосрочного характера. Теория экономического развития8 Й. Шумпетера занимает свое особое место в истории экономической мысли. Его теория сочетает в себе как элементы институционализма, так и некоторые тезисы неоклассического направления, а также эволюционизма.
В диссертации предлагается исходить из того, что присутствие государства в экономическом пространстве и рыночных отношениях можно выразить через характеристики форм и типов его участия.
Ни
централизованное государство, ни рынок
не смогли предложить эффективного демократического
решения проблем
Показано, что решение о начале массовой российской приватизации в начале 90х годов XX века в определенном смысле оказалось вынужденным. При этом начало реформ в сфере государственной собственности было недостаточно подготовлено с точки зрения формирования должных правовых и институциональных условий. «Недостатки законодательной базы, неразвитость приватизационных институтов и процедур, фактическое отсутствие внешнего контроля создали возможности для многочисленных нарушений законности в ходе реализации конкретных приватизационных мероприятий, а также стали причиной целого ряда негативных социально-экономических последствий»9.
Ни западная, ни отечественная наука не имела готовых рецептов для переходных экономик. Классические теории, на которых базировалось понимание социально-экономического развития в развитых странах, считались перспективными для любых вариантов. В настоящее время ученые начали анализировать, систематизировать, сопоставлять опыт таких стран, как Бразилия, Китай, Индия, Россия, а также постсоветских республик, стран Центральной Европы и др.
Среди основных причин, предопределивших кризисное состояние экономики России данного периода, можно выделить:
- глубокий кризис финансовой системы, характеризующийся временным сокращением возможностей государства в сфере проведения финансовой, денежно-кредитной и ценовой политики, рост дефицита бюджета и государственного долга, высокие темпы инфляции;
- разрушение единого экономического и финансового пространства, разрыв хозяйственно-экономических и технологических связей между отраслями, предприятиями и регионами, экономическое обособление союзных республик и распад СССР;
- сокращение объемов и изменение структуры внешнеторгового оборота, снижение экспортных возможностей, свободных валютных средств, рост государственного внешнего долга и расходов по его обслуживанию;
- сокращение объемов производства в добывающих отраслях промышленности, а также сельскохозяйственного производства, не компенсированное улучшением использования сырья, топлива и материалов;
- катастрофическое снижение инвестиционной активности во всех сферах экономики при резком сокращении финансовых возможностей инвесторов;
- неконтролируемый рост цен.
В работе на анализе статистического материала и конкретных примеров сопоставляется экономическое состояние России в начале реформ (1991г. – по 2000г.) и в последующие годы (с 2000г. по 2010г.).
Спустя пятнадцать лет после начатых преобразований Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) сделала такое заключение: Россия превратилась в «слабое государство с сильными чиновниками».10
В результате Россия потеряла позиции конкурентоспособности даже по таким отраслям, как машиностроение, самолетостроение, продукция ВПК и к 2008-2009 гг. занимала уже 47-49 место в рейтинге конкурентоспособности Международного института развития менеджмента (табл. 1).
Таблица 1. Сравнительные позиции России в рейтинге конкурентоспособности Международного института развития менеджмента11
(5 первых и 10 последних стран)
Страна | 2008 г. | 2009 г. |
США | 1 | 1 |
Гонконг | 2 | 2 |
Сингапур | 3 | 3 |
Швейцария | 4 | 4 |
Дания | 5 | 5 |
ЮАР | 53 | 48 |
Россия | 47 | 49 |
Италия | 46 | 50 |
Колумбия | 41 | 51 |
Греция | 42 | 52 |
Хорватия | 49 | 53 |
Румыния | 45 | 54 |
Аргентина | 52 | 55 |
Украина | 54 | 56 |
Венесуэла | 55 | 57 |
Всего представленных стран | 57 | 57 |
Богатство страны, высокий уровень доходов и потребления населения возможны на основе устойчивых темпов роста отраслей, производящих материальные и нематериальные блага. В процессе перехода к постиндустриальной экономической системе и глобализации хозяйственной жизни феномен экономического роста претерпевает существенные изменения, поскольку существующая на сегодняшний момент концепция экономического развития, как роста валового продукта, не соответствует масштабам и структуре современного производства.
Анализ различных концептуальных подходов показывает, что механизм экономического роста – это процесс, который отражает взаимодействие факторов экономического роста (рабочей силы, средств производства, технологий, природы и сырьевых ресурсов); имеет количественные и качественные критерии этого взаимодействия, отражающиеся в целой системе показателей; имеет социально-экономический результат (национальное богатство) и цель (народное благосостояние).
Одним из важнейших аспектов теории экономического развития на современном этапе является создание продуктивной социально- экономической модели, включающей три главных сегмента экономического процесса: государство, рынок и гражданское общество. Именно каждый из них имеет непосредственную связь с человеком, удовлетворением его повседневных потребностей, улучшением его качества жизни, увеличением индекса человеческого развития в целом. От степени развитости, организованности, качественного функционирования этих трех составляющих, а также от их синергии во многом зависит реальный экономический рост, достижение устойчивого экономического развития, подъем благосостояния людей, место и авторитет страны в мире.
Рыночная экономика, как известно, - это экономическая система, в которой процессы производства и распределения продуктов и услуг осуществляются через механизмы свободного рынка и свободных цен, а не государственного или планового регулирования. Рынок сам определяет, что производить и продавать, в отличие от плановой экономики, где подобные вопросы находятся в компетенции государства.