Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:08, шпаргалка
Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, которая имеет свой предмет, целевую направленность, объект исследований, метод и методику, способы и приемы выполнения анализа. Экономический анализ – это одна из функций управления производством. Предметом анализа является одна из функций управления, которая отражает технологию процесса принятия решений и цель которой – обеспечение управленческих решений аналитической информацией. Объектом анализа может быть как предприятие в целом, так и его отдельные подразделения, службы.
Корреляционно-регрессионный анализ — классический метод стохастического
моделирования хозяйственной деятельности.
Он изучает взаимосвязи показателей хозяйственной
деятельности, когда зависимость между
ними не является строго функциональной
и искажена влиянием посторонних, случайных
факторов. При проведении корреляционно-
Основной задачей корреляционно-
Для того чтобы убедиться в надежности уравнения связи и правомерности его использования для практической цели, необходимо дать статистическую оценку надежности показателей связи. Для этого используются критерий Фишера (F-отношение), средняя ошибка аппроксимации (е), коэффициенты множественной корреляции (R) и детерминации (D).
Критерий Фишера рассчитывается следующим образом:
height: 12pt; z-index: 0;">
где Yхi- индивидуальные значения результативного показателя, рассчитанные по уравнению; Yx - среднее значение результативного показателя, рассчитанное по уравнению; Yi - фактические индивидуальные значения результативного показателя; т - количество параметров в уравнении связи,, учитывая свободный член уравнения; п — количество наблюдений (объем выборки).
Фактическая величина F-отношения соп
оставляется с табличной и делается заключение о надежности связи. В нашем примере величина F-отношения на пятом шаге равна 95,67. F-теоретическое рассчитано по таблице значений F. При уровне вероятности Р = 0,05 и количестве степеней свободы (m— 1)/(n - m) = (6 - 1)/(40 - 6) = 5/34 оно будет составлять 2,49. Поскольку Fфакт > Fтабл, от гипотеза об отсутствии связи между рентабельностью и исследуемыми факторами отклоняется.
Для статистической оценки точности уравнения связи используется также
средняя ошибка аппроксимации:
Чем меньше теоретическая линия регрессии (рассчитанная по уравнению) отклоняется от фактической (эмпиричной), тем меньше средняя ошибка ап
проксимации. В нашем
примере она составляет 0,0364, или
3,64 %. Учитывая, что в экономических
расчетах допускается погрешность
5-8 %, можно сделать вывод, что исследуемое
уравнение связи довольно точно
описывает изучаемые
О полноте связи можно
судить также по величине множественных коэффициентов корреляции и детерминации. В нашем примере на последнем шаге R = 0,92, a D = 0,85. Это значит, что вариация рентабельности на 85 % зависит от изменения исследуемых факторов, а на долю других факторов приходится 15 % вариации результативного показателя. Значит, в корреляционную модель рентабельности удалось включить наиболее существенные факторы.
Следовательно, данное уравнение можно использовать для практических целей:
а) оценки результатов хозяйственной
деятельности;
б) расчета влияния факторов
на прирост результативного
в) подсчета резервов повышения уровня исследуемого показателя;
г) планирования и прогнозирования его величины.
методика базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом производства (реализации) продукции и прибылью и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других
. Данный метод управленческих
расчетов называют еще
В основу методики положено деление производственных и сбытовых затрат в зависимости от изменения объема производства на переменные и постоянные и использова
ние категории маржинального дохода.
Маржинальный доход предприятия
- это выручка минус переменные издержки. Маржинальный доход на единицу продукции представляет собой разность между ценой этой единицы и переменными затратами на нее. Он включает в себя не только постоянные затраты, но и прибыль.
Маржинальный анализ (анализ
безубыточности) широко применяется
в странах с развитыми
влять процессом формирования ее величины.
С помощью
маржинального анализа
Основные этапы анализа.
1.Сбор, подготовка и
обработка исходной информации,
необходимой для проведения
2.Определение суммы
постоянных и переменных
.
3.Расчет величины исследуемых показателей.
4.Сравнительный анализ
уровня исследуемых
5.Факторный анализ изменения
уровня исследуемых
6.Прогнозирование их
величины в изменяющейся среде.
необходимость деления издержек на две части — переменные и постоянные;
переменные издержки изменяются пропорционально объему производства (реализации) продукции;
постоянные издержки не изменяются в пределах ре
левантного (значимого) объема производства (реализации) продукции, т.е. в диапазоне деловой активности предприятия, который установлен исходя из производственной мощности предприятия и спроса на продукцию;
тождество производства и реализации продукции в ра
мках рассматриваемого периода времени, т.е. запасы готовой продукции существенно не изменяются; эффективность производства, уровень цен на продукцию и потребляемые производственные ресурсы не будут подвергаться существенным колебаниям на протяжении анализируемого периода;
пропорциональность
Для эффективного управления затратами очень важно уметь правильно определять сумму постоянных и переменны
х затрат Для этой цели используются разные методы: алгебраический, графический, статистический, основанный на корреляционно – регрессионном анализе и селективный, построенный на содержательном анализе каждой статьи и элемента затрат.
Алгебраический метод
можно применять при наличии информации о двух точках объема продукции в натуральном выражении (х1 и х2) и соответствующих им затратах ( З1 и З2).Переменные затраты на единицу продукции ( b ) определяются следующим образом:
b = (З1 – З2) / ( Х1 – Х2)
Узнав переменные затраты на единицу продукции, нетрудно подсчитать сумму постоянных затрат (
а):
a
= З2 – b * x 2 ; а = З1 – b * x 1
Графический метод
нахождения суммы постоянных затрат состоит в следующем. На графике откладываются две точки , соответствующие общим издержкам для минимального и максимального объема производства.
Затем они соединяются до пересечения с осью ординат, на которой откладываются уровни издержек. Точка, где прямая пересекает ось ординат, показывает величину постоянных затрат, ко
торая будет одинаковой как для максимального , так и для минимального объема производства.
Селективный метод
позволяет более точно определить сумму постоянных и переменных затрат, но он более трудоемкий по сравнению с расмотренными выше. Но в условиях современных технологий обработки экономической информации этот процесс упрощается, если предусмотреть деление затрат на постоянные и переменные в компьютерных программах и первичных документах.
При анализе
финансового состояния
бить на переменные и постоянные, определить сумму маржинального дохода и его долю в выручке от реализации продукции. Затем по методике, описанной в параграфе 10.3, рассчитать безубыточный объем продаж (порог рентабельности), т.е. ту сумму выручки, которая необходима для возмещения постоянных расходов предприятия. Прибыли при этом не будет, но не будет и убытка. Рентабельность при такой выручке будет равна нулю.
Порог рентабельности —
отношение суммы постоянных затрат в составе себестоимости реализованной продукции к доле маржинального дохода в выручке:
Если известен порог рентабельности, то нетрудно рассчитать запас финансовой устойчивости
(ЗФУ):
Безубыточность -
такое состояние, когда бизнес
не приносит ни прибыли, ни убытков. Это выручка, которая необходима для того, чтобы предприятие начало получать прибыль. Ее можно выразить и в количестве единиц продукции, которую необходимо продать, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица проданной продукции будет приносить прибыль предприятию.
Разность между
фактическим количеством
это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Последнее время
все больший интерес
прибыли, которая базируется
на делении производственных и сбытовых
затрат на переменные и постоянные
и категории маржинального
В нашей стране при анализе прибыли обычно используют следующую модель:
где
П - сумма прибыли; К - количество (масса) реализованной продукции; Ц - цена реализации; С - себестоимость единицы продукции.
При этом исходят из предположения, что все приведенные факторы изменяются сами по себе, независимо друг от друга. Прибы
ль изменяется прямо пропорционально объему реализации, если реализуется рентабельная продукция. Если продукция убыточна, то прибыль изменяется обратно пропорционально объему продаж.
В зарубежных странах для обеспечения системного подхода при изучении факто
ров изменения прибыли и прогнозирования ее величины используют маржинальный анализ, в основе которого лежит маржинальный доход.