Теория экономического анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2012 в 13:08, шпаргалка

Описание работы

Экономический анализ представляет собой самостоятельную отрасль научных знаний, которая имеет свой предмет, целевую направленность, объект исследований, метод и методику, способы и приемы выполнения анализа. Экономический анализ – это одна из функций управления производством. Предметом анализа является одна из функций управления, которая отражает технологию процесса принятия решений и цель которой – обеспечение управленческих решений аналитической информацией. Объектом анализа может быть как предприятие в целом, так и его отдельные подразделения, службы.

Работа содержит 1 файл

ответы к экзамену по ТЭА.doc

— 185.50 Кб (Скачать)
  1. Способы приведения показателей в сопоставимый вид. 
    Обязательным      условием     сравнительного     анализа     является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:

- единство  объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;

- единство  периодов времени, за которые  производится сравнение;

- сопоставимость  условий производства;

- сопоставимость  методики исчисления показателей.

Способами приведения показателей в сопоставимый вид являются:

· нейтрализация  воздействия стоимостного, объемного, качественного и структурного факторов путем приведения их к единому  базису

·       использование средних и относительных величин, поправочных коэффициентов, методов пересчета и т.д.

Например: для  реализации влияния объемного фактора  при анализе суммы затрат на производство S = Σ (V ∗ S), необходимо плановую сумму  затрат пересчитать на фактический  объем производства продукции Σ (V1 ∗ S1) и затем сравнить с фактической суммой затрат S1 = Σ (V1 ∗ S1).


 

  1. Методы сравнения и графический.

Метод сравнения позволяет оценить работу фирмы, определить отклонения от плановых показателей, установить их причины и выявить резервы.

Основные виды сравнений, применяемые при анализе:

• отчетные показатели с плановыми показателями;

• плановые показатели с показателями предшествующего периода;

• отчетные показатели с показателями предшествующих периодов;

• показатели работы за каждый день;

• сравнения со среднеотраслевыми данными;

• показатели качества продукции данного предприятия с показателями аналогичных предприятий-конкурентов и др.

Сравнение требует  обеспечения сопоставимости сравниваемых показателей (единство оценки, сравнимость календарных сроков, устранение влияния различий в объеме и ассортименте, качестве, сезонных особенностей и территориальных различий, географических условий и т.д.).

Графический метод является средством иллюстрации хозяйственных процессов и исчисления ряда показателей и оформления результатов анализа.

Графическое изображение экономических показателей  различают по назначению (диаграммы сравнения, хронологические и контрольно-плановые графики), а также по способу построения (линейные, столбиковые, круговые, объемные, координатные и др.).

 

  1. Использование относительных величин.

Относительные величины характеризуют уровень  выполнения плановых заданий, соблюдение норм, темпы роста и прироста, структуру, удельный вес или показатели интенсивности.

 

 

  1. Использование средних величин.

Прием средних  величин используется для обобщающей характеристики массовых, качественно однородных, экономических явлений. Выражает собой отличительную особенность данной совокупности явлений, устанавливает ее наиболее типичные черты.

В экономическом анализе в зависимости от конкретной цели используются различные виды средних величин: средние арифметические, геометрические, простые, средневзвешенные.

 

  1. Метод группировок.

Группировка заключается в выделении среди  изучаемых явлений характерных групп по тем или иным признакам. Сгруппированные данные оформляются в виде таблиц. Такая таблица представляет форму рационального изложения цифровых характеристик, изучаемых явлений и процессов.

 

  1. Балансовый метод.

Балансовый  метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производства. При применении балансового метода анализа связь между отдельными показателями выражается в форме равенства итогов, полученных в результате различных сопоставлений.

 

  1. Табличный метод: виды таблиц, основные требования к оформлению таблиц.

Табличный способ предполагает отражение аналитического материала в простых, группировочных и комбинированных таблицах. Таблица - это форма наиболее рационального, наглядного и систематизированного представления исходных данных, простейших алгоритмов их обработки и полученных результатов. Она представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов). Остов таблицы, в котором заполнена текстовая часть, но отсутствуют числовые данные, называется макетом таблицы  При оформлении аналитических таблиц следует руководствоваться рядом правил, закрепленных в ГОСТе 2.105-95 ЕСКД «Общие требования к текстовым документам»

Виды таблиц.

Таблицы можно  разделить на 2 группы:

1)  книжно-журнальные таблицы – в них заполнены все элементы.

2)  канцелярские таблицы – в них заполнены только заголовочная часть и боковик.

В зависимости от формы  материалов прографки, в книжных таблицах различают цифровые, смешанные и текстовые.


Таблицы должны быть построены таким образом, чтобы  быть удобными для оформления и не иметь ничего лишнего, что бы мешало восприятию. Место какого-либо элемента определяют его смысловые связи с другими табличными элементами. Логическими элементами таблицы являются подлежащее и сказуемое. Всякую таблицу можно рассматривать как совокупность подлежащего и сказуемого. То, к чему относятся данные в прографке, принято называть подлежащим (логический субъект), а сами данные – это сказуемое (логический предикат). Подлежащее – это те объекты, которые характеризуются цифровым материалом или другими признаками; его элементы располагаются в тематическом заголовке, боковике и головке прографки.

 

  1. Факторный анализ: его типы, порядок проведения.

Под факторным анализом понимается методика комплексного и системного изучения воздействия факторов на величину результативных показателей. В ходе факторного анализа решаются следующие задачи:

- классификация  и систематизация факторов, оказывающих влияние на изменение результативного показателя;

- определение формы  связи между факторными и результативным  показателем, ее моделирование;

- количественное измерение  воздействия факторов на результативные  показатели (определение резервов роста последних);

- использование факторной  модели для управления экономическими  процессами.

В зависимости от стоящих  аналитических задач и от характера  связи между результативным и  факторными показателями различают  несколько типов факторного анализа, классификация которых представлена на рис. 4.1.

При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом - от общего к частному, т. е. выявляются факторы, которые обусловливают изменение результативного показателя (например, анализ влияния на выручку от продажи товаров эффективности использования товарных запасов, трудовых ресурсов, основных средств и торговой площади, или анализ влияния на прибыль уровня валовой прибыли и уровня расходов на продажу и т. д.).

 

  1. Метод цепных подстановок.

Метод цепных подстановок заключается в получении ряда корректированных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов — сомножителей фактическими.

Сравнение значений двух стоящих рядом показателей  в цепи подстановок позволяет исчислить влияние на обобщающий показатель того фактора, базисное значение которого заменяется на фактическое.

 

  1. Метод абсолютных разностей.

Спос абс  разниц – примен в мультиплик и смеш моделях, когда исход даные уже содерж абс откл по факторн пок-ям. Велич влиян ф-ров рассчит умнож-ем абс прироста исслед фактора на базисн (план) велич ф-ров, котор наход слева от него в модели. ВП=КР*Д*П*СВ, где Д - кол-во отработ дн 1 раб за год, П – сред продолжит раб.дня, СВ – ср.час выработ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Метод относительных разностей.

при использовании метода относительных разностей, определяют отношение абсолютных размеров указанных разностей к выровненному уровню.

Метод относительных разностей является развитием метода абсолютных разностей. Для нахождения относительных разностей абсолютные отклонения делят на общую среднюю и выражают в процентах.  По величине и знакам значений относительных отклонений можно судить о величине и силе влияния сезонного фактора.

 

Вместо относительных  разностей за каждый месяц может  быть вычислен индекс сезонности, который рассчитывается как отношение среднего уровня соответствующего месяца к общей средней. Индекс сезонности рассчитывается:

 

  • yt — средний уровень показателя соответствующего месяца  за три и более лет,
  • yc — среднемесячное (по году) значение  показателя  за все годы (общая средняя).

 

  1. Индексный метод.

Индексный метод применяется при изучении сложных явлений, отдельные элементы которых неизмеримы. Как относительные показатели индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения динамики явлений и процессов.

Индексный метод  позволяет провести разложение по факторам относительных и абсолютных отклонений обобщающего показателя, в последнем  случае число факторов должно быть равно двум, а анализируемый показатель представлен как их произведение.

 

  1. Интегральный метод.

Интегральн. метод – использ в мультип, кратных и смеш. моделях, рез-ты не завис от места положения ф-ров в модели, а доп прирост результ пок-ля, котор образ от взаимод ф-ров, раскладыв м/д ними пропорц-но изолированому их возд-ю на результ пок-ли. y=a*b   ∆ya=∆ab0+1/2∆a*∆b ∆yb=∆ba0+1/2∆a*∆b

 

  1. Метод пропорционального деления.

Исп. при анализе адаптивных или кратно-адекватных моделей –  при этом опред. доля каждого фактора  в общей сумме их приростов, кот. затем умнож. на прирост результ. показателя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Типы моделей, используемых в детерминированном факторном анализе.

Детерминированный факторный анализ имеет достаточно жесткую последовательность выполняемых процедур:

  • построение экономически обоснованной детерминированной факторной модели;
  • выбор приема факторного анализа и подготовка условий для его выполнения;
  • реализация счетных процедур анализа модели;
  • формулирование выводов и рекомендаций по результатам анализа.

Первый этап особенно важен, так как неправильно построенная модель может привести к логически неоправданным результатам. Смысл этого этапа состоит в следующем: любое расширение жестко детерминированной факторной модели не должно противоречить логике связи “причина – следствие”.

На втором этапе выбирается один из приемов факторного анализа: интегральный, цепных подстановок, логарифмический и др. Каждый из этих приемов имеет свои достоинства и недостатки.

Существуют  следующие модели детерминированного анализа:

аддитивная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в виде алгебраической суммы, в качестве примера можно привести модель товарного баланса:

,

где Р - реализация; 

- запасы на начало  периода;

П - поступление товаров; 

- запасы на конец  периода;

В - прочее выбытие товаров;

мультипликативная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в виде произведения; примером может служить простейшая двухфакторная модель:

,

где Р - реализация;

Ч - численность;

ПТ - производительность труда;

кратная модель, т. е. модель, представляющая собой отношение факторов, например:

,

где  - фондовооруженность;

ОС - стоимость основных средств;

Ч - численность;

смешанная модель, т. е. модель, в которую факторы входят в различных комбинациях, например:

,

где Р - реализация; 

- рентабельность;

ОС - стоимость основных средств; 
Об - стоимость оборотных средств.

Жестко детерминированная  модель, имеющая более двух факторов, называется многофакторной.

Информация о работе Теория экономического анализа