Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:40, курсовая работа
Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть теории международной торговли и их применение на практике, выявить их достоинства и недостатки. Для достижения этой цели необходимо решения следующих задач:
- ознакомление с теориями международной торговли;
- определение основы международного разделения труда;
- определение наиболее эффективной для отдельных стран международной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………..3
1 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……….….…....4
1.1 Теория абсолютного преимущества А. Смита……………………………...........5
1.2 Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо……………………….…......8
1.3 Теория Хекшера-Олина………...……………………………...….…..….….……12
1.4 Теорема Рыбчинского…………………………………………………………….16
1.5 Эмпирические проверки теории Хекшера-Олина………………………………17
2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...20
2.1 М. Познер: торговля, основанная на технологическом разрыве…..…….…….20
2.2 Р. Вернон: жизненный цикл товара и международная торговля………………22
2.3 Г. Хафбауер: динамическая экономия от масштаба и международная
торговля………………………………………………………………………………..24
2.4 Теория Портера: международная конкурентоспособность нации…………..…26
2.5 Теория Фирмы………………………………………………………………….….35
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………………...……..37
2. Стадия зрелости товара (The maturing product stage). К тому времени, когда товар достигнет стадии зрелости, конкуренция, с которой сталкивается инноватор на внутреннем и внешнем рынке, возрастет. Срок патентной защиты истечет, и товар будет имитироваться производителями из других стран. Спрос станет более эластичным по цене, т.е. производитель должен будет изыскивать пути снижения издержек. В то же время более высокая доля выпуска товара будет экспортироваться на зарубежные рынки, в основном на рынки развитых стран. Следовательно, фирма-инноватор сочтет для себя выгодным размещать производство для снабжения внешнего рынка за рубежом, устраняя таким образом транспортные затраты и преодолевая любые тарифные и нетарифные барьеры, устанавливаемые страной-импортером. В результате экспорт товара из страны-инноватора начнет сокращаться и даже падать.
3. Стадия стандартизации (Standardization stage). К тому времени, когда товар достигнет стадии стандартизации, спрос на этот товар станет высокоэластичным по цене. Это значит, что ценовая конкуренция будет очень интенсивной. Поэтому будут выигрывать те продавцы, которые найдут возможности для размещения производства в местах с более низкими издержками. В результате производство в стране-инноваторе начнет сокращаться. Экспорт из страны-инноватора также сократится либо прекратится совсем, импорт будет увеличиваться до тех пор, пока страна-инноватор не станет чистым импортером этого товара. Диффузия технологии, стандартизация и более низкие затраты за рубежом завершают жизненный цикл товара. Страна-инноватор сосредоточивает усилия на разработке и выводе на рынок нового товара.
Как мы видим, жизненный цикл товара начинается с разработки и вывода на рынок нового изделия, производство которого подразумевает использование новых технологий.
Эта теория, безусловно, отличается очень высокой степенью достоверности. Один из наиболее показательных примеров - это случай с производством полупроводников. Полупроводники, или транзисторы, были изобретены в США, но в течение 1950-х - 1960-х гг. их производство распространилось в Западную Европу и Японию. Столкнувшись с возрастающей конкуренцией производителей из развитых стран, США начали перемещать производство в развивающиеся страны, и с течением времени страны Юго-Восточной Азии стали основными производителями полупроводников. Страны с высоким уровнем заработной платы, возможно, сначала теряют, а затем восстанавливают свое относительное преимущество в определенном товаре, по мере того как новая волна инноваций восстанавливает их былое технологическое превосходство. Так, развитие кремниевых (силиконовых) чипов восстановило лидерство США в производстве полупроводников перед тем, как технологическое преимущество снова переместилось в развивающиеся страны.
2.3 Г. Хафбауер: динамическая экономия от масштаба и международная торговля
Еще одна технологическая теория торговли была предложена Г. Хафбауером в статье 1966 г. «Синтетические материалы и теория международной торговли». На эмпирическом материале о развитии отрасли синтетических материалов Хафбауер углубил идею Познера о том, что временное технологическое превосходство дает стране возможность использовать в международной торговле сравнительное преимущество в производстве высокотехнологичных товаров в течение определенного ограниченного периода времени - так называемого имитационного лага. Хафбауер ввел в модель еще один элемент, который служит для удлинения имитационного лага, - динамическую экономию от масштаба. Во многих отраслях существенная экономия издержек происходит вследствие «обучения во время делания», т.е. обучения в ходе самого процесса производства (learning-by-doing) [8]. 0пыт рабочей силы растет в процессе постоянного повторения одних и тех же операций. В результате средние издержки падают по Мере того, как совокупный объем производства возрастает. Следовательно, инноватор в состоянии удерживать свое сравнительное преимущество в течение более продолжительного периода времени, даже после того, как новые методы производства будут скопированы производителями в других странах. В данном случае одним из факторов технического прогресса, понимаемого как снижение доли труда в единице готовой продукции, становится опыт, накапливаемый при выполнении операций. Классическим примером обучения на опыте является авиационная промышленность США, которая за годы Второй мировой войны удвоила свое производство, сократив численность занятой рабочей силы в среднем на 20 %. Если согласиться с этим доводом Хафбауера, то можно поставить под сомнение аргументы насчет российской квалифицированной рабочей силы, которую часто рассматривают в качестве одного из весомых сравнительных преимуществ страны. Вполне вероятно, что квалификация российской рабочей силы в значительной мере утрачена в ходе работы с отсталыми технологиями в течение последних 15-20 лет.
Как и Познер, Хафбауер придавал большое значение факторам, которые приводят к инновациям в одних странах, по сравнению с другими, где этого не наблюдается. Хафбауер выдвинул гипотезу о том, что технологический прорыв, более вероятно, произойдет в странах с высоким уровнем заработной платы, поскольку высокие заработные платы создают стимулы для производителей и потребителей находить средства для экономии на труде. Из этого следует вывод, который практически полностью подтверждает результаты Познера и Вернона: опережающий экспорт технологически новых товаров будет идти из стран с высокой заработной платой в страны с низкой заработной платой.
2.4 Теория портера: международная конкурентоспособность нации
В 1991 г. американский экономист Майкл Портер (Michael Е. Porter) опубликовал исследование «Конкурентные преимущества стран» (The Competitive Advantage of Nations), изданное в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция». В этом исследовании достаточно подробно проработан совершенно новый подход к проблемам международной торговли. Одной из предпосылок этого подхода является следующее: «На международном рынке конкурируют фирмы, а не страны» [1].
Необходимо понять, как фирма создает и удерживает конкурентное преимущество, чтобы уяснить роль страны в этом процессе». Успех на внешнем рынке зависит от правильно выбранной конкурентной стратегии.
Основной единицей конкуренции по М. Портеру является отрасль, т.е. группа конкурентов, производящих товары или оказывающих услуги и непосредственно соперничающих между собой. В отрасли производятся продукты со сходными источниками конкурентного преимущества, хотя границы между отраслями всегда достаточно расплывчаты. На выбор конкурентной стратегии фирмы в отрасли влияют два главных момента.
Структура отрасли, в которой действует фирма, т.е. особенности конкуренции. На конкуренцию в отрасли оказывают воздействие пять факторов (или сил по М. Портеру):
- появление новых конкурентов;
- появление товаров или услуг-заменителей;
- способность поставщиков торговаться;
- способность покупателей торговаться;
- соперничество уже имеющихся конкурентов между собой.
Эти пять факторов определяют прибыльность отрасли, поскольку они влияют на цены, устанавливаемые фирмами, их расходы, капиталовложения и др.
С появлением новых конкурентов снижается общий потенциал прибыльности в отрасли, так как они привносят в отрасль новые производственные мощности и стремятся заполучить долю рынка, а с появлением товаров или услуг-заменителей ограничивается цена, которую фирма может запросить за свой товар.
Поставщики и покупатели, торгуясь, извлекают свою выгоду, что может привести к. снижению прибыли фирмы.
Платой
за конкурентоспособность при
Каждая отрасль имеет свою структуру. Так, в фармацевтической промышленности редко появляются новые конкуренты, а внутренняя конкуренция основана не на ценовом факторе, а на иных факторах, например НИОКР и др. Покупателей высокие цены не отпугивают, а поставщики какого-либо существенного влияния на них не оказывают. Разработка эффективного заменителя достаточно трудна, и для нее требуется значительное время.
Позиция фирмы в отрасли определяется прежде всего конкурентным преимуществом. Фирма опережает своих соперников, если имеет стабильное конкурентное преимущество:
- более низкие издержки, свидетельствующие о способности фирмы разрабатывать, выпускать и продавать сравнимый товар с меньшими затратами, чем у конкурентов. Продавая товар по такой же или примерно такой же цене, что и конкуренты, фирма в этом случае получает большую прибыль. Так, корейские фирмы, выпускающие сталь и полупроводниковые приборы с низкими издержками, используют низкооплачиваемую, но весьма производительную рабочую силу в сочетании с современной технологией и оборудованием, закупленными за рубежом или изготовленными по лицензиям;
- дифференциация товаров, т.е. способность фирмы удовлетворять потребности покупателя, предлагая товар либо более высокого качества, либо с особыми потребительскими свойствами, либо с широкими возможностями послепродажного обслуживания. Так, немецкие станкостроители используют стратегию дифференциации, основанную на высоких технических характеристиках продукции, надежности и быстром техническом обслуживании, что позволяет им диктовать высокие цены и при равных с конкурентами издержках получать большую прибыль. Другим важным фактором, влияющим на позицию фирмы в отрасли, является сфера конкуренции, или широта цели, на которую ориентируется фирма в рамках своей отрасли. Фирма должна решить для себя, сколько разновидностей товаров выпускать, какими каналами сбыта пользоваться, какой круг покупателей обслуживать, в каких районах мира продавать свою продукцию и в каких родственных отраслях конкурировать.
Отрасли сегментированы, поэтому при выборе сферы конкуренции фирма должна решить, конкурировать ли ей по широкому фронту или нацелиться на какой-либо один сектор рынка. Конкурентное преимущество достигается исходя из того, как фирма организует и выполняет отдельные виды деятельности. В результате этой деятельности создаются определенные ценности для покупателей.
Конечная ценность зависит от того, сколько клиенты готовы заплатить за товары или услуги, предлагаемые фирмой. Желательно, чтобы эта сумма превышала совокупные расходы на всю необходимую деятельность. Для того чтобы достичь конкурентного преимущества, необходимо либо предлагать покупателям товар примерно с такой же ценностью, что и у конкурентов; но производить его с меньшими издержками (стратегия меньших издержек), либо предлагать покупателям товар с большей ценностью, за который можно получить большую цену (стратегия дифференциации).
Виды деятельности фирмы объединены в так называемую цепочку ценностей. Все они вносят свой вклад в потребительную стоимость.
Их можно условно подразделить на две категории:
- первичная деятельность (производство, сбыт, доставка и обслуживание товара);
- вторичная деятельность (обеспечение компонентами производства: технологией, людскими ресурсами и т.д. или выполнение функций инфраструктуры для поддержки другой деятельности, т.е. поддерживающая деятельность).
В зависимости от выбранной конкурентной стратегии определяются способ, которым фирма выполняет отдельные виды деятельности, и вся цепочка ценностей. В разных отраслях конкретные виды деятельности имеют различное значение для достижения конкурентного преимущества [12].
Так, для продукции отраслей машиностроения большое значение имеют развитие технологии, качество сборки и послепродажное обслуживание, а для производства моющих средств - реклама.
Цепочка ценностей фирмы - это система видов деятельности, между которыми существуют связи, возникающие, когда способ осуществления какого-либо вида деятельности влияет на стоимость или эффективность других видов деятельности. Управление этими связями может стать решающим источником конкурентного преимущества.
Фирмы добиваются конкурентного преимущества, если находят новые способы конкуренции в своей отрасли и выходят с ними на рынок, т. е. осуществляют «нововведения». Под нововведением в широком смысле подразумевается совершенствование технологии, способов и методов ведения дел.
Конкретно обновление может выражаться в изменении товара или производственного процесса, новых подходах к маркетингу, новых путях распространения товара и новых концепциях сферы конкуренции и др.