Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:40, курсовая работа
Цель данной работы - наиболее полно рассмотреть теории международной торговли и их применение на практике, выявить их достоинства и недостатки. Для достижения этой цели необходимо решения следующих задач:
- ознакомление с теориями международной торговли;
- определение основы международного разделения труда;
- определение наиболее эффективной для отдельных стран международной специализации.
ВВЕДЕНИЕ………………….…………………………………………………..3
1 КЛАССИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ……….….…....4
1.1 Теория абсолютного преимущества А. Смита……………………………...........5
1.2 Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо……………………….…......8
1.3 Теория Хекшера-Олина………...……………………………...….…..….….……12
1.4 Теорема Рыбчинского…………………………………………………………….16
1.5 Эмпирические проверки теории Хекшера-Олина………………………………17
2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...20
2.1 М. Познер: торговля, основанная на технологическом разрыве…..…….…….20
2.2 Р. Вернон: жизненный цикл товара и международная торговля………………22
2.3 Г. Хафбауер: динамическая экономия от масштаба и международная
торговля………………………………………………………………………………..24
2.4 Теория Портера: международная конкурентоспособность нации…………..…26
2.5 Теория Фирмы………………………………………………………………….….35
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….………..33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……...…………………...……..37
Неравномерный рост предложения факторов имеет еще одно важное последствие, отраженное в теореме Рыбчинского: рост предложения одного из факторов производства при постоянстве прочих переменных приведет к росту выпуска товара, производимого при интенсивном использовании этого фактора, и к сокращению выпуска других товаров.
Такая ситуация может возникнуть, например, при производстве сукна в Португалии, если произойдет прирост капитала (рисунок 2).
Рисунок 2 - Изменения в производстве товаров в Португалии при росте предложения одного фактора - капитала
Теорема Рыбчинского неоднократно подтверждалась практикой. Так, уже хрестоматийным стал пример деиндустриализации Голландии - «голландская болезнь».
Проблема была связана с активной разработкой Голландией месторождений природного газа в Северном море.
Создавалось впечатление, что с ростом добычи природного газа промышленный экспорт Голландии сокращался, а рост цен на все виды топлива (включая природный газ) на мировом рынке даже усиливал эту тенденцию.
Объяснение этой ситуации вытекает из теоремы Рыбчинского: новый сектор вызывает отток ресурсов из других отраслей за счет более высокой зарплаты и более высокой прибыли в этом секторе. В результате выпуск в обрабатывающей промышленности сократился.
Таким образом, с международной торговлей могут быть связаны не только положительные, но и отрицательные последствия, что объясняет наличие двух тенденций во внешнеторговой политике - свободной торговли и протекционизма.
1.5 Эмпирические проверки теории Хекшера-Олина
Привлекательной чертой теории Хекшера-Олина является то, что она дает прогнозы возможной структуры торговли между странами, которые можно протестировать, используя эмпирические данные.
Одна из первых проверок этой теории была проведена в 1954 г. американским экономистом российского происхождения Василием Леонтьевым.
Результаты этой проверки противоречили основным выводам теории Хекшера-Олина, в соответствии с которыми, как мы уже знаем, страна должна экспортировать те товары, для производства которых она интенсивно использует избыточный для нее фактор производства.
Результаты этого тестирования получили в экономической литературе название парадокса Леонтьева.
Рассмотрим более подробно методику тестирования, его результаты и их возможные объяснения.
Методика тестирования.
Нобелевский лауреат 1973 г. Василий Леонтьев получил премию за анализ взаимозависимостей внутри экономической системы, и особенно производственного сектора, с использованием метода, который он назвал «затраты-выпуск».
Именно этот метод и был положен им в основу эмпирической проверки теории Хекшера-Олина.
Используя табличные данные «затраты-выпуск» для США за 1947 г., Леонтьев попытался протестировать гипотезу о том, что США имели сравнительное преимущество в производстве капиталоемких товаров и, следовательно, экспортировали эти товары, закупая в обмен трудоемкие товары.
Леонтьев
измерил факторную
Причина, по которой им измерялась факторная интенсивность не самого импорта, а американских товаров, замещающих импорт, состояла в том, что информация о факторной интенсивности не могла быть получена по всем товарам, которые США импортировали, или по всем странам, откуда товары импортировались.
Если факторная интенсивность этих товаров точно такая же, как и в других странах, использование замещения импорта (вместо импорта) не вызывает никаких вопросов (с точки зрения применимости такого подхода).
Фактически Леонтьев сравнил соотношение капитала и труда, необходимых для производства одной единицы американского экспорта, с таким же соотношением для американского импорта (через замещение импорта).
Результаты Леонтьева показали, что американский импорт был более капиталоемким (примерно на 30%) по сравнению с американским экспортом, что входило в полное противоречие с выводами теории Хекшера-Олина.
Парадокс Леонтьева - именно так были названы результаты этой эмпирической проверки, - по-видимому, свидетельствовал о том, что теория Хекшера-Олина неадекватно объясняет структуру и причины международной торговли.
Дальнейшие исследования показали, что противоречие, обнаруженное В. Леонтьевым, может быть устранено, если при анализе структуры торговли учитывать более двух факторов производства.
Включив в анализ более двух факторов производства, в том числе НТП, различия в видах труда (квалифицированный и неквалифицированный) и их дифференцированную оплату в различных странах, В. Леонтьев объяснил вышеназванный парадокс и тем самым внес свой вклад в теорию сравнительных преимуществ.
Леонтьев выдвинул гипотезу, что в любой комбинации с данным количеством капитала 1 человеко-год американского труда эквивалентен 3 человеко-годам иностранного труда.
Он предположил, что большая производительность американского труда связана с более высокой квалификацией американских рабочих.
Леонтьев
провел статистическую проверку, которая
показала, что США экспортируют товары,
требующие более
Это исследование послужило основой для создания американским экономистом Д. Кисингом в 1956 г. модели, учитывающей квалификацию рабочей силы. В производстве участвуют 3 фактора: капитал, квалифицированный и неквалифицированный труд.
Относительно изобилие высококвалифицированной рабочей силы ведет к экспорту товаров, требующих большого количества квалифицированного труда.
В
более поздних моделях западных
экономистов использовалось 5 факторов:
финансовый капитал, квалифицированный
и неквалифицированный труд, пригодные
для сельскохозяйственного производства
земельные угодья и др. естественные ресурсы.
2 АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
2.1 М. Познер: торговля, основанная на технологическом разрыве
Одним из первых экономистов, поднявших вопрос о том, каким образом технологические изменения могут влиять на взаимную торговлю стран, был американец М. Познер. В своей работе «Международная торговля и технические изменения» (1961) Познер предложил модель международной торговли, которая претендовала не на замену или отрицание традиционной теории Хершера-Олина, а лишь на ее расширение [15]. Основная идея подхода Познера состояла в том, что центральное место в определении структуры торговли отводилось технологии.
В качестве допущений своей теории Познер принял то, что все отрасли существуют во всех странах, равно как и факторы производства, которые распределяются между странами в равных пропорциях. Однако различия в технологических знаниях или know-how могут привести и приводят к тому, что используются разные технологии производства и производятся разные продукты в одних и тех же отраслях в различных странах [6]. Теория Познера также предполагала нулевые тарифы и транспортные издержки, идентичные вкусы потребителей, фиксированные обменные курсы, стабильный рост экономики и полную занятость. Как мы видим, большинство из этих предпосылок совпадают с допущениями теории Хершера-Олина. Исключение составляют лишь производственные функции, которые различаются вследствие использования разных технологий.
Временные лаги и развитие международной торговли.
Товары с более низкими издержками вследствие применения новых технологий разрабатываются и выводятся на рынок, потому что это дает квазимонопольную прибыль фирме, которая первой поставила этот товар на рынок.
Эта квазимонопольная прибыль (или преимущество в производстве товара) может извлекаться до тех пор, пока новый продукт или процесс не будет имитирован (повторен) конкурентами, причем не только на внутреннем, но и на внешнем рынке. Однако для имитации товара необходимо определенное время, временной лаг (time lag), в течение которого произойдет диффузия технологии в другие страны.
Познер
выделял два типа временных лагов
в распространении знаний/
Первый тип - это лаг со стороны спроса или ответный лаг (demand or reaction lag), т.е. временной период, необходимый для того, чтобы потребители «ответили», т.е. предъявили спрос на новый товар. Чем быстрее будет реакция потребителей, тем быстрее будет расти экспорт этого товара и тем больше производителей в других странах будут вынуждены реагировать на конкуренцию, которую породила данная инновация.
Второй тип - это имитационный лаг (imitation lag), т.е. временной период, необходимый иностранным производителям для имитации деятельности фирмы-инноватора. Это будет частично зависеть от степени защиты новации при помощи патента (или патентного законодательства) в стране производителя и за ее пределами. Существование таких временных лагов приводит к росту торговли, основанной на технологическом разрыве, которая называется так потому, что существует временной лаг в диффузии технологических знаний от производителя-инноватора до производителей в других странах. Познер подчеркивал, что по мере того как будут развиваться новые производственные и технологические процессы, производственные функции стран будут различаться. Это положение, как мы уже отмечали, нарушает важнейшее допущение подхода Хершера-Олина.
Разрабатывая свою теорию, Познер, безусловно, имел в виду США - страну, которая в 1950-е гг. в полной мере использовала преимущества от владения передовыми технологиями. Познер рассматривал случай, когда американский производитель «обнаруживал» новый и более дешевый метод производства определенного товара. Конкретная инновация давала США временные преимущества в издержках производства этого товара. Поскольку знания о том, как производить товар дешевле, лишь постепенно становятся доступными другим странам, США могут держать временное технологическое превосходство в течение определенного периода времени.
2.2 Р. Вернон: жизненный цикл товара и международная торговля
Еще одна динамическая теория торговли была разработана американским экономистом Р. Верноном [9]. В своей классической статье 1966 г. «Международные инвестиции и международная торговля в жизненном цикле товара» Вернон предложил использовать микроэкономическую концепцию жизненного цикла товара для объяснения такого макроэкономического явления, как зарубежная активность американских МНК в послевоенный период. Здесь сразу следует сделать несколько замечаний. Очень часто в учебной и научной литературе концепция Вернона рассматривается в контексте влияния технологических разрывов и жизненного цикла товара на международную торговлю. Однако это не совсем так. Как следует уже из названия статьи, цели Вернона были несколько шире. Опираясь на эмпирический материал о зарубежной деятельности американских фирм в послевоенный период, Верной предложил простую и оригинальную модель, которая в течение многих лет была одной из наиболее популярных и влиятельных теорий, где факторы, определяющие международную торговлю и международное производство, рассматривались в комплексе.
Этапы жизненного цикла товара по Вернону.
Как известно, рыночная жизнь товаров включает несколько периодов, которые получили название «жизненный цикл товара» (product life cycle). Верной выделял три фазы в жизненном цикле товара, которые рассматриваются применительно к США, другим развитым странам и развивающимся странам. На оси X показаны временные периоды, соответствующие стадиям цикла, а на вертикальных осях Y - объемы производства, потребления, экспорта и импорта товара в определенный момент времени [10].
1. Стадия нового товара (The new product stage). В течение этой фазы все производство расположено в стране-инноваторе - США. На это есть несколько причин. Во-первых, подавляющая часть производства должна быть рассчитана на местный рынок. Первоначально, по мере того как новые товары разрабатываются и выводятся на рынок, существует значительная неопределенность относительно их производства и пригодности для рынка. Эти проблемы можно решить, имея гибкую производственную структуру и близость к потребителю для осуществления эффективной обратной связи; а это может дать только внутренний рынок. Вместе с тем постепенно начинает развиваться экспорт. Во-вторых, производитель будет стремиться находиться как можно ближе к потребителю, чтобы получать от него любую информацию о товаре и вносить необходимые изменения для адаптации товара к рынку. В-третьих, в течение первых лет жизни товара спрос на него неэластичен по цене, отражая тот факт, что инноватор сталкивается с очень незначительной конкуренцией, если вообще сталкивается. Патентные законы будут защищать инноватора от копирования его продукта конкурентами. Это означает, что более высокие затраты, связанные с размещением производства в своей стране, могут быть переложены на потребителя. Страна-инноватор является монопольным производителем нового товара.