Теории государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:57, реферат

Описание работы

В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, воз¬можностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассиче¬ского, кейнсианского и институционального. Теории, разрабо¬танные экономистами этих направлений в разное время и в раз¬ных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономи¬ческой политики конкретных правительств.

Содержание

Введение
1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм
2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
4. Условия эффективного применения теорий в практике государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Теории государственного регулирования экономики.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

На основе общей концепции кейнсианцы разработали кон­кретные формы и методы государственной экономической по­литики в смешанной системе. Наибольшее признание в прак­тике государственного регулирования экономики получили те­ории антициклического (сейчас его чаше называют конъюнк­турным) регулирования и экономического роста.

Главное на­правление государственной антициклической политики, по мнению кейнсианцев, - это воздействие на инвестиции. Основными ее инструментами являются государственный бюд­жет, налоговая политика, регулирование нормы процента.

В условиях экономического спада предлагается стимулиро­вать расширение инвестиций, во-первых, с помощью увеличе­ния государственных расходов на закупки товаров и услуг в це­лях компенсации недостающего частного спроса; во-вторых, путем влияния на норму банковского процента. В целях расши­рения инвестиций она не должна быть слишком высокой. Это влияние, по мнению кейнсианцев, государство обеспечивает за счет выпуска в обращение дополнительных денег, в результате чего возможна умеренная инфляция. И, наконец, в-третьих, воздействие на инвестиционный процесс государство осуще­ствляет, регулируя ставки налогообложения, с тем, чтобы повы­сить как производственный, так и потребительский спрос.

Большой интерес на Западе вызвали концепции экономического роста. Именно бла­годаря теориям роста кейнсианские рекомендации широко ис­пользовались правительствами всех развитых капиталистических стран в 50-60-х гг. XX века. Важнейшим фактором экономи­ческого роста в рассматриваемых теориях считается объем инве­стиций. Из методов регулирования решающее значение прида­ется государственным расходам, расширение которых обеспе­чивается в определенной степени дефицитным финансирова­нием. Основная цель роста государственных расходов - увели­чение эффективного спроса со стороны самого государства и создание благоприятных условий для частных капиталовложе­ний. Важнейшие направления государственных расходов, со­гласно этой концепции, - научные исследования, производст­венная и социальная инфраструктура.

И теории роста, и антициклическое регулирование экономи­ки отводят главную роль государственному воздействию на инве­стиции. Кейнс и его последователи обосновывают свой подход принципом мультипликации. Согласно ему, инвестиции, осуще­ствляемые правительством, благоприятно сказываются на ди­намике национального дохода, занятости и потребления. Меха­низм его действия следующий. Отрасли, получившие первона­чальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и в смежных производствах. Это в свою очередь приводит к росту занятости и повышению спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производ­ства в отраслях, производящих предметы потребления. Так воз­никает цепная реакция, в результате которой происходит воз­растание национального дохода, обеспечивается полная заня­тость ресурсов труда и капитала.

Использование кейнсианских концепций в практике госу­дарственного регулирования экономики США и большинства стран Западной Европы породило у многих западных общест­воведов и политиков уверенность в том, что найдена почти иде­альная модель смешанной экономики. В ней рыночные рычаги обеспечивают эффективность, а государство - дополняет, по­правляет, заполняет ниши, оставленные частным предприни­мательством и рынком, добиваясь экономической и социаль­ной стабильности. Многие факты экономического развития свидетельствовали о том, что удалось в определенной степени сгладить цикл. Политика экономического роста стимулировала НТР и использование ее достижений в самых различных сферах экономики. Этому способствовали также государственные вложения в отрасли производственной инфраструктуры. Расхо­ды правительства на образование, подготовку и переподготовку кадров сделали возможным формирование совокупного работ­ника новой, обусловленной требованиями НТР квалификации. И все же на каком-то витке своенравные законы рыночной экономики вырвались из-под власти кейнсианства. Ярким сви­детельством тому был мировой экономический кризис середи­ны 70-х гг. Стало очевидным, что выдвинутые кейнсианской те­орией задачи - ликвидировать "вредные" для общества по­следствия рыночной капиталистической экономики, сохранив ее положительные черты, - в длительной перспективе трудно разрешимы. За предпринимательскую инициативу и эффек­тивность приходится расплачиваться и неустойчивостью, и без­работицей, и неравенством, и другими нежелательными по­следствиями. Но расплачиваться необходимо ради того, чтобы не потерять импульса к непрерывному движению, без которого капитал перестает быть капиталом. Так считают неоклассики. Для кейнсианцев же альтернатива "экономическая эффектив­ность" или "социальная справедливость" скорее решается в пользу последней. Цели государственной экономической по­литики - это высокий уровень занятости рабочей силы, стабильность экономического развития, стиму­лирование экономического роста, социальная политика.


3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм

 

После окончания Второй мировой войны многие страны За­падной Европы обратились к государственному планированию экономики как к ведущему методу послевоенных преобразова­ний и дальнейшего стимулирования развития народного хозяй­ства. Главную роль в создании принципиально новой концеп­ции, предполагающей введение элементов управления рыночны­ми процессами, играли экономисты институционального на­правления. В их числе наиболее заметными были французский экономист Фр.Перру, лауреаты Нобелевской премии голландец Я.Тинберген и швед Г.Мюрдаль.

В разработке концепции государственного планирования экономики, получившего название "индикативного", приняли участие специалисты многих западноевропейских стран, по­этому возможно представить ее в наиболее общем виде. При этом необходимо помнить, что в каждой стране концепция от­личалась определенным своеобразием, отражающим особенно­сти исторических, социально-экономических, культурных и других условий этого государства.

Основные принципы индикативного плана. Основу концепции составляет идея "согласованного хозяйства", предполагающая добровольное согласие всех заинтересованных субъектов на осуществление задач, содержащихся в плане. При этом предо­ставляется свобода выбора и принятия решений, сохраняется конкуренция, возможность конфликтов.

План назван индикативным. Это означает что он рекоменда­тельный, указывающий, не предполагающий какой-то специ­альной ответственности за невыполнение. В то же время, по от­ношению к рынку, это волевое вмешательство государства, его большее или меньшее влияние на поведение хозяйствующих субъектов, на их выбор. Для государственного сектора приме­няются и элементы обязательности.

Концепция индикативного плана включает следующие пози­ции:

а)              прогнозирование важнейших процессов на длительную,
среднюю или ближайшую перспективу;

б)              составление более или менее детальных программ, ориен­
тирующих экономическое развитие в определенных целях. Це­
лями являются, как правило, прирост национального продукта
в определенных размерах с учетом социальной и экологической
платы за прирост, увеличение занятости, улучшение структуры
платежного баланса, преодоление диспропорций (региональ­
ных, отраслевых), перестройка структуры национальной эко­
номики и т.п.;

в)              определение средств реализации плана. В их числе предус­
матриваются государственное финансирование капиталовло­
жений, система преференций (кредиты, субсидии, налоговые
льготы), т.е. использование закона прибыли. Применяются
также заниженные тарифы на государственный транспорт и
электроэнергию;

г)              выработка экономических, политических и административных мер и создание учреждений (институтов), т.е. механизма, с помощью которого государству предстоит реализовать принятые планы;

д)              перманентная корректировка планов и модификация механизма их осуществления.

После Второй мировой войны концепция индикативного планирования экономики претворялась в жизнь в двенадцати странах Европы и в Японии. Во Франции с 1947 г. осуществля­лись пятилетние планы. В Голландии с 1948 г. составлялись пя­тилетние планы, кроме того был разработан долгосрочный про­гноз на 1950-1970 гг., а на 1960-1980 проведено "исследование экономических возможностей" страны. В Норвегии с 1949 г. действовали четырехлетние планы, в Швеции с 1948 - пяти­летние. Япония с 1948 г. планировала пятилетки. Помимо этих стран, использовали национальное программирование и инди­кативное планирование экономики после Второй мировой войны Греция, Португалия, Италия, Ирландия, Бельгия, Анг­лия, Исландия, Испания.

Вера в неограниченные возможности научно -технического прогресса, его способность преобразовать общество, государст­во и самих людей придавала идеям планирования, разрабатыва­емым институционалистами, необыкновенную привлекатель­ность, сделала их научные труды исключительно популярными в самых широких кругах населения Европы середины XX века.

Французский государственный дирижизм. Создатели француз­ской системы планирования, широко известной как "государ­ственный дирижизм", нашли целый ряд новых дополнитель­ных подходов к проблеме государственного планирования в ус­ловиях рыночной экономики. Они сумели учесть особенности социально - экономического и политического положения Франции после Второй мировой войны.

Восстановление экономики, ее модернизация, реконструк­ция старых и создание новых отраслей производства, ускорение темпов экономического роста и преодоление отставания от уровня производства других развитых стран - все эти задачи невозможно было решить только при помощи прогнозирова­ния, планирования и программирования экономики. Понадо­билось государственное участие в формировании новой структуры экономики, государственное управление всем процессом перестройки хозяйства. Государство должно было стать дириже­ром экономической игры. Так считали французские экономис­ты, сторонники социологической школы, близкой по основным идеям к институционализму.

Значительную роль в обосновании самой возможности госу­дарственного дирижизма в рыночной экономике сыграла кон­цепция рынка, которую разработал глава социологической школы Фр.Перру. В своих работах он отмечал, что современ­ный реально существующий рынок не соответствует идеаль­ным представлениям либеральных экономистов. Механизм свободной конкуренции не выполняет более роли регулятора равновесия, ибо рынок структурно преобразован монополия­ми и вмешательством других институтов. Поведение экономи­ческих агентов обусловлено правилами игры, порождаемой не механизмом обмена товаров, а соотношением сил партнеров по экономической деятельности. Ведя настойчивый поиск ис­тинных дирижеров экономической игры, Перру обосновал не­обходимость заметного усиления воздействия государства на экономику.

Для претворения в жизнь идей французских экономистов су­ществовали благоприятные объективные условия. В результате послевоенной национализации ряда отраслей промышленнос­ти (угольная, железнодорожный транспорт, электроэнергетика и др.), пяти крупных коммерческих банков и целого ряда дру­гих объектов в стране сложился значительных размеров госу­дарственный сектор, который мог стать и основой, и средством экономических преобразований.

Создавая теоретическую основу для принятия экономичес­ких решений в практике планирования, главную задачу сторон­ники социологической школы видели в том, чтобы добиться структурной перестройки французской экономики, роста кон­центрации производства и капитала в целях приспособления к внешней конкуренции, обеспечения конкурентоспособности французских товаров на мировом рынке. Одной из важнейших теоретических "находок" Перру и его сподвижников, получив­ших эффективное применение в практическом построении ин­дикативных планов, был принцип избирательности государст­венной политики, положенный в основу концепции "привилегированных точек применения силы". Современные, новейшие отрасли, - считали ее приверженцы, - отрасли тяжелой про­мышленности, химии, общего машиностроения, нефтеперера­ботки - это моторы, движущие силы прогресса. Они или со­вершенствуют другие отрасли (например, электроника), или подготавливают массовые нововведения в будущем (такова роль атомной энергетики). Именно развитие этих отраслей-мо­торов и должно быть целью избирательной политики прави­тельства, ибо они увеличивают масштабы и темпы экономиче­ской экспансии нации, модифицируют структуру всей нацио­нальной экономики.

В результате подобных действий правительства мог быть обеспечен, по мысли французских экономистов, гармонизиро­ванный рост. Однако его непременным условием являлось со­гласие с экономическими ориентирами правительства всех групп населения, смягчение всех социальных напряжений.

Концепции Фр.Перру и его единомышленников использова­лись при формировании системы индикативного планирова­ния экономики. В1946 г. был издан декрет о создании во Фран­ции Генерального комиссариата планирования, а в следующем 1947 г. принят план ("Монне") на 1947-1950 гг., который был продлен до 1952 г. включительно. Затем в 1953-1957 гг. действо­вал второй план ("Гирша"). Потом последовали третий (1957-1961), четвертый (1962-1965), пятый (1966-1970), шестой (1971-1975) и седьмой (1976-1980) планы.

В 60-х - 70-х гг. начался отход государственной экономичес­кой политики от ее первоначальных теоретических позиций дирижизма. Исключительную роль в этом сыграли участие Франции в ЕЭС и отказ от традиционного протекционизма. Введение конвертируемости валюты, увеличение свободного движения капитала и рабочей силы существенно затрудняли прежнюю экономическую политику. Усиливалось воздействие конъюнктуры рынка на экономику страны, что ухудшало воз­можности прогнозирования и предвидения. Но самое главное - укрепились (с большой помощью государства) позиции крупного капитала, который все менее был заинтересован в су­щественной государственной регламентации. Конъюнктурная политика получила значительное преимущество перед полити­кой долгосрочного роста.

Информация о работе Теории государственного регулирования экономики