Теории государственного регулирования экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:57, реферат

Описание работы

В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, воз¬можностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассиче¬ского, кейнсианского и институционального. Теории, разрабо¬танные экономистами этих направлений в разное время и в раз¬ных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономи¬ческой политики конкретных правительств.

Содержание

Введение
1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм
2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
4. Условия эффективного применения теорий в практике государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Теории государственного регулирования экономики.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


17

 

План

 

Введение

3

1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм

4

2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика

7

3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм

10

4. Условия эффективного применения теорий в практике государственного регулирования экономики

14

Заключение

16

Список использованной литературы

17

 


Введение

 

В мировой экономической ли­тературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государствен­ного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей ин­фляции, мира войны). В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30-60-ые гг. - в сторону активизации воздействия государст­ва; с 70-х гг. - в сторону возрастания регулирующей роли рын­ка и его механизмов. В целом процессы, происходившие в ми­ровом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и разработке научно обоснованной экономической политики государства.

В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, воз­можностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассиче­ского, кейнсианского и институционального. Теории, разрабо­танные экономистами этих направлений в разное время и в раз­ных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономи­ческой политики конкретных правительств.


1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм

 

Неоклассическое направление выдвинуло в XX в. немало видных ученых. Среди них основа­тель направления английский экономист А.Маршалл, амери­канцы Э.Чемберлин, Л.Мизес, лауреаты Нобелевской премии Ф.Хайек, М.Фридмен.

Концепции государственного регулирования экономики оп­ределяются методологией того или иного направления и трак­товкой сущности и роли рыночного координирующего меха­низма. Главным мотивом действия человека неоклассики счи­тают собственный интерес. Экономика рассматривается ими как равновесная и относительно гармоничная система, в кото­рой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство сво­бодной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя дости­жение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом сво­его оптимума (отметим, что речь идет лишь об условиях свобод­ной конкуренции).

Такой подход, впервые разработанный А. Смитом (1723-1790), получил название экономического либерализма. Роль госу­дарства английский классик ограничивал функцией "ночного сторожа" для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.

Отвечая потребностям современного общественного разви­тия, неоклассики XX столетия модернизировали и развили идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь не­посредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функ­ционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказы­вал, что государство нельзя подпускать к планированию и регу­лированию экономического процесса, но в то же время оно не­обходимо для формирования элементов экономического порядка.

Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами "экономического порядка", создаваемыми госу­дарством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собст­венности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление на­логовой политики, стимулирующей предпринимательство.

Регулирование денежного обращения. Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали уче­ные Чикагского университета США. Здесь создалась своеоб­разная школа экономистов - сторонников либеральной эко­номики и либеральных методов государственной экономичес­кой политики. Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного меха­низма считает стабильное денежное обращение. Его теория во­шла в историю экономической науки под названием "монета­ризм ".

В основе концепции Фридмена лежит так называемая коли­чественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находя­щаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию уп­равления спросом, а через нее - и хозяйственными процесса­ми, в частности, они оказывают значительное влияние на объ­ем производства и занятость.

М.Фридмен отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования эко­номики. Отклонение от этого правила означает распад всех ме­ханизмов, с помощью которых части рыночной экономики об­разуют единое целое, убеждает он. Стабильный рост запаса де­нег обеспечивает - с определенным лагом - стабильный рост производства. Отсюда его "денежное правило": Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.

В условиях гиперинфляции, охватившей мировое хозяйство в 70-х гг. XX в., Фридмен предложил правительствам программу ее преодоления. Она предполагала следующие меры: 1. Отка­заться от циклического регулирования количества денег в обра­щении. Обеспечить строжайший контроль со стороны цент­рального правительства за денежной массой, не допуская ее роста более чем на 3-5% в год. 2. Установить высокий банков­ский процент. 3. Минимизировать рост зарплаты, не препятст­вуя даже ее падению, для чего сохранить безработицу на доста­точно высоком уровне1. 4. Сократить расходы государственного бюджета.

Его предложения были высоко оценены правительствами многих стран. Первыми их использовали правительства США и Великобритании. Это касалось прежде всего строжайшего кон­троля со стороны центрального правительства за денежной массой. Строгое соблюдение количества денег в обращении должно было, по мнению правительства английских консерва­торов, обеспечить ясность в оценке развития инфляционных процессов, стабилизировать поведение субъектов экономичес­ких отношений и затормозить увеличение как заработной пла­ты, так и цен.

Правительства США и Великобритании стремились также, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста де­нежной массы путем установления высокого банковского про­цента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако про­центные ставки, достигшие в начале 80-х гг. очень высоких раз­меров, вызвали, например в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуществление "политики доходов", прежде всего огра­ничение роста заработной платы как будто бы приносило по­зитивные результаты. Гиперинфляция 70-х - начала 80-х гг. была подавлена. А "денежное правило" М.Фридмена не допус­кать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых орга­низаций нашего времени. Кредо для денежной политики пра­вительств конца XX - начала XXI в. монетаризм определил как стабильность, стабильность и еще раз стабильность.

Теория предложения и налоговая политика. В 70-80-х гг. еще одна неоклассическая теория нашла применение в практике го­сударственного регулирования экономики. Ее создателями были американские экономисты АЛаффер и Дж.Гильдер. Изучая возможные зависимости между различными сторонами госу­дарственной экономической политики (фискальные, денеж­ные мероприятия, регулирование занятости, заработной платы и др.), они стремились отыскать пути выхода из стагнации про­изводства, характерной для тяжелейшего экономического кри­зиса 70-х гг. В изучении рынка и деятельности на нем хозяйст­венных агентов неоклассики особое значение придают анализу предложения (считая, что спрос порождается предложением). Это значит, что во главу угла они ставят эффективность исполь­зования факторов производства, среди которых особо выделя­ется предпринимательство. Именно к этому фактору, его ог­ромным потенциальным возможностям обеспечения роста производства и обратили свои взоры американские ученые.

Важнейшим средством стимулирования предпринимательства неоклассическая теория считает налоговую политику государст­ва. Именно ее и было предложено существенно изменить, снизив ставки налогов, причем в большей степени для наиболее богатых слоев населения. Предполагалось, что с расширением производ­ства, выходом всей экономики из стагнации бюджет пополнится большими доходами даже при меньших ставках налогов.

Созданный на основе теории "экономики предложения" проект налоговой реформы претворялся в жизнь особенно ин­тенсивно в первое четырехлетие президентства Р.Рейгана. Выс­шая ставка подоходного налога была снижена с 70 до 50%. В ре­зультате ставки налога стали значительно менее прогрессивны­ми. В последующие годы президентства Рейгана ставка была снижена до 38%. Кроме того, было уменьшено налогообложе­ние даров, недвижимости, накоплений и инвестиций. Значи­тельные налоговые льготы были предоставлены корпорациям, для чего пришлось пересмотреть сроки амортизации и осуще­ствить ряд других мер.

Новой налоговой политикой наряду с рядом других мер, предпринимаемых как правительством, так и корпорациями, государству удалось создать достаточно благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Об этом свидетельст­вует тот факт, что американская экономика в 80-х гг. преодоле­ла стагнацию (правда, с большими трудностями) и вступила в период экономического роста.


2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика

 

Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономи­сты этого направления являются сторонниками рыночной эко­номики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координи­рует и направляет преимущественно рынок - механизм сво­бодных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предло­жения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.

Кейнс и его последователи создали строй­ную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихий­ного рыночного механизма и причин государственного вмеша­тельства в экономику; б) формирование целей такого вмеша­тельства; в) определение направлений, форм и методов госу­дарственного регулирования экономики.

Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных ин­ститутов, созданных историей человеческого общества. Рыноч­ная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспо­сабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удает­ся эффективно решать абсолютно все экономические пробле­мы и что рыночная система не имеет минусов.

Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработи­ца, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причи­нам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике опреде­ляет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, ква­лификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о соци­альной справедливости.

К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые обществен­ные блага: национальная оборона, охрана общественного поряд­ка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундамен­тальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэф­фективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.

Преодоление "провалов рынка" требует активного вмеша­тельства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) не­устойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам ры­ночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в ре­зультате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихуд­ших бедствий экономической жизни.

Информация о работе Теории государственного регулирования экономики