Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 02:57, реферат
В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, воз¬можностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассиче¬ского, кейнсианского и институционального. Теории, разрабо¬танные экономистами этих направлений в разное время и в раз¬ных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономи¬ческой политики конкретных правительств.
Введение
1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм
2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм
4. Условия эффективного применения теорий в практике государственного регулирования экономики
Заключение
Список использованной литературы
17
План
Введение | 3 |
1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм | 4 |
2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика | 7 |
3. Концепция индикативного планирования. Государственный дирижизм | 10 |
4. Условия эффективного применения теорий в практике государственного регулирования экономики | 14 |
Заключение | 16 |
Список использованной литературы | 17 |
Введение
В мировой экономической литературе представлен довольно разнообразный спектр мнений относительно места, роли, целей и возможностей государственного вмешательства в рыночную экономическую систему. При этом взгляды ученых существенно менялись в зависимости от конкретных условий развития мирового хозяйства (периодов процветания, затяжных кризисов, тяжелой, галопирующей инфляции, мира войны). В XX в. маятник поворачивался дважды: в 30-60-ые гг. - в сторону активизации воздействия государства; с 70-х гг. - в сторону возрастания регулирующей роли рынка и его механизмов. В целом процессы, происходившие в мировом хозяйстве, содействовали существенному возрастанию роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций его развития и разработке научно обоснованной экономической политики государства.
В оценке сущности и роли рыночного механизма, целей, возможностей, границ, форм государственного регулирования экономики значительно разошлись мнения приверженцев трех ведущих направлений экономической науки XX в.: неоклассического, кейнсианского и институционального. Теории, разработанные экономистами этих направлений в разное время и в разных странах, применялись в практике государственного регулирования экономики, разделяя и успехи, и неудачи экономической политики конкретных правительств.
1. Государство в неоклассических теориях. Экономический либерализм
Неоклассическое направление выдвинуло в XX в. немало видных ученых. Среди них основатель направления английский экономист А.Маршалл, американцы Э.Чемберлин, Л.Мизес, лауреаты Нобелевской премии Ф.Хайек, М.Фридмен.
Концепции государственного регулирования экономики определяются методологией того или иного направления и трактовкой сущности и роли рыночного координирующего механизма. Главным мотивом действия человека неоклассики считают собственный интерес. Экономика рассматривается ими как равновесная и относительно гармоничная система, в которой компетентный эгоизм всех ее членов через посредство свободной конкуренции ведет к наибольшему благосостоянию всего общества. Всякое вмешательство государства в действия рыночных сил наносит им огромный ущерб, затрудняя достижение индивидуумом, а следовательно, и всем обществом своего оптимума (отметим, что речь идет лишь об условиях свободной конкуренции).
Такой подход, впервые разработанный А. Смитом (1723-1790), получил название экономического либерализма. Роль государства английский классик ограничивал функцией "ночного сторожа" для поддержания порядка, охраны и защиты частной собственности и конкуренции.
Отвечая потребностям современного общественного развития, неоклассики XX столетия модернизировали и развили идеи А.Смита. По их мнению, государство, не вмешиваясь непосредственно в действия рыночных сил, должно создавать благоприятные экономические условия для эффективного функционирования рынка и предпринимательства. Один из авторов этой идеи, немецкий экономист В.Ойкен (1891-1950) доказывал, что государство нельзя подпускать к планированию и регулированию экономического процесса, но в то же время оно необходимо для формирования элементов экономического порядка.
Современная неоклассическая мысль такими необходимыми элементами "экономического порядка", создаваемыми государством, считает охрану закона и порядка, защиту прав собственности, поддержание конкуренции, обеспечение здорового, неинфляционного денежного обращения, осуществление налоговой политики, стимулирующей предпринимательство.
Регулирование денежного обращения. Во второй половине XX в. неоклассические взгляды особенно активно развивали ученые Чикагского университета США. Здесь создалась своеобразная школа экономистов - сторонников либеральной экономики и либеральных методов государственной экономической политики. Чикагский профессор М.Фридмен важнейшим условием эффективного функционирования рыночного механизма считает стабильное денежное обращение. Его теория вошла в историю экономической науки под названием "монетаризм ".
В основе концепции Фридмена лежит так называемая количественная теория денег. Согласно ей денежная масса, находящаяся в обращении, оказывает непосредственное влияние на уровень цен. Это означает, что деньги выполняют функцию управления спросом, а через нее - и хозяйственными процессами, в частности, они оказывают значительное влияние на объем производства и занятость.
М.Фридмен отстаивает идею об исключительном значении устойчивости денег для нормального функционирования экономики. Отклонение от этого правила означает распад всех механизмов, с помощью которых части рыночной экономики образуют единое целое, убеждает он. Стабильный рост запаса денег обеспечивает - с определенным лагом - стабильный рост производства. Отсюда его "денежное правило": Центральный банк обязан поддерживать устойчивость прироста денежного запаса независимо от циклического движения хозяйственной конъюнктуры.
В условиях гиперинфляции, охватившей мировое хозяйство в 70-х гг. XX в., Фридмен предложил правительствам программу ее преодоления. Она предполагала следующие меры: 1. Отказаться от циклического регулирования количества денег в обращении. Обеспечить строжайший контроль со стороны центрального правительства за денежной массой, не допуская ее роста более чем на 3-5% в год. 2. Установить высокий банковский процент. 3. Минимизировать рост зарплаты, не препятствуя даже ее падению, для чего сохранить безработицу на достаточно высоком уровне1. 4. Сократить расходы государственного бюджета.
Его предложения были высоко оценены правительствами многих стран. Первыми их использовали правительства США и Великобритании. Это касалось прежде всего строжайшего контроля со стороны центрального правительства за денежной массой. Строгое соблюдение количества денег в обращении должно было, по мнению правительства английских консерваторов, обеспечить ясность в оценке развития инфляционных процессов, стабилизировать поведение субъектов экономических отношений и затормозить увеличение как заработной платы, так и цен.
Правительства США и Великобритании стремились также, следуя монетаристской концепции, снизить темпы роста денежной массы путем установления высокого банковского процента. В результате удалось замедлить этот темп. Однако процентные ставки, достигшие в начале 80-х гг. очень высоких размеров, вызвали, например в США, недовольство фермеров, мелких и средних капиталистов. Эта мера не стала популярной и потому, что препятствовала росту деловой активности. В то же время осуществление "политики доходов", прежде всего ограничение роста заработной платы как будто бы приносило позитивные результаты. Гиперинфляция 70-х - начала 80-х гг. была подавлена. А "денежное правило" М.Фридмена не допускать прироста денежной массы более чем на 3-5% в год легло в основу политики международных валютно-финансовых организаций нашего времени. Кредо для денежной политики правительств конца XX - начала XXI в. монетаризм определил как стабильность, стабильность и еще раз стабильность.
Теория предложения и налоговая политика. В 70-80-х гг. еще одна неоклассическая теория нашла применение в практике государственного регулирования экономики. Ее создателями были американские экономисты АЛаффер и Дж.Гильдер. Изучая возможные зависимости между различными сторонами государственной экономической политики (фискальные, денежные мероприятия, регулирование занятости, заработной платы и др.), они стремились отыскать пути выхода из стагнации производства, характерной для тяжелейшего экономического кризиса 70-х гг. В изучении рынка и деятельности на нем хозяйственных агентов неоклассики особое значение придают анализу предложения (считая, что спрос порождается предложением). Это значит, что во главу угла они ставят эффективность использования факторов производства, среди которых особо выделяется предпринимательство. Именно к этому фактору, его огромным потенциальным возможностям обеспечения роста производства и обратили свои взоры американские ученые.
Важнейшим средством стимулирования предпринимательства неоклассическая теория считает налоговую политику государства. Именно ее и было предложено существенно изменить, снизив ставки налогов, причем в большей степени для наиболее богатых слоев населения. Предполагалось, что с расширением производства, выходом всей экономики из стагнации бюджет пополнится большими доходами даже при меньших ставках налогов.
Созданный на основе теории "экономики предложения" проект налоговой реформы претворялся в жизнь особенно интенсивно в первое четырехлетие президентства Р.Рейгана. Высшая ставка подоходного налога была снижена с 70 до 50%. В результате ставки налога стали значительно менее прогрессивными. В последующие годы президентства Рейгана ставка была снижена до 38%. Кроме того, было уменьшено налогообложение даров, недвижимости, накоплений и инвестиций. Значительные налоговые льготы были предоставлены корпорациям, для чего пришлось пересмотреть сроки амортизации и осуществить ряд других мер.
Новой налоговой политикой наряду с рядом других мер, предпринимаемых как правительством, так и корпорациями, государству удалось создать достаточно благоприятные условия для предпринимательской деятельности. Об этом свидетельствует тот факт, что американская экономика в 80-х гг. преодолела стагнацию (правда, с большими трудностями) и вступила в период экономического роста.
2. Теории кейнсианства. Кейнсианская экономическая политика
Основы кейнсианского направления экономической мысли были заложены английским экономистом Дж.М.Кейнсом (1883-1946) в его книге "Общая теория занятости, процента и денег", опубликованной в 1936 г. Как и неоклассики, экономисты этого направления являются сторонниками рыночной экономики, т.е. экономики, жизнь которой организует, координирует и направляет преимущественно рынок - механизм свободных цен, прибылей и убытков, равновесия спроса и предложения. Однако оценка возможностей этого механизма у них другая. По этой причине отличается и точка зрения на место, цели, роль, функции государства в экономике.
Кейнс и его последователи создали стройную концепцию экономической системы, регулируемой как рынком, так и государством. Эту систему нередко называют кейнсианской смешанной экономикой. Концепция кейнсианцев включает следующие основные положения: а) оценка стихийного рыночного механизма и причин государственного вмешательства в экономику; б) формирование целей такого вмешательства; в) определение направлений, форм и методов государственного регулирования экономики.
Оценивая плюсы рыночной системы, кейнсианцы, как и большинство экономистов других направлений, отмечают, что рынок - это один из самых удивительных общественных институтов, созданных историей человеческого общества. Рыночная система чрезвычайно динамична, дает широкий простор изменениям, восприимчива к нововведениям, гибко приспосабливается к новым потребностям. Однако, как убеждены кейнсианцы, это не означает, что рыночному механизму удается эффективно решать абсолютно все экономические проблемы и что рыночная система не имеет минусов.
Во-первых, рыночная экономика внутренне неустойчива. Для нее характерны циклический характер воспроизводства, когда бурный рост сменяется кризисным спадом, а также безработица, особенно увеличивающаяся в годы кризиса. Во-вторых, (и этот аспект кейнсианцы выделяют особо), рыночная система безразлична к социальному результату. В рыночной экономике царствуют богатство и доход. Только они дают доступ к товарам и услугам. Те, кто не имеет богатства и по тем или иным причинам не может производить, не в состоянии получить доход при помощи, рыночного механизма. Но и у тех, кто имеет доход и способен производить, возникают проблемы. Унаследовавшие большие состояния имеют доступ к доходам, хотя сами ничего не произвели. Да и удачливость в рыночной экономике определяет размер дохода в не меньшей степени, чем трудолюбие, квалификация или талант. Это значит, подчеркивают кейнсианцы, что распределение дохода, обусловленное действием рыночных сил, отнюдь не соответствует представлениям общества о социальной справедливости.
К тому же не все блага и услуги могут быть оценены рынком. К их числу относятся, прежде всего, так называемые общественные блага: национальная оборона, охрана общественного порядка, прогнозы погоды, уличное освещение, результаты фундаментальных научных исследований и др. Рынок оказывается неэффективным и в случае с так называемыми внешними эффектами, связанными прежде всего с загрязнением окружающей среды.
Преодоление "провалов рынка" требует активного вмешательства государства, которому надлежит выполнять функцию "встроенного стабилизатора", ликвидируя (или нивелируя) неустойчивость - как экономическую, так и социальную. Оно призвано стать необходимым дополнением к рынку, заполняя бреши, решая вопросы, которые оказываются не по силам рыночному регулированию. Известный американский экономист лауреат Нобелевской премии П.Самуэльсон считает, что в результате создается смешанная экономика, которая фактически является гигантской системой общего страхования от наихудших бедствий экономической жизни.
Информация о работе Теории государственного регулирования экономики