Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:15, курсовая работа
Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).1. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокуп
2. Ответственность государства
за реализацию права граждан
на труд, содействие занятости
трудовой деятельностью, на
При переходе к рыночной экономике меняется точка зрения на эффективную занятость. На смену идеологии всеобщей занятости трудоспособного населения, подкрепляемой обязанностью человека участвовать в общественном производстве, приходит концепция обеспечения желаемой занятости и свободного выбора ее формы и вида. Иначе говоря, правительство должно гарантировать каждому человеку возможность трудиться, а человек вправе избирать место и вид трудовой деятельности и принимать решение об участии в ней. В условиях рынка государству гораздо труднее выполнить первое условие по сравнению со вторым. Благодаря принятию в России законодательства о занятости, Трудового кодекса возникла правовая база, соответствующая рыночным принципам функционирования системы занятости.
Государственное регулирование
занятости различается не только
по странам, но и в одной стране
в разные временные периоды. Меры
государственного воздействия на рынок
труда на общегосударственном, региональном
и муниципальном уровнях
Проблемы становления
нового типа социально-трудовых отношений
в России, социальная опасность безработицы,
колебания спроса на труд и его
предложения вынуждают
Основная цель активной политики — всемерное содействие в трудоустройстве потерявшим работу. Реализация этой цели осуществляется со стороны как спроса на труд, так и его предложения и включает в себя комплекс мероприятий:1) содействие трудоустройству через государственные и коммерческие службы трудоустройства (деятельность последних нормативно регламентируется и контролируется государством, в том числе посредством лицензирования);2) развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки как упредительной и профилактической меры содействия занятости через программы обучения и путем стимулирования участия работодателей в программах профессиональной подготовки и переподготовки, например, посредством налоговых льгот, квотирования финансовых ресурсов компании, выделяемых на обучение, и рабочих мест, частичной выплаты государством зарплаты работнику во время обучения;3) организация общественных работ, включая работы по строительству и благоустройству городов, защите земли, уходу за больными, престарелыми;4) содействие самозанятости и предпринимательству через предоставление кредитов и субсидий, налоговые льготы для вновь созданных компаний, консультационная помощь и обучение предпринимателей;5) содействие занятости социально слабозащищенных групп населения (женщины, молодежь, инвалиды, пожилые, длительно безработные) путем первоочередного направления на переобучение; целевое квотирование и бронирование рабочих мест, предоставление дополнительных гарантий при найме и увольнении, субсидий и налоговых льгот для компаний, использующих труд данных категорий.
Из большого спектра проблем государственного регулирования занятости и рынка труда выделим его основные направления:
• регулирование развития системы рабочих мест;
• регулирование спроса на рабочие места;
• государственная политика в развитии системы образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров7.
Обобщая сказанное выше, выделим следующие ключевые направления государственного регулирования занятости:
— установление системы свободного выбора труда;
— законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
— установление минимального размера оплаты труда;
— функционирование государственных служб занятости;
— содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;
— выплата государственных пособий по безработице;
— государственное участие
в организации системы
Механизм государственного
регулирования занятости и
• экономические методы: льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика с целью стимулирования предпринимателей сохранять и создавать рабочие места, осуществлять профессиональное обучение кадров и т.п.;
• организационные методы: создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, государственной системы профориентации, подготовки и переподготовки кадров;
• административно-
Меры государственной политики могут быть дифференцированы также следующим образом:
• пассивная политика занятости,
сводящаяся в основном к содействию
в заполнении вакантных рабочих
мест и выплате пособий по безработице
в пределах, ограниченных финансовыми
возможностями органов
• активная политика занятости, осуществляемая с помощью инвестиционной, финансовой, кредитной, налоговой политики, направленная на предотвращение массовой безработицы.
Одним из наиболее важных путей
воздействия на состояние занятости
является всестороннее развитие масштабов
переподготовки высвобождаемой рабочей
силы, соответствующей структуре
высвобождаемых рабочих мест. Стратегия
эффективной занятости должна строиться
не только и не столько на превентивных
мерах по сдерживанию социально-опасного
уровня безработицы, сколько на проведении
активной политики на рынке труда. В
числе этих мер - повышение профессионально-
Следовательно, при разработке
программ занятости важно обосновать
соотношение активного и
Зарубежный опыт, особенно Швеции, показывает, что проведение активной политики занятости, препятствующей массовому выходу людей на открытый рынок труда, не только означает лучшую социальную защищенность в сфере труда при экономии бюджетных средств. Существует также явная ее корреляция с уровнем безработицы - там выше ее уровень, где больше в соотношении затрат доля их на пассивную политику (пособия по безработице, стимулирование ухода на пенсию и т.п.).
Россия проводила в основном пассивную государственную политику занятости. Таким образом, ключевые направления государственного регулирования занятости следующие:
установление системы свободного выбора труда; законодательное регулирование рынка труда и трудовых отношений;
установление минимального размера оплаты труда; функционирование государственных служб занятости;
содействие созданию рабочих мест и обеспечению занятости социально уязвимых групп населения;
выплата государственных пособий по безработице;
государственное участие
в организации системы
1 Закон О занятости населения в Российской Федерации(статья 1)
(в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 года N 36-ФЗ)
(с изменениями на 11 июля 2011 года)
2 http://www.economy
3
Рофе А.И. Экономика труда:учебник/А.И.Рофе.-М.:
4
Эсаулова И.,Нагибина Н.Эффективность
по-нидерландски(
5Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие.//А.М.Бабашкина/ – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 218.
6 Капканщиков С.Г. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2006. – С. 243.
7 Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 218.
Информация о работе Теоретические основы занятости населения