Теоретические основы занятости населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).1. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокуп

Работа содержит 1 файл

курсовая по рынку труда.docx

— 157.05 Кб (Скачать)

На 1 марта 2009 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,1 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 1,9 млн. человек имеют статус безработных и около 1,7 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Численность работников, занятых неполный рабочий день, возросла в среднем за 2009 год до2,2 млн.чел.(из них 41% трудится по сокращенному графику по инициативе работодателя). Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7 % экономически активного населения).Если к лицам, уже фактически оказавшимся «на улице», добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12 % экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20 % населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное – существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.

Занятость, безработица  и уровень образования населения. По данным обследований населения по проблемам занятости, 56% занятого населения имеют высшее или среднее профессиональное образование (29% - высшее и 27% - среднее профессиональное). За последние 10 лет доля занятого населения с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 4 процентных пункта), со средним профессиональным - сократилась (на 4 процентных пункта).

Среди безработных специалисты  с высшим или средним профессиональным образованием составляют 36%. По сравнению  с 2000г. доля безработных с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 2 процентных пункта) и составляет 15%, со средним профессиональным образованием - сократилась (на 5 процентных пункта) и составляет 21%.

Существенно возросла за последние 10 лет доля лиц с начальным  профессиональным образованием среди  занятого населения (с 10% - в 2000г. до 20% - в 2010г.) и безработных (с 12% - в 2000г. до 21% - в 2010г.).

Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и  ниже безработица. В 2010г. уровень занятости  среди населения с высшим профессиональным образованием1) составил 81,2%, уровень безработицы2) - 4,0%, со средним профессиональным образованием, соответственно, 73,5% и 5,8%, начальным профессиональным образованием - 72,4% и 7,9%.

Существенно выше уровень  безработицы и ниже уровень занятости  среди населения, не имеющего профессионального  образования, - в среднем 23,0% и 17,0%.

 

Анализ динамики численности  и структуры занятого населения  по формам занятости показывает, что  около 78% сокращения численности занятого населения, которое фактически произошло  в декабре 2009г., приходилось на неформальный сектор экономики.

Сокращение в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн.человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 85% всего занятого населения.

 

Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2010 года(по итогам обследований населения по проблемам занятости). Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2010 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2010г. составила 75,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.В численности экономически активного населения 70,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).По сравнению с ноябрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 881 тыс.человек, или на 1,3%, численность безработных сократилась на 1148 тыс.человек, или на 18,6%.

Численность безработных снизилась с 5,1 млн.человек в октябре 2010г. до 5,0 млн.человек в ноябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,8% до 6,7%.Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в ноябре 2010г. составил 63,1%.

 

 

 

Уровень занятости  населения по полу и виду поселения  по итогам 3 квартала 2010 года (в %)

Округ РФ

Всего

из них:

муж.

жен.

город

село

Центральный федеральный  округ

64,2

69,4

59,7

65,5

58,8

Северо-Западный федеральный  округ

66,0

70,3

62,3

67,8

57,4

Южный федеральный округ

58,0

64,3

52,5

58,9

56,6

Северо-Кавказский федеральный округ

50,2

56,5

44,6

53,0

47,3

Приволжский федеральный  округ

60,5

65,0

56,5

61,8

57,2

Уральский федеральный округ

61,9

67,3

57,2

62,9

57,9

Сибирский федеральный округ

58,9

63,8

54,6

60,5

54,8

Дальневосточный федеральный  округ

60,4

64,5

56,5

62,9

53,0


Как видно из представленных данных, наибольший уровень занятости наблюдается  в Северо-Западном, Центральном и  Уральском федеральных округах. При этом, занятых среди мужчин существенно больше, чем занятых среди женщин; а относительная доля занятых в городах предвышает относительную долю занятых на селе.

2.2 Состояние занятости  населения в зарубежных странах

В 2009 году в Королевстве Нидерланды уровень занятости населения составлял 64,1%,и это самый высокий показатель среди экономически развитых стран: к примеру, в Италии-44,1%,Японии-56,1%,Франции-52,1%,Германии-54,0%,Австралии 62,8 и в России 47,1%.Структура занятости Нидерландов существенно отличается о т других стран. Доля занятых в промышленности(производственные ,добывающие и строительные организации) составляет 17% в то время как в России, Германии и Италии этот показатель находится на уровне 28%,Японии-25%,а в селшьском хозяйстве трудится 2,7%населения,обеспечивая внутренний спрос и направляя 75% продукции на экспорт. Самое значительное количество работников занято в сфере услуг(транспорт,связь,коммунальное хозяйство,торговля,финансы,государственное управление, частные хозяйственно-бытовые и прочие услуги)-80,2%.По этому показателю Нидерланды занимают второе место в мире, после США(80,9%).В российской экономике также увеличивается уровень занятости в непроизводственном секторе, составивший в 2009 году около 70%..Стоит отметить, что в Нидерландах высокая доля работников, занятых неполное рабочее время, в 2007 году это показатель составлял 46,8%,пркатически вдвое превышая уровень других стран. Три четверти работающих женщин (75,0%) трудятся на условиях неполного рабочего дня, и это самый высокий уровень среди стран-членов ЕС, где данный показатель составляет около трети (31,2%).В России к занятым неполное рабочее время относятся 8,7% работников-меньше только в странах бывшего социалистического лагеря, например в Болгарии-1,7%,Венгрии-4,1%,Словакии-2,6%,а также недавно вошедшие в ЕС Греции-5,6%.Как можно заметить, для экономически развитых стран характерна тенденция к росту данного показателя, и только Россия стремится сократить численность таких работников.4

Рассмотрим так же состояние  занятости на примере США.

Общий уровень занятости в США  составляет в 3 квартале 2011года 64,0%,из них  мужчин в возрасте от 16 до 24-19,1%,старше 24-8,1%;женщин в возрасте от 16 до 24-15,7,старше 24-7,4%.

Занятость населения  США по отраслям хозяйства, 2011 г.:  
производство товаров: 21,833,000 человек (9%);  
промышленность:13,689,000(6%);  
строительство:7,401,000 (3%);  
оказание услуг (питание, гостиничное хозяйство и т. д.):116,160,000 (47%);  
розничная продажа: 15,454,000 (6%)  
профессиональные или бизнес услуги:18,102,000 (7%);  
образование, здравоохранение:18,647,000 (7%);  
отдых и гостиничный бизнес:13,667,000 (5%);  
правительство и государственные должности: 22,335,000 (9%).

Самый большой процент  занятости в США за 2011 год наблюдается  в сфере оказания услуг(47%),остальной процент распределяется по отраслям практически одинаково, самый наименьший как мы видим наблюдается в строительной отрасле.

 

 

Глава 3: Способы регулирования  занятости населения

3.1 Основные направления государственного регулирования занятости

Проблема государственного регулирования занятости населения  и снижения безработицы - одна из самых  насущных в экономике России. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости, а также проведением Президентом РФ Д.А. Медведевым совещания по проблемам занятости населения 4 февраля 2011 г., которое положило начало серии встреч и заседаний, посвящённых вопросам регулирования рынка труда, основной целью которых является публичное обсуждение государственной политики занятости населения. Актуальность рассмотрения государственного регулирования занятости населения и снижения безработицы продиктована рядом объективных обстоятельств: во-первых, последствиями мирового финансово-экономического кризиса, когда часть граждан оказались в трудной жизненной ситуации, утратили либо работу, либо значительную часть своего заработка, во-вторых, переходом России на инновационный путь развития, что требует структурной перестройки и диверсификации экономики, а, следовательно, радикальной трансформации рынка труда и структуры занятости населения России. Реализация государственной политики в сфере занятости со всевозрастающей очевидностью входит сегодня в число приоритетных направлений модернизации страны.

Государство, осуществляя  политику занятости на федеральном  и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.

Стратегические  цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.                 

Федеральный уровень  государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.

Региональный  уровень государственной политики занятости преследует те же стратегические и тактические цели, что и федеральный уровень, но предполагает более полное использование имеющихся возможностей региона, поиск нетрадиционных путей решения проблем занятости. Среди них - устранение административных ограничений на перемещение рабочей силы; подготовка и переподготовка рабочей силы с учетом особенностей труда в данном регионе; поддержка (административная, налоговая) деятельности работодателей по созданию ими рабочих мест, в том числе для лиц с ограниченными трудовыми возможностями; расширение диапазона общественных работ для лиц, длительно пребывающих в состоянии безработицы (незанятости); налаживание сотрудничества между администрациями трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов по временному использованию рабочей силы на основе контрактов; привлечение иностранного капитала в регионы с повышенным уровнем безработицы, в том числе для развития малого и среднего бизнеса и подготовки для него рабочей силы.

  В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство5.Государственное регулирование занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.

       Концепция занятости базируется на следующих основных принципах:

1. Исключительное право  граждан распоряжаться своими  способностями к производительному  и творческому труду. Принуждение  в какой-либо форме к труду  не допускается, за исключением  случаев, особо установленных  законодательством.

Информация о работе Теоретические основы занятости населения