Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2012 в 17:15, курсовая работа
Одной из основных целей национальной экономики является достижение высокого уровня занятости населения. Под занятостью следует понимать деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее заработок).1. Понятие «занятость населения» можно также определить как совокуп
На 1 марта 2009 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,1 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 1,9 млн. человек имеют статус безработных и около 1,7 млн. человек получают соответствующие пособия. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Численность работников, занятых неполный рабочий день, возросла в среднем за 2009 год до2,2 млн.чел.(из них 41% трудится по сокращенному графику по инициативе работодателя). Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 5 млн. человек (7 % экономически активного населения).Если к лицам, уже фактически оказавшимся «на улице», добавить примерно 4,5 млн. человек, находящихся в вынужденных отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день (неделю), то общие масштабы социальной напряженности в обществе, связанные с занятостью населения, довольно внушительны. Свыше 12 % экономически активного населения, а с учетом того, что средний размер семьи в России составляет 3 человека, - 27 млн. жителей (почти 20 % населения страны) испытывают психологическую и профессиональную ущербность, но самое главное – существенные материальные затруднения, что, как правило, отбрасывает их за черту бедности.
Занятость, безработица
и уровень образования
Среди безработных специалисты с высшим или средним профессиональным образованием составляют 36%. По сравнению с 2000г. доля безработных с высшим профессиональным образованием увеличилась (на 2 процентных пункта) и составляет 15%, со средним профессиональным образованием - сократилась (на 5 процентных пункта) и составляет 21%.
Существенно возросла за последние 10 лет доля лиц с начальным профессиональным образованием среди занятого населения (с 10% - в 2000г. до 20% - в 2010г.) и безработных (с 12% - в 2000г. до 21% - в 2010г.).
Статистические данные показывают, что чем выше уровень образования, тем выше уровень занятости и ниже безработица. В 2010г. уровень занятости среди населения с высшим профессиональным образованием1) составил 81,2%, уровень безработицы2) - 4,0%, со средним профессиональным образованием, соответственно, 73,5% и 5,8%, начальным профессиональным образованием - 72,4% и 7,9%.
Существенно выше уровень безработицы и ниже уровень занятости среди населения, не имеющего профессионального образования, - в среднем 23,0% и 17,0%.
Анализ динамики численности и структуры занятого населения по формам занятости показывает, что около 78% сокращения численности занятого населения, которое фактически произошло в декабре 2009г., приходилось на неформальный сектор экономики.
Сокращение в этот период численности работающих в организациях (юридических лицах) составило 0,3 млн.человек. И это притом, что в организациях (юридических лицах) трудится 85% всего занятого населения.
Занятость и безработица в Российской Федерации в ноябре 2010 года(по итогам обследований населения по проблемам занятости). Росстат подвел итоги выборочного обследования населения по проблемам занятости по состоянию на вторую неделю ноября 2010 года. Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет (занятые + безработные) в ноябре 2010г. составила 75,3 млн.человек, или более 53% от общей численности населения страны.В численности экономически активного населения 70,2 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 5,0 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).По сравнению с ноябрем 2009г. численность занятого населения увеличилась на 881 тыс.человек, или на 1,3%, численность безработных сократилась на 1148 тыс.человек, или на 18,6%.
Численность безработных снизилась с 5,1 млн.человек в октябре 2010г. до 5,0 млн.человек в ноябре 2010г.; уровень безработицы, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения - с 6,8% до 6,7%.Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста) в ноябре 2010г. составил 63,1%.
Уровень занятости населения по полу и виду поселения по итогам 3 квартала 2010 года (в %)
Округ РФ |
Всего |
из них: | |||
муж. |
жен. |
город |
село | ||
Центральный федеральный округ |
64,2 |
69,4 |
59,7 |
65,5 |
58,8 |
Северо-Западный федеральный округ |
66,0 |
70,3 |
62,3 |
67,8 |
57,4 |
Южный федеральный округ |
58,0 |
64,3 |
52,5 |
58,9 |
56,6 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
50,2 |
56,5 |
44,6 |
53,0 |
47,3 |
Приволжский федеральный округ |
60,5 |
65,0 |
56,5 |
61,8 |
57,2 |
Уральский федеральный округ |
61,9 |
67,3 |
57,2 |
62,9 |
57,9 |
Сибирский федеральный округ |
58,9 |
63,8 |
54,6 |
60,5 |
54,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
60,4 |
64,5 |
56,5 |
62,9 |
53,0 |
Как видно из представленных данных, наибольший уровень занятости наблюдается в Северо-Западном, Центральном и Уральском федеральных округах. При этом, занятых среди мужчин существенно больше, чем занятых среди женщин; а относительная доля занятых в городах предвышает относительную долю занятых на селе.
2.2 Состояние занятости населения в зарубежных странах
В 2009 году в Королевстве
Нидерланды уровень занятости населения
составлял 64,1%,и это самый высокий показатель
среди экономически развитых стран: к
примеру, в Италии-44,1%,Японии-56,1%,
Рассмотрим так же состояние занятости на примере США.
Общий уровень занятости в США составляет в 3 квартале 2011года 64,0%,из них мужчин в возрасте от 16 до 24-19,1%,старше 24-8,1%;женщин в возрасте от 16 до 24-15,7,старше 24-7,4%.
Занятость населения
США по отраслям хозяйства, 2011 г.:
производство товаров: 21,833,000 человек (9%);
промышленность:13,689,000(6%);
строительство:7,401,000 (3%);
оказание услуг (питание, гостиничное
хозяйство и т. д.):116,160,000 (47%);
розничная продажа: 15,454,000 (6%)
профессиональные или бизнес услуги:18,102,000
(7%);
образование, здравоохранение:18,647,000 (7%);
отдых и гостиничный бизнес:13,667,000 (5%);
правительство и государственные должности:
22,335,000 (9%).
Самый большой процент занятости в США за 2011 год наблюдается в сфере оказания услуг(47%),остальной процент распределяется по отраслям практически одинаково, самый наименьший как мы видим наблюдается в строительной отрасле.
Глава 3: Способы регулирования занятости населения
3.1 Основные направления государственного регулирования занятости
Проблема государственного
регулирования занятости
Государство, осуществляя политику занятости на федеральном и региональном уровнях, преследует стратегические и тактические цели.
Стратегические цели политики занятости состоят в достижении высокого уровня жизни населения, в создании условий для разностороннего развития человека на основе повышения эффективности экономики. Тактические цели направлены на сбалансированность спроса и предложения рабочей силы на основе спроса и предложения рабочих мест, на обеспечение полной, продуктивной и эффективной занятости. Рыночный механизм в регулировании занятости направлен на рост эффективности производства и, следовательно, на ликвидацию неэффективных рабочих мест, на высвобождение работников, не отвечающих требованиям спроса.
Федеральный уровень государственной политики занятости включает комплекс активных и пассивных мер по созданию и сохранению рабочих мест, предупреждению массовой безработицы, поддержанию ее на социально-приемлемом уровне («нормальном», «естественном»), подготовке и переподготовке рабочей силы, соответствующей требованиям научно-технического прогресса и рынка труда, разработке и осуществлению крупных программ и проектов, обеспечивающих выход из застоя депрессивных регионов и т.д.
Региональный
уровень государственной
В развитых странах с рыночной экономикой государство не оставляет рынок труда целиком во власти стихии. Наряду с рыночными механизмами действует и механизм государственного регулирования. Важное значение имеют централизация и децентрализация. Однако существует необходимость выработки и общей концепции политики занятости.Многолетний зарубежный опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что механизм саморегулирования не способен решить проблемы рынка труда и развития человека. Для выработки стратегии развития человеческих ресурсов необходимо государственное вмешательство5.Государственное регулирование занятости представляет обширный спектр методов и инструментов государственного воздействия на труд, рынок труда, оплату труда, трудовые отношения в целях повышения результативности и привлекательности, улучшения условий труда, удовлетворения потребностей в труде, обеспечения рациональной занятости, ограничения безработицы и социальной поддержки безработных. Способы и механизмы регулирования занятости со стороны государства существенным образом зависят от характера общественно-политической и социально-экономической системы страны, состояния и развития рыночных отношений, их распространения на трудовую деятельность.
Концепция занятости базируется на следующих основных принципах:
1. Исключительное право
граждан распоряжаться своими
способностями к
Информация о работе Теоретические основы занятости населения