Теоретические основы структурной перестройки национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ структурной перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

    Государственная структурная политика должна являться частью системной экономической  политики. Следовательно, необходимо рассматривать  ее во взаимодействии с инвестиционной, научно-технической, инновационной, промышленной, валютно-финансовой политиками государства.

    Структурно-технологические  преобразования в экономике являются долговременным процессом. Существует три стадии проведения таких преобразований. На первой стадии необходимо осуществить стабилизацию рынка товаров и услуг за счет потенциала инвестиционных отраслей и конверсии оборонной промышленности. На второй — следует привлекать иностранные инвестиции. На третьей — осуществляется восстановление структурно-технологической сбалансированности экономики в целом.

    Особенность данного этапа развития Республики Беларусь – модернизация, необходимость  структурных изменений. И это  обстоятельство требует активной структурной  политики. Именно она должна решать такие проблемы, как трансформация  сбережений в инвестиции, развитие банковского сектора, выравнивание относительных цен и условий конкуренции.

    Вместе  с тем структурная политика не должна противоречить основной линии  на развитие свободной рыночной экономики, на модернизацию посредством частной инициативы.

    Поскольку активизация структурной политики необходима и ее цель состоит в  том, чтобы содействовать опережающему развитию производства и экспорта готовых  изделий, высоких технологий, представляется целесообразным взять в Республике Беларусь за основу приняты следующие принципы:

    - государственная поддержка оказывается  в относительно небольших размерах, на началах софинансирования  или в иных формах, предполагающих  ответственность бизнеса за реализацию  поддерживаемых проектов;

    - поддерживаются продукты и предприятия, уже проявившие себя на рынке, доказавшие свою конкурентоспособность;

    - финансовую поддержку получают  только претенденты, победившие  на публичных, прозрачно организованных  конкурсах.

    На  основе этих принципов и с учетом накопленного положительного опыта можно предложить следующие механизмы проведения структурной политики: [10, c.79]

    1. Тщательный анализ экспорта готовых  изделий и услуг, особенно высокотехнологичных,  на предмет выявления тех из  них, которые имеют перспективу  завоевания рынков и требуют оказания поддержки, в том числе политической, их продвижению. Экспортоспособность тем самым принимается в качестве одного из критериев отбора. В качестве одного из приемлемых методов поддержки экспорта могут быть государственные гарантии по кредитам под экспортные контракты.

    2. Создание максимально благоприятных  условий для малого бизнеса  в целом, включая упрощенное  и пониженное налогообложение,  поддержку благоприятных условий  кредитования, в том числе посредством  субсидирования процентных ставок. Малый бизнес - традиционная слабость отечественной экономики и одновременно крупный резерв ее роста.

    3. Создание специальной системы  поддержки малого инновационного  бизнеса. Главная задача –  создание благоприятной среды  для выращивания жизнеспособных идей и продуктов. Методы поддержки – создание и развитие оправдавших себя технопарков или инновационно-технологических центров (ИТЦ), субсидирование созданной в них инфраструктуры и бесплатное предоставление ее фирмам, работающим в ИТЦ и технопарках на определенный срок.

    4. Реализация программ последующей  поддержки, известные в международной  практике after-care programms. Суть их в том, чтобы выявленные перспективные продукты и бизнесы, способные проникнуть и закрепиться на рынках, получали возможность развития. Главные формы - временное (на срок до 5 лет) долевое участие в бизнесе, субсидии на развитие сбытовой сети, подготовку квалифицированных кадров и т. п.

    Для работы этих механизмов нужны соответствующие  институты и учреждения. В связи  с этим следовало бы еще раз вернуться к обсуждению возможной роли бюджета развития, правительственных агентств типа экспортно-импортного банка, агентства по страхованию инвестиций, фонда поддержки малого бизнеса и т.п.

    В Республике Беларусь структурные преобразования направлены на: [9, c.41]

    - дальнейшую реструктуризацию хозяйственной  системы с учетом реальной  ресурсной базы и потребностей  общества в направлении создания  и дальнейшего укрепления основ  рыночной экономики с сильной  социальной ориентацией;

    - реконструкцию и диверсификацию производства в важнейших обрабатывающих отраслях для обеспечения их демонополизации и конкурентоспособности продукции с учетом мировых цен с одновременной переориентацией на потребительский спрос, расширение ассортимента, повышение его качества исходя потребностей внутреннего и внешнего рынков;

    - реформирование крупных государственных предприятий в открытые акционерные общества, корпорации, холдинговые компании и другие хозяйственные объединения, создание межгосударственных объединений (концерны, финансово-промышленные группы, компании) в соответствии с межправительственными соглашениями, а также образование ограниченного круга казенных предприятий;

    - государственное стимулирование и поддержку предпринимательства, развитие малого и среднего бизнеса как наиболее продуктивного формы использования ресурсов и производственных активов;

    - формирование развитого финансового рынка для создания инвестиционного потенциала структурной перестройки реального сектора экономики, вовлечения в этот процесс средств негосударственной сферы, в том числе трансформации сбережений населения в инвестиционные ресурсы, в первую очередь для решения проблем жилищного строительства, продовольствия и экспорта;

    - уменьшение энерго- и материалоемкости экономики за счет максимального использования собственных ресурсов, создания производств углубленной переработки нефти, внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий;

    - развитие наукоемких, экспортоориентированных и импортозамещающих производств в радио- и электронной промышленности, приборостроении, станкостроении, автомобилестроении, машиностроении и других отраслях – химической и нефтехимической, фармацевтической и микробиологической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности и т.д;

    - создание новых и совершенствование существующих технологий производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

    С учетом этого в республике был  разработан и реализуется ряд  государственных целевых программ. В результате проведенных мероприятий в Республике Беларусь достигнуты определенные структурные сдвиги во всех отраслях народного хозяйства, в том числе в реальном секторе экономики, путем изменения профиля предприятий и номенклатуры продукции с учетом спроса.

    В Республике Беларусь в отраслях промышленности за 2005-2007 гг. освоено производство 1750 новых видов изделий, среди которых 500 — товары народного потребления. Накоплен определенный опыт и продолжается практика создания финансово-промышленных групп, в том числе международных, в основном с участием предприятий и банков России.

    Однако  в экономике страны остается ряд  проблем, решение которых предстоит  осуществить в ближайшее время. Важнейшими из них являются [14. c. 14]:

    -высокий  уровень износа активной части  основных производственных фондов;

    -высокая материало- и энергоемкость производства, сильная зависимость от импорта топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

    -слабость  действенных мер и недостаточные  темпы по санации, реструктуризации  и банкротству хронически убыточных  предприятий;

    -низкий  уровень развития предпринимательства – действенного фактора развития рыночной экономики;

    -недостаточные  объемы привлечения иностранных  инвестиций и кредитов при  нехватке собственных финансовых  и инвестиционных ресурсов;

    -отсутствие  динамики в развитии интеграционных процессов, прежде всего с Россией, Евразийским экономическим сообществом, Евросоюзом.

    Для решения вышеуказанных проблем, на мой взгляд, можно предложить следующие мероприятия:

    -разработать  эффективную и быстро адаптирующуюся  модель управления экономикой и социальной сферой на отраслевом и территориальном уровнях;

    -осуществление  структурной перестройки экономики  на основе специализации, кооперации  и интеграции крупных, средних  и малых предприятий, выведение  из хозяйственного оборота неэффективных  или бесперспективных предприятий и производств с одновременной реализацией мер по преодолению возможной безработицы;

    -целенаправленная  государственная поддержка инноваций,  важнейших систем производственной  и социальной сферы, призванных  обеспечить повышение уровня конкурентоспособности экономики и социальный прогресс нации;

    -повышение  эффективности развития агропромышленного  комплекса;

    -разработка  и внедрение эффективного механизма  инвестирования экономики, включая  расширение привлечения прямых  иностранных инвестиций и кредитов, новую амортизационную политику, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях, стимулирование внедрения высокоэффективных инвестиционных проектов;

    -формирование  эффективных межгосударственных  и межрегиональных финансово-промышленных групп в рамках Союзного государства Беларуси и России, СНГ, других международных интеграционных образований;

    -развитие  инфраструктуры общеевропейских  транспортных коридоров, проходящих  по территории страны;

    -совершенствование  механизма стимулирования экспорта товаров и услуг, защита и укрепление положения отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках;

    -ускоренное  развитие институтов внебюджетного  финансирования жилищного строительства  - стройсбережений, стройнакоплений,  ипотечного кредитования;

    -расширение  государственной поддержки предпринимательства  и деловой активности на основе  дальнейшего развития прежде  всего инновационного малого  и среднего бизнеса, создания  условий для привлечения частного  капитала;

    -формирование конкурентной среды и эффективной институциональной основы экономической деятельности;

    -опережающий  рост производства потребительских  товаров;

    -обеспечение  экономической безопасности страны;

    -концентрация  ресурсов на приоритетных направлениях, предоставление государством преференций отраслям и производствам, основанным на новых и высоких технологиях, максимальное использование интеллектуальных ресурсов страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Национальная  экономика является исторически  сложившейся системой общественного воспроизводства страны, взаимосвязанной системой отраслей и видов производств, охватывающей существующие в народном хозяйстве формы общественного труда.

    Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные и  качественные соотношения между различными ее составными частями. Поскольку национальная экономика представляет сложный организм, то в ней можно выделить несколько видов структур: воспроизводственная, отраслевая, социальная, территориальная, инфраструктура.

    После распада СССР в экономике Беларуси сложился ряд структурных деформаций, которые нашли отражение в снижении экономической стабильности в стране, уменьшении благосостояния, упадке производства. Для ликвидации этих последствий необходимы реформы в отношении структуры национальной экономики республики, переход от плановой экономики к рыночной.

    В условиях Беларуси дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический  процесс. Это обусловлено как  структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно.

Информация о работе Теоретические основы структурной перестройки национальной экономики