Теоретические основы структурной перестройки национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ структурной перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

    5. Достижение высокой эффективности  производства, которая предполагает  получение максимальной отдачи  при минимуме затрат имеющихся  ограниченных ресурсов. Необходимо  отметить, что в данном случае общество стремится к достижению экономической эффективности: наибольшие результаты при наименьших издержках. Вместе с тем необходимо обеспечить и достижение социальной эффективности, т.е. соответствия результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества.

    6. Справедливое распределение доходов.  В рамках рыночной экономики  справедливыми будут те доходы  от вложенных факторов производства, которые будут определяться эффективностью  производящих ресурсов. Однако в  обществе есть люди (престарелые, дети, инвалиды и т л.), которые не владеют ни одним из факторов производства, им нечего предложить на рынке факторов производства. Не получают рыночного дохода и занятые в производстве общественных товаров, поскольку их содержание становится уделом государства. Таким образом, рынок не обеспечивает равенства в распределении доходов и скорректировать этот недостаток может государство посредством трансфертных платежей (пособия по безработице, пенсии по старости и инвалидности) или путем вмешательства в механизм ценообразования, введения законодательства о минимальной заработной плате, установления закупочных цен для сельскохозяйственных производителей и т.п.

    7. Защита окружающей природной  среды и улучшение среды обитания  человека. Эта очень важная цель, ибо загрязнение окружающей среды пагубно влияет на здоровье людей, на продолжительность их жизни. В тоже время, издержки на защиту окружающей среды увеличиваются, а это приводит к уменьшению ВВП, из которого они удерживаются, и в конечном итоге ухудшается благосостояние населения. И тем не менее задача национальной экономики состоит в том, чтобы обеспечить охрану окружающей среды, создание и внедрение технологий, обеспечивающих безотходное производство, развитие медицины и т.д. В различных экономических системах реализация этой цели имеет свои особенности и во многом обусловлена экономической политикой государства. В Республике Беларусь вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов тесно связаны с преодолением последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

    8. Экономическая свобода. Все субъекты  национальной экономики должны  обладать в своей хозяйственной  деятельности высокой степенью  свободы, что стимулирует поиск  путей роста эффективности производства. 
 

    1.2 Структура национальной экономики

    Слово структура (лат. structura) – означает строение, расположение, порядок. Структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные и качественные соотношения  между различными ее составными частями. Поскольку национальная экономика представляет сложный организм, то в ней можно выделить несколько видов структур.          [5, c.86]

    Воспроизводственная структура национальной экономики  определяется тем, что все ее экономические  субъекты воспроизводят свой производственно–экономический потенциал на основе воспроизводства потоков товаров и услуг. Среди трех крупных взаимосвязанных групп таких субъектов (домашние хозяйства, предприятия, государство) особое место, с точки зрения воспроизводственной структуры, занимает домашнее хозяйство. Оно является важной сферой национальной экономики, потребляющей значительную часть национального дохода, накапливающей огромные суммы денежных средств, а также выступающей основным поставщиком рабочей силы. 

    Отраслевая  структура характеризует деление национальной экономики на отрасли – качественно однородные группы хозяйственных единиц, выполняющие одинаковые по социально–экономическому содержанию функции в процессе общественного воспроизводства. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли (промышленность, сельское хозяйство, строительство, наука и др.), имеющие подотрасли. Отраслевая структура играет важную роль в национальной экономике, так как именно в отраслевом «разрезе» осуществляется планирование и прогнозирование, учитываются результаты функционирования национальной экономики.

    Социальная  структура предусматривает деление  национальной экономики на секторы  – совокупности социально–экономических  единиц, объединенных определенными  социально–экономическими отношениями. В каждой национальной экономике можно выделить подобные секторы по видам труда (неквалифицированный, квалифицированный и умственный труд); по группам населения (женщины, мужчины, молодежь, нетрудоспособные); по группам предприятий (малые, средние, крупные). Для экономической теории важное значение имеет деление субъектов хозяйствования в соответствии с формами собственности на средства производства.

    По  этому критерию в Республике Беларусь выделяются следующие секторы: [4, c.73]

    • государственный (республиканский);

    • муниципальный;

    • частный;

    • коллективный;

    • смешанный и др.

    Территориальная структура определяется размещением  производительных сил на территории страны и означает деление национальной экономики на экономические районы. Например, в Республике Беларусь можно выделить западный и восточный экономический районы, имеющие свои территориально–производственные комплексы, характеризующиеся определенным уровнем занятости населения, запасами природных ресурсов.

    Инфраструктура  включает в себя отрасли, обслуживающие народнохозяйственный комплекс: транспорт, банки, кредитная система, автомобильные и железные дороги, энерго-, водо-, газоснабжение, связь и др.

    Структура внешней торговли характеризуется  соотношением различных товарных групп  в объеме экспорта и импорта товаров и услуг.

    Кроме этого выделяют еще: а) материально–техническую  структуру, которая отражает состав и распределение производительных сил общества – природных, материальных и трудовых ресурсов, а также состав и распределение произведенного в обществе национального продукта; б) стоимостную структуру, которая отражает соотношение объемов производства, кредитно-денежных потоков, доходов и расходов бюджета, состав денежной массы и т.д. Эти две структуры национальной экономики обладают наибольшей изменчивостью, ибо они связаны с процессом воспроизводства и развитием производительных сил и отражаются в различного рода балансах, счетах, таблицах, в экономических моделях.

    Следует отметить, что национальные экономики  разных стран имеют различную  структуру. Эти различия обусловлены сложившимися подходами к формированию экономик, традициями в производстве и др. Вместе с тем структура любой национальной экономики имеет тенденцию к усложнению под влиянием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых и отмирания старых видов производства и т.д. 
 
 
 
 

ГЛАВА 2

СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ  РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНОЙ  ПЕРЕСТРОЙКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 
 

    2.1 Особенности структуры национальной экономики Республики Беларусь 

    Стабилизация  национального хозяйства и дальнейшее функционирование рыночной экономики  неразрывно связаны с качественными  изменениями ее структуры, с осуществлением эффективной структурной политики государства.

    Под структурной политикой понимается деятельность государства и его  подразделений (ветвей власти, властных органов), связанная с формированием  и поддержанием наиболее эффективных  пропорций национальной экономики. Пропорции, соотношения между различными сторонами общественного производства объективны, они предопределяются уровнем развития производительных сил и производственных отношений, степенью включения национального хозяйства в международное разделение труда, закономерностями научно-технического и социального процесса, характером циклов и кризисов.

    Цель  государственной структурной политики – обеспечить повышение эффективности  общественного производства через  целенаправленное изменение его  структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост на этой основе жизнеобеспечивающих объемов производства путем реализации системы государственных решений и создания финансово-экономической заинтересованности предприятий и предпринимателей.

    Структуре национальной экономики в настоящее время уделяется огромное внимание. Это связано с тем, что экономика Республики Беларусь является переходной и необходимо изменение структуры экономики с точки зрения следующих основных макроэкономических пропорций: макроэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, межгосударственной.

    Необходимость структурной перестройки в Республики Беларусь обусловлена следующими факторами: [6, c.25]

    •несоответствие структуры производства внутреннему и внешнему спросу, выражающееся в неполном использовании созданных ранее для удовлетворения общесоюзных потребностей производственных мощностей, значительных объемах нереализованной готовой продукции, увеличении числа убыточных предприятий, росте дебиторской и кредиторской задолженностей;

    •высокие энерго- и материалоемкость производства, его зависимость от импортных поставок топливно-энергетических и сырьевых ресурсов;

    •высокий уровень физического и морального износа активной части основных фондов вследствие недостатка инвестиционных средств не только для расширенного, но и простого их воспроизводства;

    •недостаточный уровень развития наукоемких экспортных производств, имеющих высокую долю добавленной стоимости.

    Переход от планового хозяйства к рыночному  неизбежно ведет к существенному  изменению структуры всей экономики. Построение принципиально новых, кардинально-противоположных механизмов управления экономикой неразрывно связаны с тяжелыми кризисными явлениями, которые можно решить, только проводя грамотную, основанную на прошлых опытах структурную политику.

    Роль  государства в переходный период должна быть активной, так как если процесс перехода пустить своим ходом, то в результате перестройки можно получить экономику с серьезными и тяжелыми структурными деформациями.

    Несмотря  на проведенные структурные реформы, в настоящее время экономика Республики Беларусь характеризуется доминирующей ролью государственного сектора, слабым развитием малого бизнеса, неразвитостью рыночных институтов и инфраструктуры. В связи с этим в 2003 г. была разработана совместно с министерствами, Национальной академией наук Беларуси и облисполкомами программа структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики, которая критически развивает и дополняет уже принятые и реализуемые документы: Программу социально-экономического развития Республики Беларусь, Концепцию и Программу развития промышленного комплекса РБ на 1998-2015 гг., Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2010 г. и др. В соответствии с Программой структурная политика должна быть направлена на повышение эффективности экономики за счет приоритетного развития секторов и отраслей, конкурентоспособных как на внутреннем, так и мировом рынках.

    Рассматривая  общую тенденцию структурных  сдвигов в Республике Беларусь, можно  отметить, что она направлена на формирование такой структуры, которая соответствовала бы требованиям современной рыночной экономики. В подтверждение этого сравним динамику структурных сдвигов в США и Беларуси (приложение А). [6, c.28]

    Таким образом, в период с 1995 по 2007 гг. в структуре экономики Беларуси произошли следующие сдвиги:

    - доля сельского хозяйства увеличилась  на 2,4% (В США сократилась на 1,2%);

    - доля машиностроения увеличилась  на 0,4% (В США сократилась на 0,6%);

    - доля обрабатывающей промышленности  сократилась на 6,3% (В США сократилась на 1,5%);

Информация о работе Теоретические основы структурной перестройки национальной экономики