Теоретические основы структурной перестройки национальной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 16:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является раскрытие теоретических основ структурной перестройки национальной экономики, выявление основных причин проведения структурной перестройки, анализ особенностей проведения структурной перестройки национальной экономики Республики Беларусь, выявление перспектив структурной перестройки национальной экономики.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

    - доля нефтехимической промышленности  сократилась на 1,0% (В США сократилась  на 0,2%);

    - доля строительства сократилась  на 1,9% (В США увеличилась на 0,1%);

    - доля транспорта сократилась  на 0,6% (В США увеличилась на 0,2%);

    - доля связи увеличилась на 0,6% (В США увеличилась на 0,4%);

    - доля торговли увеличилась на 5,8% (В США увеличилась на 0,7%);

    - доля финансов и страхования  увеличилась на 1,0% (В США увеличилась  на 1,3%);

    - доля услуг увеличилась на 3,7% (В США увеличилась на 2,6%);

    - доля прочих отраслей сократилась  на 3,5% (В США сократилась на 1,8%).

    Сравнивая структурные сдвиги Республики Беларусь и США необходимо отметить некоторые  особенности. В Республике Беларусь в отличие от США низко развита  такая отрасль экономики, как финансы и страхование, которая имеет одно из приоритетных направлений в высокоразвитых странах. Следует отметить в РБ высокий удельный вес таких отраслей, как сельское хозяйство, машиностроение, обрабатывающая и нефтехимическая промышленность, строительство, торговля и сфера услуг. Причем наибольшие структурные изменения произошли в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность (существенно снизилась), торговля и услуги (значительный рост), сельское хозяйство (увеличение).

    Рассмотрим эффективность проведения структурной политики за 2000-2007 гг. За период 2000-2007 гг. наметились позитивные тенденции в развитии ряда отраслей отечественной промышленности. Сокращена задолженность бюджета перед бюджетополучателями, обеспечен прирост денежной массы, объем кредитов, предоставленных предприятиям, что способствовало ослаблению “денежного голода”, приросту оборотных активов предприятий, улучшению их финансово-экономического положения. Начался процесс технологического обновления производства. Все это в конечном итоге проявилось в приросте промышленного производства за исследуемый период на 50,3%.

    Несмотря  на достигнутый рост в целом и  в отдельных отраслях, в развитии промышленности следует отметить ряд  негативных моментов.

    Во-первых, сохранилась тенденция к снижению доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в перерабатывающих отраслях.

    Во-вторых, медленно идут процессы снижения затрат всех видов ресурсов, уровни ресурсоемкости в промышленности по основным видам  ресурсов превышают соответствующие показатели развитых стран.

    В-третьих, сохраняется низкая инновационная  активность в промышленности, что  на фоне состояния производственного  аппарата, который в большей части  морально устарел, физически изношен  и достиг критического возраста, препятствует модернизации и повышению эффективности отраслей.

    В-четвертых, недостаточно внимания уделяется проблемам  охраны окружающей среды, низка доля затрат на очистные мероприятия в  общем объеме инвестиций.

    В-пятых, ухудшается квалификационный уровень  основных категорий занятых в промышленности работников.

    В-шестых, усугубляется процесс старения основных фондов производственной инфраструктуры, особенно их активной части. [7, c.199]

    Решение указанных проблем требует принятия государством мер по активизации  инвестиционной и инновационной деятельности в рамках структурной политики с целью модернизации и реконструкции производства, повышения его эффективности и обеспечения конкурентоспособности отечественной продукции.

    При определении направлений структурных преобразований необходимо исходить из принципов:

    •многоукладность экономики, обеспечения равных условий хозяйствования всем юридическим и физическим лицам;

    •концентрации ресурсов на эффективном использовании 
конкурентных преимуществ как базовых точек роста и приоритетных направлений структурной политики;

    •постепенной трансформации отношений собственности, развития предпринимательства, либерализации всех видов экономической деятельности;

    •перехода на инновационный путь развития;

    •социальной ориентации перспективной структуры экономики, ускоренной динамики сферы услуг;

    •приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, конкурентоспособных, экспортоориентированных и импортозамещающих нересурсоемких отраслей и производств с высокой долей добавленной стоимости;

    •учета факторов глобализации экономики, региональной интеграции, прежде всего с Россией и другими странами СНГ;

    •гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

    •обеспечения рационального использования природно-экономических, демографических и других местных ресурсов;

    •комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

    •экологизации экономики и сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений;

    •рационального сочетания системы государственного регулирования и рыночного саморегулирования, государственной поддержки наиболее эффективных предприятий и производств. [13. с. 514-515]

    Структурная перестройка экономики невозможна без институциональных изменений. Несмотря на активное проведение рыночных реформ, институциональная система не обладает выраженным доминированием рыночных институтов над институтами прежней административно-командной экономики. Поскольку неразвитость или отсутствие рыночных институтов затрагивает основы нынешней экономической системы, то такая система не в состоянии осуществлять устойчивый экономический рост. Развитие возможно только при благоприятных условиях, что проявляется в росте экспортоориентированных отраслей.  

    2.2 Особенности структурной политики в Республике Беларусь 

    Структурная перестройка экономики на первом этапе рыночных преобразований осуществлялась стихийно (так называемая пассивная ее форма): во-первых, в результате разрушения сложившихся экономических связей, а также изменившихся требований внутреннего и внешних рынков свертывались отдельные отрасли и производства (преимущественно в сфере ВПК, тяжелой промышленности), спрос на продукцию которых из-за отсутствия заказов резко упал; во-вторых, значительно уменьшились объемы производства продукции и в традиционных отраслях специализации страны (машиностроении, химической, легкой и пищевой промышленности) из-за ограничения емкости внутреннего рынка и потери позиций на внешних рынках, кризиса неплатежей и возросшей конкуренции зарубежных поставщиков; в-третьих, некоторая часть бесперспективных ресурсоемких не востребованных рынком и безнадежно убыточных предприятий прекратили свое существование.

    Однако, начиная с середины 1996 г., уже наметилась тенденция перехода к активной фазе структурной перестройки — начали возрастать объемы производства продукции, инвестиций, экспорта. Стал возможным переход от прежних отраслевых пропорций с преобладанием ресурсоемких отраслей, отставанием сферы услуг к новым рыночным структурам экономики с рациональным сочетанием государственной и частной форм собственности, коренной модернизацией производства, обеспечивающим выпуск конкурентоспособной продукции. Структурная перестройка на данном этапе осуществлялась и осуществляется в соответствии с принятыми в стране специальными программами — Концепцией и Программой развития промышленного комплекса Республики Беларусь на 1998—2015 годы, Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, Национальной программой развития экспорта на 2000—2005 годы, Программой импортозамещения, Программой структурной перестройки и повышения конкурентоспособности экономики Республики Беларусь и другими программами путем реформирования предприятий, их реструктуризации и преобразования в акционерные общества, создания холдинговых компаний, развития и поддержки малого предпринимательства.

    В качестве основных направлений структурных  преобразований определены:

    •создание необходимых нормативных и правовых, финансовых и других макроэкономических условий для структурных преобразований, привлечения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

    •опережающее развитие наукоемких высокотехнологичных экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей и производств, а также сферы услуг;

    •стимулирование процесса реформирования реального сектора экономики, повышения его эффективности на основе совершенствования бюджетно-налоговой, денежно-кредитной и ценовой политики, образования межгосударственных, межотраслевых, отраслевых и региональных корпоративных структур в форме финансово-промышленных и иных хозяйственных групп;

    •развитие и государственная поддержка малого предпринимательства;

    •повышение эффективности деятельности естественных монополий, формирование конкурентной среды в немонопольных сегментах экономики;

    •разработка и реализация социальных программ и программ совершенствования производственной инфраструктуры, обеспечивающих развитие человеческого потенциала и приоритетных отраслей и производств.

    Реализация  рассмотренных выше направлений  и мер по реформированию экономики нашла отражение в макроэкономических показателях (приложение Б).

    Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.

    Структурные преобразования, осуществляемые в межотраслевых комплексах и отраслях народного хозяйства, в соответствии с целенаправленной системой мер государственной структурной политики, а также под воздействием научно-технического прогресса и запросов внутреннего и внешних рынков, определяют изменение всех макроэкономических структур страны.

    Воспроизводственная структура экономики характеризует соотношение ее секторов по производству и потреблению благ и услуг на всех стадиях воспроизводства. На стадии производства — это соотношение промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости, которое представляет собой важнейшую макроэкономическую пропорцию, отражающую достигнутый уровень развития производительных сил страны (табл. 2.1). 

    Таблица 2.1 Структура валового выпуска благ и услуг Республики Беларусь 
(в текущих основных ценах) [8, c.189-191]

    Показатель 1995 г. 2000 г. 2003 г. 2004 г.
Валовой выпуск товаров и услуг                        
всего 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе:                        
промежуточное потребление 61,7 63,2 57,2 58,1
валовая добавленная стоимость 38,3 36,8 42,8 41,9
         

    Доля промежуточного потребления характеризует удельный расход топлива, энергии, сырья, материалов и других материальных элементов оборотного капитала на единицу валового выпуска товаров и услуг. Это обобщающий показатель материалоемкости продукции, на который существенно влияют применяемые техника и технологии производства, уровень подготовки кадров, система организации труда и производства.

    Валовая добавленная стоимость представляет собой разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Она является основой валового внутреннего продукта.

Информация о работе Теоретические основы структурной перестройки национальной экономики