Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 12:35, реферат
Целью данной работы является поиск теоретических основ процессов мировой интеграции, сформулированных представителями различных школ и направлений.
Для достижения поставленной цели следует выполнить следующие задачи:
рассмотреть сущность процесса мировой интеграций;
разобрать различные концепции и теории мировой интеграции, созданные представителями различных научных школ;
провести сравнительный анализ данных учений, отметить их значение.
Введение 3
I. Сущность международной экономической интеграции 5
1.1. Содержание и формы международной экономической интеграции 5
1.2. Факторы, определяющие интеграционные процессы 7
1.3. Цели и эффекты мировой интеграции 9
II. Теории международной экономической интеграции 12
2.1. Рыночная и рыночно-интеграционная школа 12
2.2. Структурная школа 15
2.3. Неокейнсианское и дирижистское направление 18
2.4. Школа функционалистов 20
III. Российский вклад в развитие теории мировой интеграции 23
3.1. Взгляды М.М. Максимовой на международную интеграцию 23
3.2. Истоки мировых интеграционных процессов по Н.П. Шмелеву 25
3.3. Эпоха интеграции Ю.В. Шишкова 26
Заключение 29
Библиографический список 30
Инициаторами роста становятся монополистические образования, а именно транснациональные корпорации. Перру прямо заявляет, что «интеграция осуществляется посредством рынка, посредством инвестиций, посредством институтов».
В итоге представители
2.3. Неокейнсианское и дирижистское направление
Неокейнсианцы считали, что для использования многообразных выгод широкого международного экономического взаимодействия с сохранением в то же время максимальной для каждой страны степени свободы необходимо согласование внутренней и внешней политики интегрирующихся сторон в целях достижения оптимального сочетания двух возможных вариантов развития экономической интеграции: объединения государств с последующей утратой ими суверенитета и взаимным согласованием экономической политики и интеграции с максимальным сохранением национальной автономии.
Неокейнсианское направление экономической мысли в области региональной интеграции получило название «дирижизм». Как и у представителей предыдущей школы, здесь также критикуется чисто рыночный механизм интеграции, которая определяется как формирование некой оптимальной международной экономической структуры. Но эта тема рассматривается немного иначе - делается упор на институционально-политический механизм, как движущие силы интеграции.
Данная школа исходит их того,
что экономика в условиях усложнившейся
институциональной среды
Так, Ричард Купер считает, что интеграция обладает двумя взаимосвязанными сторонами: экономические цели, понимаемыми как и у структуристов, и политическими методы, необходимыми для достижения этих целей. Следовательно, интеграция определяется двояко. Он относит ее либо к «правовым и институциональным отношениям внутри региона, в котором имеют место экономические трансакции», либо к «рыночным отношениям между товарами и факторами внутри этого региона. Купер подчеркивает первостепенную важность первого аспекта, и в этом главное отличие дирижизма от ранее рассмотренных концепций.
Сторонники данной школы сводят весь процесс к согласованию тех или иных областей экономической и социальной политики между правительствами участвующих стран. Их больше интересует национальная и наднациональная политика ведения хозяйства, а субъектами интеграции они считают сами государства. Поэтому, исходя из постулатов этой школы, трудно определить, как выглядит конечная региональная интеграция, согласующая экономические интересы всех ее участников.
Теоретики дирижизма (Я. Тинберген, Р. Санвальд, И. Штолер), отрицая решающую роль в интеграционных процессах рыночного механизма, полагали, что функционирование международных интегрированных структур возможно на основе разработки их участниками обшей экономической политики и согласованного социального законодательства в целях создания оптимальной структуры международного хозяйства, устраняющей искусственные преграды и сознательно вводящей желательные элементы координации и унификации.
2.4. Школа функционалистов
Функционализм – школа, исходным тезисом которой является утверждение, что развитие современной промышленности, системы коммуникаций, повышение благосостояния населения создают ряд экономических, экологических и социальных потребностей как регионального, так и всемирного масштаба, которые неизбежно навязывают человечеству международное сотрудничество при посредничестве функциональных (специализированных) международных организаций.
Основоположником
Прагматические выгоды подобного сотрудничества, по мнению Митрани, должны были подтолкнуть государства к созданию необходимых для этого межгосударственных органов, которые, в свою очередь, создадут предпосылки и для политической кооперации. Функционалисты видят в межгосударственном сотрудничестве путь к достижению политической цели - интеграции государств в более широкую общность через постепенное отмирание их суверенитетов.
Представители функционализма на раннем этапе развития этой теории полностью отрицали полезность международных политических органов. Они считали, что технический прогресс представляет лучшую сторону человеческой деятельности - рационализм, гибкость, творческое начало, тогда как политическая структура общества представляет худшую ее сторону - консерватизм. Между техническим прогрессом и политической структурой существует постоянное напряжение.
Постепенно система
В итоге конечная интеграция, по мнению функционалистов, выражается в следующем: беспрепятственный экономический, политический, социальный и демографический обмен между странами; увеличение децентрализации внешней политики и обороны, которые остаются в целом в руках национальных государств; между национальными органами власти и наднациональными организациями существует консенсус; высокая интенсивность и многообразие взаимодействий между гражданами, ячейками частного бизнеса, общественными и политическими организациями в масштабах всего интегрирующегося региона; развитие гетерогенной сети многочисленных перекрещивающихся типов взаимодействий, рассредоточенных в рамках региональной структуры. Все вышеперечисленное должно образовать мировое сообщество, т.е. регионализм органично вписывается в глобализм.
Американские политологи Э. Ханс, Ф. Шмиттер, Л. Линдберг, Д. Най и другие в конце 50-х - начале 60-х гг. XX века усовершенствовали данную теорию взаимодействия экономических (функциональных) и политических факторов интеграции. Их заслуга в том, что они попытались применить системный подход и рассматривать интеграцию как совокупность переменных, тесно связанных друг с другом.
Функционалисты в своих
Большой заслугой позднего функционализма
является не только признание одинаковой
важности и экономических и политических
факторов, но и то, что они подошли
к интеграции как «к внутренне
противоречивому процессу», который
представляет собой сложную цепь
вытекающих друг из друга конфликтов
и компромиссов. Главная их заслуга
– это попытка анализа
III. Российский вклад в развитие теории мировой интеграции
Существенный вклад в теорию
международной экономической
3.1. Взгляды М.М. Максимовой на международную интеграцию
Максимова Маргарита Матвеевна (1920-2012 гг.) – ученый, профессор, доктор экономических наук, одна из основоположников российской школы интеграционных исследований, заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии России и Международной академической премии, орденов «Знак Почета» и «Дружба народов».
Максимова М.М. одна из крупнейших отечественных специалистов в области европейской экономической интеграции.
Обосновывая объективный характер экономической интеграции в Западной Европе, Максимова опровергла бытовавшее во времена СССР официальное утверждение о том, что ЕЭС является экономической платформой НАТО и не имеет перспектив самостоятельного развития. Она была первым советским ученым, проводившим в конце 60-х гг. научные интервью в Комиссии ЕЭС, официальные контакты с которой были практически запрещены вплоть до установления дипломатических отношений между СССР и ЕС в середине 80-х гг. XX века.
В последние годы жизни М.М. Максимова опубликовала аналитические работы, касающиеся присоединения России к Всемирной торговой организации, вопросов экономического развития на постсоветском пространстве, проблем формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана в условиях ограниченности объективных предпосылок интеграции этих разнонаправленных экономик.
Максимова М. М. предлагает определение экономической интеграции «…как объективного и вместе с тем регулируемого процесса взаимного приспособления … государств с однородной социально-экономической системой, оптимизации их экономических структур в соответствующих международных хозяйственных комплексах. … Увеличиваются объем, масштабы и интенсивность экономических связей между национальными хозяйствами разных стран и их составными частями. Эти связи приобретают все более устойчивый, длительный характер. Происходит временное приспособление национальных хозяйств друг к другу». В частности, исследователь отмечала, что появление интеграционных комплексов предопределяет собой более высокую ступень (новый качественный уровень) интернационализации производства и хозяйственной жизни.
По мнению Максимовой к достижениям отечественной школы европейской интеграции можно отнести следующее: