Теоретические аспекты организации субъектов хозяйствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:03, курсовая работа

Описание работы

Целями и задачами данной курсовой работы являются:
дать понятие сущности безналичных расчетов, их значение в денежном обороте страны, рассмотреть виды банковских переводов;
раскрыть основные принципы организации безналичных расчетов;
рассмотреть основные формы безналичных расчетов, их преимущества и недостатки;
коснуться основных проблем организации безналичных расчетов и перспектив развития безналичных расчетов в Республике Беларусь.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………......................................5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ………………….....................................................................7
Принципы организации безналичных расчётов, их понятия…………............7
Виды банковского перевода, их краткая характеристика…………………...12
2 ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХРАСЧЁТОВ………………………...18
2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика отдела образования Краснопольского райисполкома………………………………………………..…18
2.2 Расчёты платёжными требованиями и чеками………………………..……...21
2.3 Расчёты платёжными поручениями и требованиями поручениями………..29
3 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ…………….………………………………….………34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….…………….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ..…………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….44

Работа содержит 1 файл

курсач по финансам.docx

— 93.74 Кб (Скачать)

требований и контроль за расчетами со стороны покупателя и поставщика.

  1. Может осуществляться отгрузка без предварительной оплаты.

            Недостатки:

  1. Возникновение взаимной дебиторской и кредиторской задолженности.
  2. Трудоемкость, связанная с операциями по инкассо, отказами от акцепта,

запросами о судьбе неоплаченных требований.

          Пример платёжного требования и реестра платежных требований приведён в приложении А и Б соответственно.

Отдел образования Краснопольского  райисполкома не производит расчётов платежными требованиями и требованиями-поручениями ,так как является бюджетной организацией и имеет строго запланированный бюджет.

Отдел образования не берёт  на себя обязательства, которые не может  выполнить свыше предусмотренного бюджета.

Например, отдел образования  Краснопольского райисполкома осуществляет подвоз учащихся  Славгородского района до учреждений образования. Славгородский  отдел образования имеет задолженность  перед Краснопольским отделом образования,который  в свою очередь не может выставить  платежное требование,так как  обо огрганизации являются бюджетными.

Отдел образования Краснопольского  райисполкома для погашения задолженности  подает документы в суд и по решию суда производится постепенное  погашение задолженности со специального счета Славгородского отдела образования.

            Согласно Постановлению правления  Национального банка Республики  Беларусь № 66 от 29.03.2001 г. «чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя провести платеж указанной в нем суммы чекодержателю» [12].

           Участниками расчетов с помощью  чеков являются:

  • чекодатель – лицо, за счет которого осуществляется выплата средств по

чеку;

  • чекодержатель – лицо, в пользу которого производится выплата средств

по чеку.

            Чеки используются в расчетах за товары и услуги на территории Республики Беларусь как между физическими и юридическими лицами, так и между юридическими лицами.

             Различают расчеты разовыми чеками и с помощью расчетных чековых книжек.

             Расчетные чеки являются бланками строгой отчетности. Расчетный чек может быть выдан банком за счет средств, имеющихся на текущем счете физического лица, либо после внесения в банк наличных денежных средств.

             Чекодатель передает чек чекодержателю в момент приобретения товара. При предъявлении расчетного чека в уплату за товар работник предприятия, на которого возложены такие функции, проверяет:

• заполнен ли расчетный чек на бланке установленного образца;

• нет ли подчисток, исправлений текста или суммы чека;

• имеются ли на нем оттиск печати банка чекодателя и подписи должностных лиц банка чекодателя;

• удостоверяется в личности предъявителя чека по паспорту или другому документу, удостоверяющему личность.

             После проверки и принятия чека в уплату за товар чекодержатель заполняет на обороте расчетного чека соответствующие реквизиты, ставит дату об оплате, проставляет оттиск штампа предприятия и подписывает данные записи. Затем сдает принятые чеки по месту открытия расчетного счета вместе с поручением-реестром. Банк чекодержателя пересылает чеки при поручении-реестре в банк плательщика.

             При получении поручения-реестра банк-плательщик проверяет: относятся ли приложенные к ним чеки к этому банку, подлинность бланка чека и соответствие его номера выданной чековой книжке, правильность его оформления, наличие на чеке подписи владельца чековой книжки и соответствие ее образцу.

             Срок действия чековой книжки - один год. При наличии неиспользованных чеков и остатка средств на текущем счете этот срок по заявлению чекодателя может быть продлен еще на один год.

По истечении срока действия чековая книжка должна быть сдана в банк, выдавший ее, с соответствующей отметкой в заявлении-обязательстве о закрытии лицевого счета. При этом сверяются остатки по чековой книжке с данными лицевого счета. В случае их несоответствия данные лицевого счета сверяются с записями по корешкам чековой книжки.

              В тех случаях, когда на депонируемом счете имеется остаток неиспользованного лимита и срок действия чековой книжки не истек, а в чековой книжке использованы все чеки, банк может выдать новую чековую книжку. При исчерпании лимита, но наличии неиспользованных чеков лимит чековой книжки может быть пополнен.

             Схема документооборота при расчетах  чеками представлена на 

рисунке 2.5.

 3


 4


5              10 1

 6


 8


1 – представление заявления  на получения чековой книжки  и платежного поручения на  депонирование денежных средств; 2 – депонирование денежных средств  на отдельном счете; 3 – отгрузка  продукции; 4 – выписка чека и  передача его поставщику; 5 – предъявление чека на инкассо в обслуживающий банк; 6 – составление банком поручений – реестров и пересылка их вместе с чеками в банк плательщика; 7 – оплата поручений – реестров путем списания средств со счета на котором была депонирована сумма; 8 – перевод платежа в банк поставщика; 9 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 10 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

              Рисунок 2.5 – Схема документооборота при расчетах чеками

Источник: собственная разработка

           В соответствии с инструкцией о порядке проведения операций с использованием чеков из чековой книжки и расчетных чеков «главным преимуществом расчетов чеками является гарантия платежа, так как чек выписывается, или передается в момент получения товара. Основной недостаток – усложнение документооборота, так как зачисление средств поставщику (чекодержателю) производится не в момент предъявления чеков в свой банк, а лишь после их списания со счета плательщика (чекодателя)» [4].

           У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.

  Преимущества:

1. Относительная быстрота  расчетов;

2.Большая скорость поступления денег на счет чекодержателя и соответственно ускорение оборота и сокращения дебиторской задолженности;

3. Высокая степень гарантии получения товара, т.к. чек выписывается или передается в момент получения товара, выполнения работ и предоставления услуг. 

            Недостатки:

      1.Недостаточная гарантия платежей из-за недостаточности средств у чекодателя, т.е. стоимость полученных товарно-материальных ценностей или услуг должна совпадать с суммой чека;

       2. Сумма чека не позволяет уменьшить или увеличить ее размер.

           Пример чека из чековой книжки приведен в приложении В.

 

    1. . Расчё ты платежными поручениями и требованиями- поручениями

 

          Расчеты платежными поручениями – самая распространенная форма безналичных расчетов.

 Согласно Постановлению  правления Национального банка  Республики Беларусь № 66 от 29.03.2001 г. «платежное поручение - платежная инструкция, согласно которой банк-отправитель по поручению плательщика осуществляет перевод денежных средств в банк-получатель лицу, указанному в поручении (бенефициару)» [12].

          Поручением могут производиться:

  • расчеты за полученные товары при условии ссылки в поручении на номер

и дату товарно-транспортного  или иного документа, подтверждающего  отгрузку (отпуск) товара;

  • расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во

внебюджетные фонды, погашение  задолженности банку по ссуде  и процентам, переводы средств на выплату заработной платы в пользу отдельных граждан, оказание и возврат  временной финансовой помощи, предоставление займа);

  • авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами).

           Авансовый платеж – сумма денежных средств, перечисленная, выданная в счет условленного платежа или расходов, по которым отчет будет дан впоследствии;

  • оплата товарных векселей.

          Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки, при этом день выписки в расчет не принимается.

          Поручения представляются в банк в трех экземплярах. Первый экземпляр служит основанием для списания средств со счета плательщика и после совершения операции помещается в документы дня банка плательщика, второй – направляется получателю для приложения к выписке из его счета, третий – выдается плательщику.

            В платежном поручении указывается назначение платежа и делается ссылка на законодательный акт, предусматривающий формирование данного фонда. Ответственность за целевое использование средств несет их получатель.

            Банк-отправитель при приеме от клиента платежного поручения проверяет:

  • заполнение реквизитов платежного поручения;
  • подлинность и целостность платежного поручения, переданного в

электронном виде;

  • соответствие данных платежного поручения данным документов,

представленных в банк-отправитель  в установленных законодательством  случаях;

  • соответствие подписей и оттиска печати заявленным в банк образцам;
  • наличие на счете плательщика суммы денежных средств, необходимой

для осуществления перевода, в том числе для уплаты вознаграждения за услуги банка в случае, если вознаграждение производится плательщиком;       

             Банк-отправитель не принимает к исполнению платежные поручения плательщика в следующих случаях, если:

  • в платежном поручении имеются исправления и подчистки;
  • в платежном поручении не указаны обязательные реквизиты;
  • подписи и оттиск печати плательщика на платежном поручении не

соответствуют заявленным в  банк образцам;

  • не представлены необходимые в соответствии с законодательством

документы;

  • чтение реквизитов платежного поручения вызывает затруднения.

            Также банк – отправитель вправе  отказаться от приема к исполнению  поручения в случае недостачи  или отсутствия средств на  счете, если иное не предусмотрено  договором на расчетно – кассовое  обслуживание.

            Не принятое к исполнению платежное поручение не позднее банковского дня, следующего за днем его поступления в банк, возвращается банком-отправителем плательщику с указанием на оборотной стороне первого экземпляра платежного поручения причины возврата, заверенной подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

           Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении платежного поручения не позже следующего рабочего дня после обращения плательщика в банк, если иной срок не предусмотрен договором банковского счета. Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.

             Схема документооборота при расчетах  платежными поручениями представлена  на рисунке 2.2.

 1


 


 2 6


  4 


 

1 – отгрузка продукции (выполнение работ, оказание услуг); 2 –предоставление плательщиком платежного поручения в банк отправитель; 3 – проверка поручения и его оплата; 4 – перевод платежа поставщику; 5 – зачисление денежных средств на счет поставщика; 6 – извещение поставщика о поступлении денежных средств.

             Рисунок 2.2 – Схема документооборота при расчетах платежными поручениями

Источник: собственная разработка

           У этой формы безналичного расчета есть свои преимущества и недостатки.

  Преимущества:

1. Простота заполнения расчетного документа;

2. Простота операций с документами в обоих банках;

3. Относительная дешевизна и скорость расчетов.

 

 

 

            Недостатки:

      1.Отсутствие для поставщика гарантии получения платежа по причине отсутствия средств на счете плательщика;

       2. Возможность отзыва платежа без уведомления другой стороны.

 

           Пример платежного поручения  приведен в приложении Г.

            Согласно Постановлению правления Национального банка Республики Беларусь № 66 от 29.03.2001 г. «платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара либо действий, совершенных в его пользу, на основании направленных плательщику (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором» [12].

Информация о работе Теоретические аспекты организации субъектов хозяйствования