Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2010 в 22:47, курсовая работа
Задачи курсовой работы:
* изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
* изучение методик расчёта налогового потенциала, расчёт на примере Орловской области;
* рассмотреть направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методологические основы определения налогового потенциала 4
1.1 Принципы построения налоговой системы России и её законодательная база 4
1.2 Сущность налогового потенциала региона 8
1.3 Теоретические аспекты определения налогового потенциала 11
Глава 2. Направления совершенствования контроля за налоговым потенциалом региона 18
2.1 Налоговый потенциал Орловской области 18
2.2 Основные формы регулирования налоговой задолженности 25
2.3 Совершенствование контроля за деятельностью региональных налоговых органов 31
Заключение 33
Список литературы 34
Итак, налоговый потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.
2.2
Основные формы регулирования
налоговой задолженности
Основная
цель механизма регулирования
В
отечественной практике можно выделить
три формы реализации механизма
регулирования задолженности по
налогам и другим обязательным платежам
в бюджеты и государственные
внебюджетные фонды, а также пеням
и налоговым санкциям: добровольно-заявительная,
уведомительно-
Первая
форма — добровольно-
Завершение
процесса реструктуризации налоговой
задолженности организаций
Перечень методов и инструментов, которым регулируется налоговая задолженность в сфере, находящейся за пределами добровольно-заявительной формы, установлен с I января 1999 г. частью первой Налогового кодекса РФ.
Так,
в рамках уведомительно-
Согласно ст. 69 HK РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Действенность
методов и инструментов, применяемых
налоговыми органами в рамках уведомительно-
Обобщающий
показатель выражает отношение общей
суммы налоговой задолженности,
погашенной методом зачета и после
получения требования, к совокупной
налоговой задолженности в
Обобщающий показатель складывается из двух частных:
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения этой обязанности.
В случае неуплаты или неполной уплаты налогоплательщиком налога в установленный срок налоговый орган вправе произвести взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика-Порядок взыскания налога, сбора, а также пеней и штрафов за счет денежных средств, находящихся на банковских счетах налогоплательщика-организации или налогового агента-организации, регулируется ст. 46 HK РФ.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. С момента принятия налоговым органом решения о взыскании недоимки и пеней начинается реализация принудительной формы механизма регулирования задолженности.
Отсутствие
имущества или дохода налогоплательщика,
на которые может быть обращено взыскание
в части удовлетворения требований
налоговых органов, является основанием
для обращения налоговых
Статистические
данные свидетельствуют, что функционирование
института банкротства в
В последние годы отмечается резкое увеличение по сравнению с 2ооз—2004 гг- числа поступивших в арбитражные суды заявлений о признании организаций-должников банкротами.
Так,
например, в 2006 году в арбитражные
суды поступило 91 431 заявление, что в
2,8 раза больше, чем в 2005 году (32 190 заявлений),
из них почти 87 % (79 528 заявлений) поступило
от уполномоченных налоговых органов.
В 70 241 заявлении (76,8% от числа поступивших)
содержатся требования о признании
банкротами отсутствующих или
По
результатам рассмотрения 83 068 заявлений,
принятых к производству в 2006 году,
процедура наблюдения была введена
по 10 174 делам (12,2%). В 84,6% случаях по результатам
ее проведения были приняты решения
о признании должников
Процедуры,
направленные на восстановление платежеспособности
должников, осуществлялись в 2006 году в
отношении 986 организаций. Случаи, когда
в отношении должников
По результатам проведения указанных процедур только в 39 случаях (4%) производство по делу было прекращено в связи с погашением задолженности и и удовлетворением требований кредиторов.
Списание
безнадежных долгов по налогам и
сборам как инструмент регулирования
налоговой задолженности
Порядок
признания безнадежными к взысканию
и списания федеральной суммы
недоимки и задолженности по пеням
и штрафам регулируется Постановлением
Правительства РФ от 12.02.2001 № 100 «О порядке
признания безнадежными к взысканию
и списания недоимки и задолженности
по пеням и штрафам по федеральным
налогам и сборам, а также задолженности
по страховым взносам в
Данным
Постановлением в от ношении организаций
определен только один критерий для
при знания налоговой задолженности
безнадежной и подлежащей списанию
— ликвидация организацш, который
имеет юридическую природу и
не затрагивает вопросы
Суммы задолженности, оставшейся не погашенной за счет конкурсной массы обанкротившейся организации (после определения суда о завершении конкурсного производства), а также суммы списанного безнадежного долга отражаются в формах налоговой отчетности.
Действенность методов и инструментов принудительной формы механизма регулирования налоговой задолженности также предлагается оценивать относительными показателями: одним обобщающим и четырьмя частными.
Обобщающий
показатель выражает отношение общей
суммы налоговой задолженности,
принудительно взысканной и погашенной
налогоплательщиком, к совокупной налоговой
задолженности в бюджетную
Величина
обобщающего показателя формируется
за счет результативности применения
отдельных методов и
I) результативность выставления инкассовых поручений — отношение суммы поступлений, взысканных в бесспорном порядке, к сумме по выставленным инкассовым поручениям;
4)
результативность процедур
В
составе методов и
Для
оценки результативности деятельности
налоговых органов по урегулированию
задолженности по налогам и сборам,
пеням и штрафам в целом
предлагается использовать сводный
показатель, рассчитываемый как отношение
суммы зачтенной, погашенной и списанной
налоговой задолженности к
Динамика
сводного показателя зависит, с одной
стороны, от суммы доначисленных (за
вычетом уменьшенных) платежей по результатам
налоговых проверок и суммы зачтенной,
погашенной и списанной налоговой
задолженности, с другой. Как свидетельствуют
данные таблицы, этот показатель в последние
годы сохраняется в пределах 15—
20%.
2.3
Совершенствование
контроля за деятельностью
региональных налоговых
органов
В
настоящее время общепризнанной
системы критериев и
В
литературе по данной проблематике, как
правило, встречается простое
Количественные показатели — суммы поступлений налогов и сборов; суммы, доначисленные по результатам контрольной работы; суммы, взысканные в бюджет из доначисленных; суммы недоимки и задолженности по налогам и сборам; количество налогоплательщиков, состоящих на учете; качественные – выполнение установленных заданий по мобилизации налогов и сборов; темп роста поступлений в бюджет к уровню соответствующего периода прошлого года; соотношение сумм доначисленных платежей по результатам контрольной работы и объемов поступлений налогов и сборов за период; процент взыскания доначисленных сумм; количество выездных налоговых проверок за период на 1 сотрудника инспекции; доля проверок с выявленными нарушениями; суммы доначислений на 1 налоговую проверку.
Информация о работе Теоретические аспекты определения налогового потенциала