Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа
Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.
Введение
Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Структура теневой экономики
Глава 2 Причины и формы проявления теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики
2.2 Формы проявления
Глава 3 Методы борьбы и противодействия теневой экономике
3.1 Методы борьбы с теневой экономикой
3.2 Методы противодействия теневой экономике ОВД
Заключение
Список использованной литературы
За осуществление
предпринимательской
лицензированию, без лицензии, а также за нарушение установленных условий лицензирования предприниматели привлекаются к административной или уголовной ответственности (ст. 171 УК РФ).
Антимонопольный контроль и контроль за соблюдением законодательства о
правах потребителей.
Принятый 22 марта 1991 г. Закон РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках" определил
организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пресечения
правонарушений, связанных с монополистической деятельностью и нарушением
прав потребителей. Государственным органом, осуществляющим контроль в этой
сфере является Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке
предпринимательства. Положение о Министерстве РФ по антимонопольной
политике и поддержке предпринимательства утверждено постановлением
Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 793.
Министерство является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области
предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности,
недобросовестной конкуренции, развития предпринимательства и конкуренции на
товарных рынках, обеспечения контроля за соблюдением законодательства
Российской Федерации о защите прав потребителей и о рекламе, о
регулировании и контроле деятельности субъектов естественных монополий в
области связи и на транспорте.
Под монополистической деятельностью понимаются действия (бездействие)
хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на
недопущение, ограничение или устранение конкуренции и (или) причиняющие
ущерб потребителю. В статьях 5-8 Закона содержатся запреты на совершение
различных действий и соглашений, ограничивающих конкуренцию.
Статья 5. Злоупотребление
хозяйствующим субъектом
на рынке
Статья 6. Соглашения (согласованные действия) хозяйствующих субъектов,
ограничивающие
конкуренцию.
Статья 7. Акты и
действия федеральных органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного
самоуправления,
направленные на ограничение конкуренции.
Статья 8. Соглашения (согласованные действия) федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации и органов местного самоуправления, ограничивающие конкуренцию.
В статье 10 вышеуказанного Закона запрещены недобросовестная конкуренция в
различных ее формах.
Министерство
и его территориальные
обязательные для исполнения предписания о прекращении хозяйствующим
субъектом нарушений Закона РФ "О конкуренции и ограничении
монополистической деятельности на товарных рынках".
Должностные лица хозяйствующего субъекта, не выполнившие в срок законное
предписание Антимонопольного комитета, привлекаются к административной
ответственности. Задачи, функции, права Министерства РФ по
антимонопольной
политике и поддержке
соответствующим Положением. Монополистическая деятельность и
ограничение конкуренции влечет в соответствии с действующим
законодательством уголовную ответственность (ст. 178 УК РФ).
Торговый контроль. Важнейшими государственными органами, осуществляющими
контроль в этой криминогенной сфере экономики являются:
Комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт
России), Госторгинспекции МВЭС России, Государственный санитарный надзор
России, Министерство сельского хозяйства и продовольствия (Минсельхозпрод
России), Государственный таможенный комитет РФ, Министерство РФ по
антимонопольной
политике и поддержке
обеспечении контрольных
функций принимают участие
3.2
Основные принципы и
методы противодействия
теневой экономике в
ОВД.
В государственных властных
Второй – репрессивный - подход
возник как своеобразная
Создается впечатление, что в новом российском государстве абсолютно всеми проявлениями теневой экономики занимается ряд государственных органов: МВД, ФСБ, Госналогслужбу, ФСНП. Практически все государственные ведомства на федеральном и региональном уровне, начиная с ЦБ и Министерства юстиции и заканчивая Министерством труда, в той или иной степени соприкасаются с проблемами теневой экономики. Однако сложилась парадоксальная ситуация: множество ведомств занимаются этими проблемами, а она продолжает развиваться. Несогласованность действий ведомств, дублирование управленческих функций ведет именно к образованию «управленческого вакуума» и позволяет «теневикам» безнаказанно продолжать свою преступную деятельность.1
В сложных схемах уклонения
от налогообложения всегда
Подобная же картина
Так, проводя следствие о незаконном предпринимательстве, сотрудники МВД не обращают внимания на возможные связи данного преступления с налоговыми преступлениями других лиц, так как это не входит в их компетенцию; в лучшем случае появившиеся материалы сразу направляются в органы налоговой полиции. Отсутствие прав по борьбе с налоговой преступностью и необходимых подразделений не позволяет органам МВД России осуществлять эффективную борьбу с теневой экономикой в целом. В то же время придание ему подобных функций означало бы фактическую ликвидацию ФСНП России как самостоятельного органа.
Сосредоточение у ФСНП
Для борьбы с теневыми
При сложившейся ситуации
Однако если, наконец, встанет
вопрос о создании «
В связи с экономическими
В
сложной и многообразной
ОВД, обладая сильно разветвленной территориальной структурой, должны собирать социологическую и криминологическую информацию, на базе которой можно было бы вырабатывать криминологические прогнозы и соответствующие организационно-правовые и экономические решения.