Теневая экономика

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 00:10, курсовая работа

Описание работы

Что такое теневая экономика? На этот вопрос даются самые разные ответы. Высказывается мнение, согласно которому теневая экономика - экономическая деятельность, противоречащая данному законодательству, т.е. она представляет собой совокупность нелегальных хозяйственных действий, которые подпитывают уголовные преступления различной степени тяжести.

Содержание

Введение

Глава 1. Определение и сущность теневой экономики
1.1 Понятие теневой экономики
1.2 Структура теневой экономики

Глава 2 Причины и формы проявления теневой экономики
2.1 Причины возникновения теневой экономики
2.2 Формы проявления

Глава 3 Методы борьбы и противодействия теневой экономике
3.1 Методы борьбы с теневой экономикой
3.2 Методы противодействия теневой экономике ОВД


Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

План написания работы.doc

— 179.00 Кб (Скачать)

     2. Создание теневого запаса оборотных  средств. Руководители и работники  крупных производственных предприятий производят его за счет «экономии» с целью получения дополнительного личного денежного дохода. Включает в себя несколько этапов: 

     · Создается теневой запас за счет повышения нормы расходов на изготовление какого-либо продукта или списания деталей и оборудования, пригодных для дальнейшей эксплуатации; 

     · Находится фирма, которая по фиктивным  документам отписывает поставку «экономии», но уже в материальном выражении; 

     · Происходит оплата поставки и «оприходование»  сырья или продукции, уже находящейся на предприятии; 

     · Фирма - поставщик обналичивает оплату и делится с партнерами - работниками  предприятия (производит «откат»).  

     3. Теневое обналичивание денежных  средств. Для проведения теневых  платежей предприятию необходимы  неофициальные денежные средства. Сложившийся сектор теневой экономики по превращению официальных денежных средств в неофициальные - «обналичка» - делает это следующим образом: 

     · Предприятие производит предоплату за продукцию или услуги; 

     · Фирма по «обналичке» выдает наличные деньги и фиктивные документы на товар или услуги, за которые была получена предоплата (товар не отгружается); 

     · Предприятие приходует «полученный» товар и списывает продукцию  на производственно-хозяйственную  деятельность. 

     Предприятие может выйти напрямую на фирму, занимающуюся обналичиванием, и тогда за услугу платят до 2% (в 2007 году наметилась тенденция увеличения). При данной схеме повышается риск обнаружения теневых операций, так как предприятие контактирует с фирмой-однодневкой и ее работниками. Так же предприятие может найти фирму-посредника, которая берет на себя прямой контакт с фирмой по «обналичке» при работе с документами и теневыми наличными деньгами. В этом случае процент за услугу составляет до 10%. 

     4. Теневая деятельности при проведении тендеров и конкурсов, внедренных в финансово-хозяйственную деятельность государственных учреждений или крупных акционерных обществ с целью борьбы с коррупцией. По мнению авторов идеи, при участии в закупках нескольких фирм гарантируется честный и объективный выбор предложений по ставкам. На практике же данный механизм не всегда работает: чиновники и владельцы предприятий и здесь нашли лазейки, которые позволяют учесть их материальный интерес: 

     · Государственная организация (акционерное  общество) выдает задание (заказ) на тендер с условиями, которые может выполнить только одна фирма, или в тендере учувствуют по заранее согласованным условиям фирмы-фавориты; 

     · Фирма-фаворит «выигрывает» тендер, и происходит выплата «отката» чиновникам. 

     Итак, предприятия, желающие обойти законные способы получения прибыли, и  вместо того, чтобы заплатить налоги и жить честно, находят множество  лазеек и способов. Такие фирмы  используют ряд механизмов теневого сектора, чтобы избежать наказания. 
 
 

Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой 

3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью.

    

Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности".

      Зарубежные и отечественные криминологи  отмечают взаимосвязь и

Взаимообусловленность между гражданскими, административными правонарушениями и преступлениями. В особенности это касается правонарушений и преступлений в сфере экономики. Они имеют общие детерминанты противоправного поведения, общую правовую природу, схожесть механизма формирования личности преступника и деликатной личности, совершаются в одинаковых типичных условиях, порождены сходными причинами и имеют единую направленность. Поэтому эффективная борьба с менее опасными видами правонарушениями - административными, гражданско-правовыми,финансовыми, которую осуществляют контролирующие органы, является эффективным средством предупреждения преступности в сфере экономики.Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

Контроль негосударственных  организаций. В зависимости от конкретного

субъекта можно  выделить:

    . банковский  контроль - его субъектами выступают  коммерческие банки;

    . страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при

      страховании ответственности, а  также при некоторых видах

      имущественного страхования и  страхования предпринимательских  рисков;

    . потребительский  контроль - осуществляется потребителями и бществами

      защиты прав потребителей.

    . аудиторский  (независимый) контроль – осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;

    . контроль, осуществляемый специализированными  негосударственными

   организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).

    . Внутренний  контроль - осуществляется подразделениями  внутреннего

      контроля хозяйствующих субъектов:  подразделения внутреннего аудита,

      ревизионные комиссии, службы экономической  безопасности организаций.

В зависимости  от предмета и сферы контроля различают:

   (  финансовый  контроль (в том числе - налоговый,  валютный, бюджетный,

аудиторский и  т.п.)

    . финасорегистрационный контроль - контроль за соблюдением

      законодательства при регистрации  субъектов предпринимательской

      деятельности;

    . лицензионный  контроль и надзор - контроль за  соблюдением

      законодательства при осуществлении  деятельности, подлежащей

      лицензированию;

    . антимонопольный  контроль - контроль за соблюдение  антимонопольного

      законодательства хозяйствующими  субъектами, органами государственной

      власти и местного самоуправления;

    . контроль  соблюдения законодательства о защите прав потребителей;

    . контроль  за соблюдением законодательства  в отдельных сферах экономики

      и на отдельных рынках, в том  числе - на рынке ценных бумаг,  в сфере

      страхования, негосударственного  пенсионного обеспечения, в сфере

      торговли, в сфере оборота алкогольной  продукции. 

Регистрационный контроль. Это вид государственного контроля, осуществляемого Государственной регистрационной палатой. Этот орган

производит регистрацию  предприятий различных организационно-правовых форм.

Законом РФ "О  местном самоуправлении в Российской Федерации" полномочия по регистрации предпринимательской деятельности предоставлены также районной, городской и районной в городе администрации (и. 5 ст. 57, и. 5 ст. 68, и. 3ст. 78).

      Разрешительный способ возникновения юридических лиц является средством контроля за надлежащим их образованием, который позволяет осуществлять предварительный контроль до фактического начала их деятельности. Контроль при создании предприятий имеет целью исключить или воспрепятствовать осуществлять незаконную экономическую деятельность. В частности, в интересах борьбы с коррупцией не могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей и работать по совместительству в коммерческих структурах должностные лица органов государственной власти и управления и государственные служащие.

Юридический статус любое предприятие приобретает  только в результате

государственной регистрации. При внесении изменений  и дополнений в уставные документы учредитель обязан представить их на перерегистрацию. В процессе перерегистрации регистрационная палата и местная администрация осуществляют

текущий контроль за их деятельностью. Несовершенство действующего

законодательства  о регистрации предприятий в  определенной степени

способствует  криминализации экономики. Гражданский кодекс РФ (ст. 51) по этому вопросу делает отсылку на закон о регистрации юридических лиц,

который не принят.

      Специалистами предложены ряд  мер по усилению регистрационного  контроля предпринимательской деятельности. К ним, в частности, относятся установление ответственности за нарушение порядка регистрации как для

потенциальных руководителей регистрируемых предприятий, так и для

должностных лиц  регистрирующих органов; предусмотреть  правовые основания для отказа в регистрации некоторым категориям лиц (например, ранее судимым за корыстные или корыстно-насильственные преступления, в отношении которых возбуждены уголовные дела либо имеются иные достоверные данные об их противоправной деятельности).

Лицензионный  контроль и надзор. Лицензирование различных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)

Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм, правил торговли.

Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

    . лицензирование;

    . надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий;

    . приостановление  действия лицензий;

    . возобновление  действия лицензий;

    . переоформление  документов, подтверждающих наличие  лицензий;

    . формирование  и ведение реестра лицензий.

Надзор за соблюдением  лицензиатом лицензионных требований и условий

осуществляется  государственными надзорными и контрольными органами,

лицензирующими органами.

Лицензирующие органы имеют право:

    . проводить  проверки деятельности лицензиата  на предмет соответствия

      осуществляемой лицензиатом деятельности  лицензионным требованиям и

      условиям;

    . запрашивать  и получать от лицензиата необходимые объяснения и справки

      по вопросам, возникающим при  проведении проверок;

    . составлять  на основании результатов проверок  акты (протоколы) с

      указанием конкретных нарушений;

    . выносить  решения, обязывающие лицензиата  устранить выявленные

      нарушения, устанавливать сроки  устранения таких нарушений;

    . выносить  предупреждение лицензиату;

    . осуществлять  иные предусмотренные законодательством  полномочия.

Государственные надзорные и контрольные органы, иные органы государственной власти при выявлении нарушений лицензионных требований и условий сообщают об этом лицензирующему органу.

Контроль за соблюдением лицензионных условий  осуществляют лицензирующие органы. В случае грубых или систематических нарушений условий лицензирования лицензия аннулируется или ее действие приостанавливается.

Информация о работе Теневая экономика