Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 11:20, реферат
Цель исследования – это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий и методов борьбы с ней.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
- выявить предпосылки возникновения теневой экономики;
- определить методы борьбы с теневой экономикой.
Введение……………………………………………………………..…….3
Теневая экономика: сущность, виды и формы…………..…………..….5
Предпосылки возникновения теневой экономики……………..………11
Список использованных источников…………………………….……...22
В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. Так, в африканских странах этот показатель достигает 30%, в Чехии - 18%, а на Украине - 50%; удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%. Показатель 40-50% является критическим. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. Ключевым признаком теневой деятельности можно считать уклонение от официальной регистрации коммерческих договоров или умышленное искажение их содержания при регистрации. При этом основным средством платежа становятся наличные деньги и особенно иностранная валюта. В решении же деловых вопросов преобладают так называемые «разборки». В понятие «теневая экономика» как многогранное, сложное и емкое явление включены:
- основные капиталы (движимость и недвижимость, ресурсы и средства производства);
- финансовые средства и ценные бумаги (акции, векселя, электронные карты, приватизационные сертификаты, компенсации и др.);
-
личные капиталы структур
- демографические ресурсы (лица, которые задействованы в теневой экономической деятельности).
Если
приоткрыть «теневую завесу», то за ней
окажется «пирамида» движущих сил
неформального сектора
Своеобразная надстройка теневой экономики - сугубо криминальные элементы: торговцы наркотиками, оружием, угонщики автомобилей, киллеры, наемные убийцы, сутенеры. К этой категории можно отнести и представителей органов власти и управления, если они берут взятки или торгуют государственными должностями и интересами.
В середине - теневики-хозяйственники. К ним следует отнести предпринимателей, коммерсантов, финансистов, промышленников, мелких и средних бизнесменов, в том числе и «челноков». Эти люди - «мотор» экономической деятельности, и не только нелегальной.
Третья группа представлена наемными работниками, причем как физического, так и интеллектуального труда. К ним могут примыкать коррумпированные государственные служащие, в доходах которых (по некоторым данным) до 60% составляют взятки.
Общий
интерес для всех слоев “пирамиды”
заключается в получении
Так какие же существуют экономические основания для так называемого «ухода в тень»? Практически любая организация в России оказывается перед выбором между легальным и "теневым" оборотом; при принятии решения ее руководство оценивает "плюсы" и "минусы" каждого варианта. Будем исходить из того, что решение "уходить в тень" или нет, обусловливается экономической выгодностью, а не моральными стимулами. Создание "крыши" криминальными и иными структурами влечет, с одной стороны, необходимость ее оплаты. С другой стороны, появляются преимущества в бизнесе при заключении выгодных контрактов, предотвращение рисков неполучения средств от недобросовестных партнеров (ПРкр - возможность получения дополнительных финансовых средств). Они должны быть примерно равными (ОПЛкр = ПРкр) или финансово - выгодными (ОПЛкр < ПРкр) для "серых" фирм. При экономической невыгодности (ОПЛкр > ПРкр) фирма предпочитает вести легальный бизнес. Применяя аналогию налогово-бюджетного процесса с куплей - продажей общественных благ, можно говорить о том, что государство создает правовое и экономическое пространство для ведения бизнеса (УБгос - условия для бизнеса, создаваемые государством) и берет за это плату в форме налогов (НАЛгос). Справедливость налогов определяется не только величиной налогов, но и выгодой от использования предоставляемых государством возможностей и гарантий (УБгос < > НАЛгос). Справедливыми налоги будут в случае равенства этих величин (УБгос = НАЛгос).
При превышении налогового давления над выгодой от услуг, получаемых от государственной регламентации экономической жизни (УБгос < НАЛгос), фирме будет выгодней "уйти в тень". При обратной ситуации (УБгос > НАЛгос) - невыгодно будет государству: оно не сможет покрыть понесенных затрат, что спровоцирует кризис и анархию. При некоторых ситуациях это может быть оправданным, например, при стимулировании ускоренного развития частной инициативы.
По экономической сути государство и "крыша" осуществляют сходные функции. Основная разница между ними заключается в правовом обосновании: государство уполномочил на это избиратель (народ), а "крыша" осуществляет эту деятельность незаконно. С точки зрения экономики, хозяйствующему субъекту все равно, как получать прибыль и кто обеспечит ему ее получение. Дилемму: уходить в "тень" или нет, основанную на "конкуренции" государства и криминальных группировок по вопросу обеспечения условий ведения бизнеса, - можно выразить в виде соотношения: < - уход в "тень";
ОПЛкр + УБгос = ПРкр + НАЛгос - безразличие; (1)
> - легальная деятельность.
В
соответствии с вышеприведенным
тезисом в качестве еще одного
наиболее значимого фактора, влияющего
на выгодность работы в легальном
или "теневом" секторе экономики,
можно назвать работу государственных
органов. Сами по себе величины налоговых
отчислений, установленные в
Важную
роль здесь играет вероятность наступления
отрицательных финансовых последствий
(Р) и их величина (ФС - финансовые санкции)
в сравнении с величиной
< - выгоднее работать в "теневом" секторе;
Р х ФС + Т х ОТЧ = НАЛ - безразличие; (2)
> - фирме выгоднее работать в правовом поле.
Данное соотношение (2) может быть уточнено с учетом ставки рефинансирования. Его можно также совместить с выражением (1) и иными факторами, оказывающими влияние на выбор фирмы законно или незаконно вести свой бизнес.
Из выше представленного соотношения можно сделать вывод, что на принятие решения фирмы заниматься легитимной или "серой" деятельностью оказывает влияние не только величина налоговых платежей, определяемая действующим налоговым законодательством, но и ставка рефинансирования, иные особенности кредитно-финансовой системы государства.
Подходя к данному вопросу в обобщенном виде, можно рассматривать и иные факторы, оказывающие влияние на получение фирмой прибыли, то есть на достижение ею своей конечной цели. При этом могут быть выделены те из них, на которые государство может оказывать влияние, регулируя их величину, например транспортные расходы на доставку товаров потребителям, плата за энергоресурсы, уровень заработной платы и потребительских цен и др. На этой основе может быть сформировано многофакторное соотношение, учитывающее неявное влияние на величины прибылей и затрат.
На
основании баланса прибылей и
убытков в таком соотношении
фирма принимает решение о
возможности и необходимости
перехода в "теневой" сектор всего
или части бизнеса. При этом она
оценивает величину и значимость
каждого из учитываемых факторов,
сумму средств, необходимую для преодоления
связанных с ним рисков. Иными словами,
фирма оценивает свои возможности и ресурсы,
комбинирует их с целью максимизации дохода.
Наличие в данном соотношении факторов
государственного влияния позволяет проводить
аналогичный анализ и со стороны государства,
то есть оценивать свои возможности и
ресурсы соответствующих ведомств, комбинировать
их с целью повышения негативного влияния
рисков, связанных с работой вне правового
поля. Следует обратить внимание на то,
что максимизировать следует именно негативное
влияние рисков, а не налоговые поступления.
Принудительное изъятие налоговых средств
может подорвать цикл расширенного воспроизводства
фирмы и в будущем лишить государство
налоговых платежей вообще. В данном случае
фирма сама должна решать вопрос об уплате
всех налогов сегодня или нести дополнительные
убытки завтра. Решить этот вопрос наиболее
разумным образом государственные органы
не могут (они действуют в жестких рамках
своей компетенции), но это может сделать
сама фирма (так как именно она является
субъектом предпринимательской деятельности).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
1. Федеральный Закон от 7.08.01 N115-Ф3 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
2. Федеральный Закон от 09.07.1999 №
154-ФЗ (ред. от 27.07.2004) «О
внесении изменений и
3. Голованов Н. М., Перекислов В.
Е. Теневая экономика и
Информация о работе Теневая экономика: сущность, формы (виды), масштабы