Теневая экономика Росии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 12:30, реферат

Описание работы

Цель данной работы – выявить основные причины и предложить способы ограничения роста теневого сектора в экономике России. Для достижения цели необходимо решить задачи:
Выявить структуру и осовные признаки теневой экономики
Раскрыть негативный эффект “теневой” деятельности на экономику России.
Рассказать об условиях, способствующих совершению экономических преступлений в нашей стране.
Раскрыть методы выявления теневого сектора экономики
Выявить пути ограничения роста “теневой” деятельности в России.

Содержание

Введение 2
Понятие теневой экономики и формы ее проявления 4
Теневая экономика: истоки и признаки 8
Универсальные причины теневой экономики 11
Структура теневой экономики: теоретические аспекты 15
Заключение 21
Литература 24

Работа содержит 1 файл

контрольная.docx

— 51.48 Кб (Скачать)

 

Функциональный  аспект системного подхода раскрывает механизм внутреннего и внешнего функционирования теневой экономики, взаимодействие ее элементов между собой и окружающим миром.

На уровне внутреннего  функционирования система теневой  экономики реализует свои свойства через функцию сохранения действенных  теневых экономических отношений  и функцию развития. На уровне внешнего функционирования система теневой  экономики проявляет свои свойства через функции дополнения, замены, «вторичной функции» и криминальной.

Реализация функций происходит через системный механизм экономических  связей, которые проявляются в  конкретных явлениях экономической  действительности. Примерная схема  реализации функций системы теневой  экономики представлена на рис. 1.2.

Рис. 1.2. Реализация функций в теневой экономике (по Н. В. Болва)

 

Рассматривая теневую  экономику как особым образом  упорядоченную систему связей, отметим, что эти связи могут особым образом координироваться. Выделяют четыре типа общественной координации:

  1. бюрократический
  2. рыночный
  3. этический
  4. агрессивный

Объективной причиной стремительного расширения российской теневой экономики  является смена отношений координации  в действующей общественной системе. Предназначение российских реформ в  этом контексте заключалось в  свертывании «бюрократической»  и расширении «рыночной» координации. Однако для включения отношений  «рыночной» координации необходимы определенные условия (преодоление  товарного дефицита, спада производства, контроль над инфляцией и т. д.), которые не были соблюдены. В результате экономические отношения в системе  перестали регулироваться вообще. В  этом случае возникают отношения  «агрессивной» координации, регулируемой с помощью силы, неопосредованной ни моралью, ни законом.

Таким образом, функционирование системы теневой экономики тесно  связано с развитием экономической  системы. Основываясь на положениях системного подхода, мы определяем теневую экономику в общенаучном смысле как особую самоорганизуюгцуюся, саморегулирующуюся систему, развивающуюся в рамках действующей экономической системы в соответствии с общими ее принципами и находящуюся в гармоничном равновесии со своей средой. Особенность системы теневой экономики заключается в том, что она не является официальной, имеет сложную структуру, специфическое функционирование, обеспечивающее ее существование практически во всех экономических системах. [2]

 

Заключение

В настоящее время теневая  экономика - предмет значительного  числа научных работ и публикаций. Однако единого, общепринятого универсального понятия теневой экономики не сформулировано. Для более полного  учета объемов производства ВВП  используется статистический подход на основе принятой Госкомстатом России методологии Системы национальных счетов ООН. При этом теневая экономика  определяется как неучтенная официальной  статистикой экономическая деятельность, которая включает три вида деятельности: скрытую, неформальную, нелегальную.

Природа теневой экономики  определяется деятельностью экономических  агентов, стремящихся максимизировать  доходы путем минимизации совокупных издержек, в состав которых включаются и налоги. Прирост прибыльности хозяйственной  деятельности в рамках теневой экономики  определяется ве-личиной ставки налогообложения  доходов экономических агентов, вероятностью выявления контролирующими  государственными органами факта уклонения  от уплаты налогов и размером соответствующих  санкций.

Несмотря на наличие в  экономике страны и деятельности правоохранительных органов устойчивых позитивных тенденций, обстановка в  экономической и налоговой сферах продолжает оставаться сложной и  характеризуется ростом экономической  преступности, тесно связанной с  теневой экономкой.

Роль теневой экономии в трансформирующихся социально-экономических  системах неоднозначна. С одной стороны, уход от налогообложения повышает конкурентные преимущества предприятий, практикующих теневые действия, позволяет получать дополнительные доходы работникам этих предприятий, снижает уровень реальной безработицы. С другой стороны, теневая экономика наносит ущерб государственному бюджету, снижает эффективность макроэкономической политики, деформирует структуру экономики, ухудшает инвестиционный климат, конкурентную среду для законопослушных налогоплательщиков и наносит ущерб национальным интересам государства, его экономической безопасности.

Масштабы теневой экономики  и экономической преступности в  значительной степени связаны с  качеством действующей законодательной  и нормативно-правовой базы. Проблема правового регулирования борьбы с криминализацией экономики  имеет давнюю историю, неразрывно связанную  историей становления и развития российской государственности.

К настоящему времени в  России сложилась система правового  обеспепечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических  преступлений. Конституция 1993 г., Гражданский  кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ законодательно закрепили принципы новых экономических  отношений рыночного типа. Кодекс РФ об административных правонарушениях  и Уголовный кодекс РФ определили ответственность за правонарушения и преступления в сфере экономики.

Один из основных недостаток действующего российского законодательства - отсутствие комплекса специализированных уголовно-правовых, процессуальных, финансово-фискальных мер, направленных непосредственно  на борьбу с организованной преступностью, защиту свидетелей.

Для устранения имеющихся  недостатков законодательства, а  также в целях прогнозирования  появления новых способов совершения экономических преступлений необходимо на государственном уровне создать  систему криминологической экспертизы разрабатываемых и принимаемых законов и нормативных актов, регулирующих сферу экономических отношений.

 

 

Литература

  1. Закон РФ «О противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем»
  2. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е., Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. – М: Дело, 2005. – 240 с.
  3. Голованов Н.М., Перекислов В.Е. – Фадеев В.А., Теневая экономика и легализация преступных доходов. – СПб.: Питер, 2003. – 303 с.: ил. – (Серия «Закон и практика»)
  4. Лунеев В. Теневая экономика: криминологический аспект.//Общество и экономика,2004.-№2.-с.100-106.
  5. Латов Ю.В.Экономика вне закона: очерки по теории и истории теневой экономики.//www.ie.boom. ru

 


Информация о работе Теневая экономика Росии